Главные вкладки
Технология проектной деятельности 2021-2025 гг.
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Результат использования проектной деятельности | 23.91 КБ |
Методические рекомендации по организации проектной деятельности | 99.9 КБ |
Технология проектной деятельности | 102.17 КБ |
Проект Хлеб - всему голова | 109.68 КБ |
proekt_hleb_-_vsemu_golova.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Результат использования технологии проектной деятельности
ВЫВОД:
Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у воспитанников, а на самореализацию их личности.
В группе созданы соответствующие условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся. Стимулированы интересы детей к определенным проблемам.
Сформирована субъектная позиция у ребенка, раскрыта его индивидуальность, реализованы интересы и потребности.
Развиты коммуникативные навыки: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать.
Активизирована совместная работа родителей и детей в организации проектной деятельности.
Предварительный просмотр:
Этапы работы над проектом с детьми дошкольного возраста.
Этапы работы над проектом.
|
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации
проектной деятельности в ДОУ.
Методические рекомендации по организации
проектной деятельности в ДОУ.
Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.
Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.
Советы воспитателю по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право
на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.
15
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-
ределенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Алгоритм разработки проекта.
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы. |
Начальный. | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. |
Планирование. | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха |
Принятие решения. | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Наблюдение. Консультации. |
Выполнение. | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформлением. |
Оценка результатов. | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. |
Защита проекта. | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. 55 |
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
76
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности в ДОУ.
Технология проектной деятельности в ДОУ.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Метод проектов стал популярен в 1920-х годах и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Американский педагог Д.Дьюи предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Но опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась и в других странах. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким. Под его руководством была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов.
Развитие он получил в работах Уильяма Килпатрика, который обобщил опыт проектного обучения и содействовал массовому распространению метода проектов.
Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:
1.детские интересы – главное;
2.проекты копируют различные стороны бытия;
3.дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
В форме проектов организована работа с дошкольниками в некоторых детских садах Италии. Воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании принимаются во внимание возможности самообучения, связи педагогов и родителей, контекст пространства, а так же распорядок дня.
В американской образовательной программе «Шаг за шагом» - проектный метод, важная составляющая педагогического процесса, воспитатель и дети могут инсценировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив.
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе, которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности (активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.
Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
-по тематике;
-по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. - это долгосрочный проект.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
- воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
- реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.
Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- могут реализовать свои творческие способности.
Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.
Предварительный просмотр:
Проект
на тему:
«Хлеб - всему голова»
ТИП ПРОЕКТА: практико-ориентированный
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: краткосрочный
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой
Выполнила
Марку М.И.
Воспитатель
Химки, 2024 г
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, воспитатели, родители
АКТУАЛЬНОСТЬ: «Хлеб - всему голова» - всем известная пословица. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прием пищи. Наше утро всегда начинается с хлеба: будь то бутерброд, гренки, сухари и т. п. Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, благополучия и достатка. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Люди старшего поколения уважительно и бережно относятся к хлебу. И нас учили его беречь. Мы тоже должны передать юному поколению, в первую очередь, дошкольникам, потребность к почтению хлеба и осознания цены хлеба. То, что будет вложено с малых лет – он запомнит на всю жизнь. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.
ПРОБЛЕМА: С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. У современных детей нет понимания ценностного отношения к хлебу. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. А это говорит о слабых знаниях детей о том, откуда берётся хлеб. Как же научить детей уважать хлеб? Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.
ЗАДАЧИ:
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность;
- Развивать связную монологическую и диалогическую речь,
- Развивать творческое воображение и мышление
- Развивать любознательность к процессу изготовления соленого теста.
- Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из соленого теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувства уважения к труду людей;
- Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Доставить детям радость от полученных впечатлений
Обучающие:
- Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания и производства хлеба;
- Обогащать знания детей о хлебе, труде взрослых;
- Формировать знания о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого
продукта для жизни человека;
- Обогащать словарный запас детей.
Предполагаемый результат:
1. Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
2. Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.
3. Формирование бережного отношения у детей к хлебу.
4. Пополнение и активизация словарного запаса.
5. Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в нравственном воспитании детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы проекта.
I этап – подготовительный.
1. Выбор темы проекта
- Выяснение уровня знаний детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом,
используя модель трёх вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?
- Постановка цели, определение задач.
- Поиск форм реализации проекта (совместно с родителями).
- Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о процессе выращивания хлеба.
3. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
- Подбор методической литературы.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
II этап – основной (практический).
Организация совместной (с родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Образовательная область Социально – коммуникативное развитие
Игровая деятельность:
-дидактические: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Что сначала, что потом», «Что сделано из муки», «Что лишнее?», «Назови профессии»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы: «Каким бывает хлеб?», «О хлебе», «Чем полезен хлеб?», «Берегите хлеб»
Образовательная деятельность
ОД: «Откуда к нам пришел хлеб?»
Экспериментально – исследовательская деятельность
- Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя (рассматривание)
- Рассматривание и сравнение колосков ржи, пшеницы и овса.
- Опыт по замешиванию солёного теста.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Раскрашивание раскрасок «Что испекли мы из муки?»
