Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду
статья (подготовительная группа)

Конюкова Агнесса Николаевна

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду

Чтение   дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).

«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием» (О.В. Чиндилова).

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

   Основные приемы продуктивного чтения-слушания

«Диалог с автором»

В – вопрос (найди, задай);

О – ответ (ответь на этот вопрос);

П – проверка точности свои предположений)

Задача взрослого  научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".  Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.

Комментированное чтение

Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме рассуждений, предположений. Словарная работа - объяснение и уточнение значений слов, которое ведётся по ходу чтения. 

Отличие традиционного занятия от занятия, построенного в технологии продуктивного чтения-слушания

 

Традиционное занятие 

Продуктивное чтение-слушание 

До чтения 

Взрослый готовит к восприятию текста: «Сегодня мы узнаем… Сейчас мы поговорим о творчестве писателя…»

Дети прогнозируют название и содержание текста: «Предположите о чем этот текст, как он может называться  (по иллюстрации, по обложке)

Возникает мотивация к чтению 

Во время чтения 

Взрослый читает текст, дети молча слушают.

Взрослый читает и вместе с детьми ведет диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют содержание, проверяют себя по тесту.

Возникает читательская интерпретация 

После чтения 

Дети отвечают на вопросы взрослого, организуется беседа по тексту.

В ходе беседы уточняют позицию автора, творческие задания обеспечивают углубленное восприятие текста

Этапы работы с текстом

I. Работа с текстом до чтения - предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п.

Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Дети листают, рассматривают иллюстрации, задают вопросы взрослому, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.

II. Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:

- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;

- задать вопросы автору;

- включить воображение детей;

- привлечь внимание к чему-то и пр.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:

                         -   диалог с автором 

                         -  комментированное чтение 

III. Работа с текстом после чтения - обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания.

Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Результат: понимание текста, выражение своего отношения к героям.

Основные приемы, используемые в работе с текстом после чтения:

- вопросы к детям («Назовите главных героев рассказа», «Кто из них вам больше понравился? Почему?»);

- повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям (« Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?», «Как бы вы по-другому назвали этот рассказ?);

- выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста (игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой и жестами героя), игровая проблемная ситуация «Как бы ты поступил на месте героя», «Придумай другой конец произведения», пересказ по мнемотаблицам, инсценировка, нарисуй рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»

laquo;Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД  художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»...

«Технология продуктивного чтения - слушания в детском саду»

Технология продуктивного слушания в ДОУ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»...

Реализация технологии продуктивного чтения - слушания.

    Я считаю, что  технология продуктивного чтения- слушания  позволяет использовать совершенно новый подход к прочтению текста,  пониманию его смысла, а значит и помож...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Мой город» с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Мой город» с использованием технологии продуктивного чтения (слушания)...

Мастер-класс для педагогов "Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду"

Чтение   дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивает...

«Реализация технологии продуктивного чтения-слушания с детьми старшего дошкольного возраста»

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне.Для получения информации, чтобы «быть в курсе»...