Программа кружка по дополнительному образованию дошкольников "Умелые ручки" 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом.
Программа способствует:
- Развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- Закреплению положительных эмоций;
- Возникновению желания трудится, и овладевать особенностями мастерства;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_kruzhka_pautova.docx | 279.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»
Россия,141650, Московская область, Клинский район, г.Высоковск, ул.Большевистская, д.9а Телефон 8 (49624) 6-21-76
Принята на Утверждаю: Педагогическом совете Заведующий МДОУ – Д/С № 20 «ВАСИЛЕК» МДОУ – Д/С № 20 «ВАСИЛЕК» «___»______________20___ г. ________________Т.С.Петрова Протокол №___________ «___»_______________20___ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно - эстетической направленности
«Умелые ручки»
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 3-4 года
СРОК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД
Автор:
Паутова Л.В.
Бондарева К.С.
г. Высоковск
2020 г.
- Пояснительная записка
- Новизна
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных занятиях мы используем самое разнообразное оборудование и материалы (нетрадиционные техники рисование, игры с крупой, бусинами, шнурками, пуговицами, разнообразные настольные дидактические игры из дерева и пр).
Включение разнообразной деятельности, сменяющей одна другую в течение занятия позволяет сильнее заинтересовать детей, не вызывает быстрой утомляемости, что гарантирует наилучшие результаты проведенной работы.
- Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом.
Программа способствует:
- Развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- Закреплению положительных эмоций;
- Возникновению желания трудится, и овладевать особенностями мастерства;
- Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что содержание программы направлено на развитие у детей мелкой моторики рук.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
- Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
- Цель программы:
Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
- Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
- Отличительные особенности
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук; пальцев.
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- нетрадиционные способы рисования
- лепка из пластилина, пластилиновая картина;
- аппликации из бросового и природного материала
- Адресат программы.
- принимаются все желающие;
- Объем и сроки освоения программы:
Срок реализации программы – 1 год.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Длительность одного занятия – 15 мин
- Форма обучения: очная.
- Особенности организации образовательного процесса
Для достижения наилучшего результата мы используем различные формы организации занятий. Занятия проводятся со всей группой детей.
Большое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, в течение занятия педагог контролирует, анализирует и при необходимости помогает, исправляет ошибки каждому учащемуся. Так же проводится индивидуальная работа с детьми, отстающими или испытывающими сложности в процессе работы на занятиях. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и развития чувства коллективизма.
- Режим занятий, периодичность и продолжительность:
1 год обучения - 1 раз в неделю по 1 учебному часу;
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
- Планируемые результаты:
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
- Формы аттестации
- Изготовление альбома фотографий детских работ;
- Проведение выставок детских работ.
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Готовая работа
Выбрать соответствующее вашему плану
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитическая справка по диагностике, Выставка детских работ.
- Материально-техническое обеспечение:
- Пластилин.
- Доски для лепки.
- Цветной картон.
- Цветная бумага.
- Клей.
- Краски – гуашь.
- Альбомы для рисования.
- Пуговицы.
- Карандаши цветные.
- Ножницы.
- Крупы.
- Текстильный материал.
- Ватные палочки, диски.
- Массажные мячики
- Детские пипетки.
- Столы
- Настольные игры
- Групповое помещение
- Информационное обеспечение:
- Интернет источники.
- Цифровой фотоаппарат
- Кадровое обеспечение:
Руководители кружка – педагоги, которые знают психолого-педагогические особенности возрастной группы обучающихся, профессионально владеет широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Компетентны, профессионально авторитетны.
- Паутова Людмила Владимировна, закончила курсы повышения квалификации:
ООО «Центр непрерывного образования и инноваций»
Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы реализации дополнительного образования детей в дошкольной образовательной организации (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально - коммуникативное развитие); 72 часа; 29 мая 2020год, Санкт-Петербург.
- Бондарева Ксения Сергеевна
Истринский профессиональный колледж - филиал ГГТУ, специальность - воспитатель детей дошкольного возраста,2020 год
- Учебно-тематический план занятий
для детей 3-4 лет
(36 часов)
№ | Тема занятия | Количество | Форма аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Мониторинг | 1 | 3 | 4 | Аналитическая справка |
2 | Осень | 1 | 7 | 8 | Выставка работ |
3 | Зима | 0,5 | 4,5 | 5 | Выставка работ |
4 | Мир вокруг нас | 1 | 7 | 8 | Выставка работ |
5 | Животный мир | 1 | 3 | 4 | Выставка работ |
6 | Весна | 2 | 4 | 6 | Выставка работ |
7 | Мониторинг | 0,5 | 0,5 | 1 | Аналитическая справка |
Итого | 7 | 29 | 36 |
- Содержание занятий
Раздел 1. Осень
Тема 1. Помоги зайке
Теория. Техника безопасности при проведении занятия
Практика.
- Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
- Игра помоги зайке найти дорогу к домику (пальчиком провести дорожку к домику.)
- Пальчиковая гимнастика «Зайчики»
Тема 2. Овощи
Теория. Техника безопасности при проведении занятия
Практика.
- Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
- Штриховка «Овощи».
- Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты».
Тема 3. Фрукты
Теория. Техника безопасности при проведении занятия
Практика.
- Массаж пальчиков мячиком — ёжиком «Веселый прыжки» дети берут мячик в руку и прыгают им по ладони другой рукой, затем меняют руки.
- Раскрась «Фрукты».
- Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Тема 4. Ягоды
Теория. Техника безопасности при проведении занятия
Практика.
- Массаж пальчиков резинкой для волос «Резинка» - поочередное одевание резинки на каждый пальчик.
- Аппликация «Малина»
- Пальчиковая гимнастика «Ягоды».
Тема 5. Овощи с огорода
Теория. Техника безопасности при проведении занятия
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»
2. «Морковка» – раскрась по образцу
3. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
Тема 6. Одежда
Теория. Техника безопасности при проведении
Практика.
1. Упражнение «Недошитое платье» - «пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы.
2. Самомассаж граненым карандашом
Тема 7 «Птицы»
Теория. Техника безопасности при проведении
Практика.
1. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками
2. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки
3. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходим по столу сначала медленно, затем быстро
Тема 8. «Транспорт»
Теория. Техника безопасности при проведении
Практика.
1. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру
2. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе.
3.Пальчиковая игра «Вертолет»
Раздел 2 Зима
Тема 1. Признаки зимы
Теория
Практика
1. Пальчиковая гимнастика «Погреемся»
2.Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки
3. Рисование «Дорисуй ветку, на которой сидит воробей»
Тема 2 «Деревья зимой»
Теория
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»
2. Игра с прищепками «Наряжаем елочку»
3. «Зимние деревья» рисование ватными пальчиками
Тема 3. Новый год.
Теория.
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
2. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки
3. « В лесу родилась Ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка
Тема 4. «Снег идет»
Теория.
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
2. Пластилинография «Снегопад»
Тема 5. «Солнечный день»
Теория.
Практика.
1. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко
2. Игра «Чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые
3. Пластилинография «Солнышко»
Раздел 3. Мир вокруг нас
Тема 1. «Одежда»
Теория.
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье»
2. Упражнение «Недошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью
3. Рисование «Укрась платье Маруси» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора
Тема 2. Игрушки
Теория.
Практика.
1. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки
2. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы
3. «Пирамидка» лепка из пластилина
Тема 3 «Виды транспорта»
Теория.
Практика.
1. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками»
2. Рисование «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге
Тема 4 «Профессии»
Теория.
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
2. Игра «Мы строители» - строим из строительного материала гараж
3. Самомассаж гранеными карандашами
Тема 5. «Дом»
Теория.
Практика.
1. Игра «Что лишнее» - чудесный мешочек
2. «Домик для мишутки» - рисуем на манке
3. Складывание контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу
Тема 6 «Электроприборы»
Теория
Практика
1. Раскрашивание рисунка, не выходя за контур (Телевизор, Утюг)
2. Упражнение « Что спряталось в комочке»
Тема 7 «Армия»
Теория.
Практика.
- Массаж пальчиков грецким орехом.
- Пальчиковая гимнастика «Армия».
- «Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
Тема 8 «Мамин праздник»
Теория.
Практика.
1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки
2. рисование «Платочек для мамы» - рисуем пальчиками
3. Выложить из палочек лучики солнышку
Раздел 4: Животный мир
Тема 1. «Дикие животные»
Теория.
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «На лужок»
2. Рисование «Угостим медвежонка медом» - рисование сот пальчиками
3.Упражнение «Животные ходят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой
Тема 2. Домашние животные
Теория.
Практика.
1. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь
2. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки
3.Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем
Тема 3. «Животные»
Теория.
