Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду
статья (подготовительная группа)
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_realizatsiya_tehnologii_produktivnogo_chteniya-slushaniya_.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду
Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).
«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием» (О.В. Чиндилова).
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Основные приемы продуктивного чтения-слушания
«Диалог с автором»
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка точности свои предположений)
Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.
Комментированное чтение
Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме рассуждений, предположений. Словарная работа - объяснение и уточнение значений слов, которое ведётся по ходу чтения.
Отличие традиционного занятия от занятия, построенного в технологии продуктивного чтения-слушания
| Традиционное занятие | Продуктивное чтение-слушание |
До чтения | Взрослый готовит к восприятию текста: «Сегодня мы узнаем… Сейчас мы поговорим о творчестве писателя…» | Дети прогнозируют название и содержание текста: «Предположите о чем этот текст, как он может называться (по иллюстрации, по обложке) Возникает мотивация к чтению |
Во время чтения | Взрослый читает текст, дети молча слушают. | Взрослый читает и вместе с детьми ведет диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют содержание, проверяют себя по тесту. Возникает читательская интерпретация |
После чтения | Дети отвечают на вопросы взрослого, организуется беседа по тексту. | В ходе беседы уточняют позицию автора, творческие задания обеспечивают углубленное восприятие текста |
Этапы работы с текстом
I. Работа с текстом до чтения - предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п.
Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Дети листают, рассматривают иллюстрации, задают вопросы взрослому, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.
Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
II. Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
- задать вопросы автору;
- включить воображение детей;
- привлечь внимание к чему-то и пр.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.
Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:
- диалог с автором
- комментированное чтение
III. Работа с текстом после чтения - обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания.
Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Результат: понимание текста, выражение своего отношения к героям.
Основные приемы, используемые в работе с текстом после чтения:
- вопросы к детям («Назовите главных героев рассказа», «Кто из них вам больше понравился? Почему?»);
- повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям (« Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?», «Как бы вы по-другому назвали этот рассказ?);
- выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста (игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой и жестами героя), игровая проблемная ситуация «Как бы ты поступил на месте героя», «Придумай другой конец произведения», пересказ по мнемотаблицам, инсценировка, нарисуй рисунок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»
laquo;Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»...
«Технология продуктивного чтения - слушания в детском саду»
Технология продуктивного слушания в ДОУ...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»...
Реализация технологии продуктивного чтения - слушания.
Я считаю, что технология продуктивного чтения- слушания позволяет использовать совершенно новый подход к прочтению текста, пониманию его смысла, а значит и помож...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Мой город» с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Мой город» с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)...
Мастер-класс для педагогов "Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду"
Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивает...
«Реализация технологии продуктивного чтения-слушания с детьми старшего дошкольного возраста»
Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне.Для получения информации, чтобы «быть в курсе»...