Хоровод «Каравай»
Слушание песен: «Колосок», «Оладушки», «Пирожки», «Каравай»;
Образовательная деятельность
Аппликация «Колосок»
Лепка из соленого теста «Бублики, баранки и другие хлебобулочные изделия»
Рисование «Колобок»
Образовательная область «Речевое развитие»
Рассматривание картин, иллюстраций, фото с изображением сельскохозяйственной техники, полевых работ, людей разных профессий, выращивающих хлеб; серии демонстрационных пособий «Злаки» «Хлебобулочные изделия»,
Образовательная деятельность
ОД «Хлеб – всему голова»
ОД «Путешествие в страну хлеба»
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Я. Тайц «Всё здесь»
стихотворения:
«Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов
«Хлебушек душистый» С. Погореловский,
«Золотой дождик» Е. Трутнева.
«Солнечный каравай» Г. Виеру.
«Колосок» М. Роман
«Будет хлеб, будет счастье» П. Руденко.
«После жатвы» В. Романчук
Чтение русских народных сказок:
«Колобок», «Колосок», «Легкий хлеб».
Чтение пословиц, поговорок, потешек, считалок, о хлебе.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Пальчиковые игры: «Что такое бутерброд», «Хлеб», «Пирог», «Гости»
- Утренняя гимнастика «Колосья».
- Подвижная игра «Мы убираем урожай», «Собери колоски», игра малой подвижности: «Где мы были, мы не скажем, что мы делали, покажем!»,
Совместная работа родителей с детьми.
1. Разучивают с детьми стихи, поговорки, пословицы.
2. Изготовление атрибутов для с/р игр.
3. Чтение произведений по теме проекта
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей «Детям о хлебе», «О пользе хлеба»
2. Совместно с родителями создать мини-музея «От зёрнышка до хлебушка»
3. Приобретение семян злаковых культур.
4. Посетить с детьми отдел хлебобулочных изделий.
5. Принести фотографии для оформления альбома «Я люблю готовить тесто – это жутко интересно» (совместное выпекание изделий из муки в домашних условиях)
6. Организация чаепития для детей.
7. Подбор произведений по теме.
III этап – заключительный.
Подведение итогов реализации проекта
Презентация проекта: Создание мини-музея «От зёрнышка до хлебушка»
Продукт проектной деятельности: Создание альбома «Я люблю готовить тесто – это жутко интересно»
ВЫВОД:
Дети узнали о многообразии хлебных продуктов. Познакомились с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают. У детей обогатился словарный запас по данной теме. У детей сформировалось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Созданный мини-музей явился результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии детей. Дети поняли, что хлеб сам не родится. Его растят золотые руки хлеборобов. Хлеб полезен: в нём много питательных веществ, витаминов, необходимых человеку. Дети стали бережнее относиться к хлебу и ценить его.
Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?»
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности в детском саду является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно - образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Мы с воспитанниками старшей группы с помощью различных экспериментов проследили путь рождения хлеба из колоска. Сделали это мы при помощи следующих опытов.
Опыт 1.
Тема опыта: ЧТО ВНУТРИ КОЛОСКА ПШЕНИЦЫ?
Цель опыта: формирование представления о том, что в колосках пшеницы, ржи находятся зёрна
Оборудование: колосья пшеницы
Ход опыта.
Дети «разобрали» колосья пшеницы и увидели, что внутри колосьев находятся зёрна.
Вывод: колосок состоит из зёрен.
Опыт 2.
Тема опыта: МОЖНО ЛИ ИЗ ЗЕРНА ДОБЫТЬ МУКУ?
Цель опыта: формирование представления о том, что муку добывают из зерна
Оборудование: зёрна злаковых культур, ложка или ступка с пестиком
Ход опыта.
Воспитатель при помощи ложки или ступки с пестиком раздавил зерно. Зерно раскрошилось в мелкую белую крошку - муку.
Вывод: муку добывают из зерна злаковых культур.
Опыт 3.
Тема опыта: МОЖНО ЛИ ПРОРАСТИТЬ ЗЁРНА?
Цель опыта: формирование представления о том, что пшеница прорастает из зёрнышка.
Оборудование: зёрна пшеницы, ёмкость с марлей, вода.
Ход опыта.
В ёмкость с марлей поместили зёрна пшеницы, которые смочили водой. Через три дня появились ростки.
Вывод: ростки пшеницы появляются из семян.
Опыт 4.
Тема опыта: КАК ИЗ МУКИ ПОЛУЧАЕТСЯ ТЕСТО?
Цель опыта: формирование представления о том, что тесто получается из муки.
Оборудование: мука, яйца, сахар, разрыхлитель теста, ванильный сахар, сливочное масло.
Ход опыта.
Замесили тесто для печенья при помощи рецепта:
200г сливочного масла
150 г сахара
2 ч. Ложки разрыхлителя
450-500 г муки.
Вывод: тесто делают из муки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг детей группы «Радуга» раннего возраста
Мониторинг детей группы «Радуга» раннего возраста...
Мониторинг детей группы «Радуга» раннего возраста
Мониторинг детей группы «Радуга» раннего возраста...
Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...
Мониторинг адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Мониторинг адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...
Мониторинг развития детей раннего возраста в ДОУ
Мониторинг развития детей раннего возраста в ДОУ...
Мониторинг адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуаль...
Промежуточные результаты мониторинга детей раннего возраста .
Материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста ....