Сенсорное развитие у детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)

Прокопенко Елена Сергеевна

Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

По самообразованию

Тема самообразования: «Сенсорное развитие   у детей раннего возраста»

Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

-Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

-Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твёрдый и т.п)

-Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Актуальность выбранной темы:

Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выводы

Изучение методической литературы

ФГОС ДО

Программа «Детство»

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез, 2015.

Сентябрь - май

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

 Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

 Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. 

 

Работа с детьми

Сентябрь

1. Диагностика, адаптация детей

2.«Назови геометрическую фигуру»

1. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

2. Учить детей узнавать и

правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Октябрь

1.«Пересыпание ложкой»

2. «Прыг – скок по дорожке»

1. Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

2. Учить детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Ноябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек» «Определи на ощупь» ( найти предметы, различающиеся по одному признаку)

Декабрь

1. «Игра-шнуровка»

2. «Найди окошко для фигурки»

1. Развивать у детей мелкую моторику рук.

2. Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

.

геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник

Январь

1. «Подбери по форме»

2. Игры с прищепками:

1. Закрепление знания геометрических фигур: круг,

выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

квадрат, треугольник.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук.

Февраль

  1. «Кто скорее соберёт игрушки»
  2. «Счётные палочки»

1.Учить детей группировать объекты по форме, величине, но имеющих одинаковый цвет.

2. Учить детей с помощью счётных палочек выкладывать различные фигурки.

Март

  1. «Воздушные шары»
  1. Закрепление знания

  1. «Пальчиковые игры с
  1. цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
  2. Вращение между рук,

  1. грецкими орехами»
  1. катание ладонями по столу.

Апрель

  1. «Платье для Кати»
  2.  «Сделаем куклам бусы»
  1. Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.
  2. Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить

Май

  1. «Башня из кубов»
  2. «Окрашивание воды»
  1. Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, ещё

  1. Формирование представления об оттенках цветов (светлый, тёмный).

Работа с родителями :

- Индивидуальные беседы с родителями о сенсорном развитии.

- Консультации на тему «Сенсорное развитие детей 2-3 лет», «Воспитание сенсорной культуры».

- Фото-выставка «Мои игрушки».

- Семинар-практикум по сенсорному развитию.

-Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей по средствам дидактических игр».

-Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

-Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группК нам в гости пришли куклыЦель :- развитие мелкой моторики пальцев с использованием специальной игры;- закрепить знания цвета: красный ,си...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их  можно использовать как в свободной деятельности детей, т...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их  можно использовать как в свободной деятельности детей, т...

Папка передвижка на тему " Сенсорное развитие у детей раннего возраста"

Папка передвижка о значении сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста...

Буклет по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Буклет по сенсорному развитию для детей раннего возраста...

план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

план по самообразованию "Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...