ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
статья

Зотикова Ирина Михайловна

Данным вопросом занимались такие ученые и исследователи как Жан-Жак Руссо, Селестен Френе, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко.

В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_pechat.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Данным вопросом занимались такие ученые и исследователи как Жан-Жак Руссо, Селестен Френе, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко.

В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д.

Предметная среда детства предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Как известно развитие ребенка происходит в деятельности. Для удовлетворения своих познавательных потребностей ребенку необходимо пространство, то есть среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Размеры и организация среды зависят от возрастных особенностей детей.

Непосредственное влияние среды начинается уже с раннего возраста. Сначала окружающая среда ограничена: дом, в котором живет ребенок, квартира, игрушки. Затем оно расширяется и включает в себя улицу, ясли, детский сад, район, город… Процесс развития ребенка и та среда, которую создают для него взрослые, становятся единой системой, элементы которого находятся в постоянном взаимодействии.

Проблемность предметной среды, предметной ситуации, порождает у ребенка вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Атрибуты культуры, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать возникающую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Принципы конструирования предметно-развивающей среды:

1. Принцип уважения потребностей, нужд ребенка – потребность в движении, деятельности; потребность в общении; потребность в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор – с кем, как и во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами. Так, например, на третьем году жизни это развитие движений и речи, поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи, каталки, простые сюжетные картинки, прочные книжки с предметными картинками. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям было удобно организовывать совместную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра – для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель – предмет, игрушка, оказавшийся в поле внимания. Поэтому  в группе желательно иметь стеллажи бездверные, прозрачные.

2. Принцип гибкого зонирования среды – (нежесткое центрирование) это позволяет детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности – двигательной, музыкальной, рисованием, конструированием, игрой и т.д. Так, возможен следующий подход к организации среды в группе:

  • Центр сюжетно-ролевой игры
  • Центр грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи)
  • Центр науки (уголок природы, место для экспериментирования и опытов)
  • Центр строительно-конструктивных игр
  • Центр математики
  • Центр искусства (материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы для изобразительной, музыкальной и пр. деятельности)

Кроме того желательно иметь спортивный комплекс – способствует развитию движений и координации.

При зонировании желательно разделять уголки для спокойных и подвижный видов деятельности. Разделять можно ширмами, знаками и символами, стойками, перегородками.

3. Принцип уважения мнения ребенка – целесообразно перед первым приходом ребенка в ДОУ или после лета спросить родителей (в анкете, беседе) о том, чем увлекается их ребенок, к чему проявляет склонности, какие игрушки любит. Важно также спросить самого ребенка об этом и внести в обстановку группы те игры (игрушки, материалы), которые доставят ребенку радость.

4. Принцип опережающего характера содержания образования – необходимо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Дети различаются по уровню развития, появляется возможность диагностики детей, активизирует инициативность, любознательность ребенка.

5. Принцип динамичности – статичности среды. Заменять можно материалы, игрушки, фоны, перегородки – это будет стимулировать ребенка к познавательной активности, к проявлению любознательности и инициативности.

6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – важно установление контакта между ребенком и взрослым, между детьми. Поэтому размер и планировка помещений должны быть такими, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения эмоционального состояния.

7. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества – среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка.

8. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

9. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • вызывать проявление жестокости  по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные  с безнравственностью и насилием;
  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень);
  • многовариативность;
  • обобщенность;
  • открытость (возможность придумывать новые задания);
  • полифункциональность (возможность широкого использования  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
  • дидактические свойства;
  • разнообразие по уровню сложности;
  • возможность применения группой детей;
  • использование различных фактур.

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

  • оборудование для развития общих движений;
  • игровые средства для развития мелкой моторики;
  • игровые средства для развития сенсорного восприятия;
  • игровые средства для развития мышления;
  • игровые средства для развития речи и языка;
  • игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
  • игровые средства для социально-эмоционального развития;
  • игровые средства и материалы для творческого развития;
  • игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

Консультация «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»

Одна из главных задач, решаемых в дошкольном учреждении - физкультурно-оздоровительная работа. Работая с детьми, мы воспитываем у них желание заботится о своём здоровье, но проблема заключается в том,...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...