"урок добра" в подготовительной к школе группе
материал (подготовительная группа)

Монахова Марина Вячеславовна

Мое занятие с детьми подготовительной группы было приурочено к святочным дням. За основу был взят рассказ ГХ Андерсена - ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ, кстати является одним из святочных рассказов...

Мы вместе с детьми вспомнили праздник Рождество Христово, Новый год, старый НГ и добрались до святок...  Детям было предложено послушать вышеуказанный рассказ, сделать выводы.Главной целью такого занятия было привить детям чувство сотрадания, любовь к ближнему. В итоге детские сердца сравнили с серебряными колокольчиками. Заключительным этапом такого занятия стала совместная лепка угощения для бедной девочки из сказки (заранее было приготовлено соленое тесто, из которого дети лепили крендельки)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobra_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК ДОБРА

В подготовительной группе

Тема: «Святочные рассказы«Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена»

Цель - пробудение чувства сострадания и милосердия через восприятие святочного рассказа Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками»

Задачи:

Образовательные: развивать понятие «святочный рассказ», продолжить знакомить обучающихся с творчеством Г. Х. Андерсена.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать милосердие, сострадание, доброту.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь рассказать о том, что такое святочный рассказ;

Регулятивные:

- уметь самостоятельно находить пути решения поставленной проблемы;

- уметь оценивать собственную деятельность.

Познавательные:

- уметь самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные:

- уметь высказывать свою точку зрения и слушать мнение другого человека;

- уметь подбирать адекватные речевые средства

Личностные:

- развить сознательное стремление к добру;

- развить способность к проявлению милосердия и сострадания.

Тип занятия: комбинированный.

Формы работы учащихся: групповая

 Ребята, а вы знаете, какой сегодня день? (старый Новый год) А совсем недавно, какие мы празники отмечали? (Новый год и Рождество).

Ребята, поднимите руку, у кого из вас эти праздники любимые?

-Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество. (рождество Иисуса Христа, вспомнить про крестики и изображение  на нем…)

Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

- А как называется время от Рождества до Крещения(Святки)

В России и во всём христианском мире в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.

В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит под Новый год, это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей. В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”. Андерсен тоже писал такие рассказы, которые стали достоянием всего мира. Он отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Святочные рассказы. Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками»

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее,а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и.

-Кого мы видим на улице в этот предновогодний холодный вечер? (Найдите описание портрета девочки в тексте)

-Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную тёмную ночь на улицу(нищенское существование)

-Какие чувства испытывает малютка(голод, холод, страх)

-Новый год семейный праздник. Почему же девочка не спешит домой? (вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее).

-Опишите жилище маленькой нищенки (дома холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками)

-О чём думает несчастная девочка? (Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала)

-Может ли она надеяться на подарки? Почему?

- А о чём она мечтает, но боится сделать? (Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички)

-Ребята, какое настроение было у вас до чтения отрывка? Изменилось ли оно? Какие чувства вы испытали? Почему? Что больше всего потрясает? (равнодушие людей)

У:Из тех фраз,что вы озвучили,понятно, что всем стало грустно, что до глубины души потрясает людское равнодушие

-Как вы думаете, посмеет ли она зажечь спичку?

чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг. пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

-Почему девочка всё-таки решилась зажечь спичку(видимо, это давняя мечта) –

Что она видит пока горит эта волшебная спичка?

(свою мечту-печку, чтоб согреться)

-Только ли о физическом тепле мечтает ребёнок?

(нет, ей хочется и человеческого тепла)

-Что это, сон или явь?

-Что может произойти дальше? Проверим ваши предположения.

Она чиркнула еще одной спичкойспичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея (тонкая прозрачная ткань)Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но. спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

-Что она видит на этот раз? Какие краски, запахи появляются в её воображении?

(стена прозрачная, белоснежная скатерть, чудесный аромат, фарфоровая посуда и новогоднее ЧУДО, которое она ждёт, как все дети - волшебный гусь)

-Почему именно гуся видит девочка(символ рождественского ужина)

-Почему именно такая картина предстала перед ней: гусь пошёл к ней навстречу? Пока она продавала спички и просила милостыню, ей кто-то протянул руку, пошёл навстречу?

(он единственный пока был рад её появлению, гусь более живой, чем люди с очерствевшими душами за толстыми стёклами окон и витрин магазинов)

-Что произойдёт дальше? –

-Что на этот раз ей поможет увидеть волшебная спичка?

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но. спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

-Где теперь оказалась девочка(она сидела перед роскошной рождественской елкой)

-Почему девочка сравнивает увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?

(дома не будет праздника, там нищета, холод, голод, побои; она понимает, что там она лишняя, что никому не нужна, от неё ждут только денег)

-Почему увиденная ёлка кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни? (это её огромная мечта)

-Почему Г. Х. Андерсен даёт возможность своей маленькой героине именно через окно полюбоваться ёлкой? (п. ч. весь этот мир чудес со сладкими пирогами, игрушками, нарядными ёлками спрятан от неё за толстым стеклом)

- Что символизирует окно? (оно как будто делит мир девочки на 2 части – мир реальный и мир мечты, но он для неё закрыт)

-А спички? Что каждая из них освещала?

(две стороны жизни)

У:У одних было всё:тёплый дом, жареный гусь, рождественская ёлка, у др. -ничего, оставалось только мечтать. Зажигаемые девочкой спички дают возможность читателю ещё ярче увидеть реальную жизнь героини и её мечту о рождественском счастье.

-Я предлагаю поработать в ДТЗ разными цветными пастами,карандашами. Давайте подведём черту и сделаем заголовки. Каким цветом вы напишите слово реальность? А Мечта?

Реальность Мечта, подаренная волшебными спичками

Холодный чердак Тёплая комната, горячая печка

Голод Жареный гусь

Побои отца Рождественская ёлка

Страх Праздник

-Существуют ли обе стороны жизни для девочки(да)

-Так какова же роль волшебных спичек?

(помогают осуществиться мечте о новогоднем счастье)

- Прочитайте последние строчки 4-й части: «Малютка протянула к ним руки, но. спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след». Как вы их понимаете? Что происходит с девочкой(наверное, засыпает)

-Три спички сожжены, троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти дальше?

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.

-Почему именно бабушку видит девочка?

(она добрая и по-настоящему любит девочку, а без любви жить страшно)

-Для чего девочка зажигает все спички сразу( «Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!»Боится потерять надежду на счастье, которая умирает последней)

-Давайте обратимся к ДДЗ и допишем строчку в реальную жизнь девочки и в мечту. Что самое страшное было в жизни девочки(смерть бабушки)

-А что произошло от света волшебной спички(они встретились)

-Цветными карандашами заполните свои ДДЗ

Потеря любимой бабушки Встреча с бабушкой

-Подведите черту. Мы снова работаем с ДДЗ-

- Выделите ключевые слова в этой части текста запишите в ДДЗ. Изменилось ли что-то в настроении девочки? Почему, на ваш взгляд?

(озаренные светом и радостью, ни голода, ни холода, ни страха)

Фраза, заставившая задуматься Почему?

озаренные светом и радостью,

ни голода, ни холода, ни страха!

-Так что же произошло с девочкой? И есть ли продолжение рассказа? Прочитайте.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

-Что произошло с девочкой(умерла)

- Можно ли в полной мере отнести это произведение к разряду святочных? (нет, ожидали счастливый конец в духе рождественских рассказов)

-И всё-таки, встретила ли она своё новогоднее счастье, рождественское чудо?

- В чём оно заключалось? (да, это встреча с бабушкой)

-Попала ли девочка на праздник? Найдите в тексте.

(И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье).

--Почему люди, нашедшие утром девочку, считали, что она хотела просто согреться?

-Почему такой грустный конец сказки? Что хотел сказать своему читателю Андерсен? Только ли хотел разжалобить? (не всем живется хорошо, надо помогать, люди были внимательнее к окружающим, сострадание, призывал к милосердию)

Геннадий Циферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

-Услышали ли вы звон грусти? Уловили ли, поняли настроение автора?

-Давайте позвоним в свои колокольчики. И пусть этот звон останется в ваших сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социализации. Тема: «Уроки этикета». Подготовительная к школе группа

Конспект занятия предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. В ходе занятия у детей формируется правильное понимание нравственных норм и понятий: воспитанность, вежливость, культура, доброжел...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Уроки этикета"

Систематизация знаний детей о понятии "этикет"....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Путешествия – прогулки по книгам – хрестоматиям УМК «Добрый мир» Занятие по Программе «Добрый мир». Конспект интегрированного занятия. Тема: «Барашки на лугу» (подготовительная к школе группа)

Путешествия – прогулки по книгам – хрестоматиямУМК  «Добрый мир»Занятие по Программе «Добрый мир».  Книга 2Образовательная область: художественно-эстетиче...

Конспект образовательного мероприятия «Уроки доброты» (подготовительная к школе группа (6 – 7 лет))

Конспект образовательного мероприятия   «Уроки доброты»(подготовительная к школе группа (6 – 7 лет))...

Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»

                   Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...

Конспект образовательного мероприятия «Уроки доброты» (подготовительная к школе группа (6 – 7 лет))

Занятие направлено на обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи, о бережном отношении к себе и другим .Занятие познакомит с понят...