Практика
1. Рисование «Нарисуй хвост коню»
2. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка»
3. Самомассаж гранеными карандашами
Тема 4 . «Насекомые»
Теория.
Практика.
1. Упражнение «Цветочный лужок» с помощью мозаики сделать цветы
2. Коллективное рисование «Вот такие ножки у сороконожки»
Раздел 5 Весна
Тема 1. «Весна»
Теория.
Практика.
1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»
2. Аппликация «Весенний букет»
3. Игры с пуговицами (рассортировка в коробочки по цвету)
Тема 2 «Звонкая капель»
Теория.
Практика.
1. Упражнение «Что тонет, что не тонет»
2. Разрезная картинка «Соберем кораблик»
3. Пальчиковая игра «Одуванчик»
Тема 3. Весеннее солнышко»
Теория.
Практика
1. Игра «Узнай фигуру» (геометрические фигуры в мешочке»)
2. Упражнение «Веселые ладошки» учимся завязывать узелки, бантики
3. Рисование ватными палочками «Одуванчики»
Тема 4. «Цветы»
Теория.
Практика.
1. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки
2. Лепка «Одуванчики»
3. Пальчиковая игра «Букет цветов»
Тема 5. «Дождь»
Теория
Практика
1. Упражнение «Кто больше соберет фасоли» - из сухого бассейна выбрать фасоль
2. Штриховка тучки по образцу
Тема 6. «Лето»
Теория
Практика
1. Пальчиковая гимнастика «Лето»
2. Смешивание красок пипеткой «Цветная водичка»
3. Аппликация «Украсим бабочке крылья»
Календарный учебный график
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Продолжительность каникул | Летние, 3 месяца |
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов | Сентябрь – май |
Год обучения программы | 2020-2021 |
Группа «Ягодки» | 3-4 года |
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | 2 | 16.00 – 16.25 | Беседа | 1 | Мониторинг | Групповое помещение | |
2. | сентябрь | 9 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Беседа | 1 | Мониторинг | Групповое помещение | |
3. | сентябрь | 16 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Беседа | 1 | Мониторинг | Групповое помещение | |
4 | сентябрь | 23 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Беседа | 1 | Мониторинг | Групповое помещение | Аналитическая справка |
5. | сентябрь | 30 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Помоги зайке | Групповое помещение | Выставка |
6. | октябрь | 7 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Овощи | Групповое помещение | Выставка |
7. | октябрь | 14 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Фрукты | Групповое помещение | Выставка |
8. | октябрь | 21 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Ягоды | Групповое помещение | Выставка |
9. | октябрь | 28 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Овощи с огорода | Групповое помещение | Выставка |
10. | ноябрь | 11 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Одежда | Групповое помещение | Выставка |
11. | ноябрь | 18 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Птицы | Групповое помещение | Готовая работа |
12. | ноябрь | 25 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Транспорт | Групповое помещение | Выставка |
13. | декабрь | 2 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Признаки зимы | Групповое помещение | Выставка |
14. | декабрь | 9 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Деревья зимой | Групповое помещение | Выставка |
15. | декабрь | 16 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Новый год | Групповое помещение | Выставка |
16. | декабрь | 23 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Снег идет | Групповое помещение | Выставка |
17. | декабрь | 30 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Солнечный день | Групповое помещение | Готовая работа |
18. | январь | 13 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Одежда | Групповое помещение | Выставка |
19. | январь | 20 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Игрушки | Групповое помещение | Выставка |
20. | январь | 27 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Виды транспорта | Групповое помещение | Выставка |
21. | февраль | 3 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Профессии | Групповое помещение | Выставка |
22. | февраль | 10 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Дом | Групповое помещение | Выставка |
23. | февраль | 17 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Электроприборы | Групповое помещение | Выставка |
24. | февраль | 24 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Армия | Групповое помещение | Готовая работа |
25. | март | 3 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Мамин праздник | Групповое помещение | Готовая работа |
26. | март | 10 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Дикие животные | Групповое помещение | Выставка |
27. | март | 17 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Домашние животные | Групповое помещение | Выставка |
28. | март | 24 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Животные | Групповое помещение | Выставка |
29. | март | 31 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Насекомые | Групповое помещение | Выставка |
30.. | апрель | 7 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Весна | Групповое помещение | Выставка |
31. | апрель | 14 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Весеннее солнышко | Групповое помещение | Готовая работа |
32. | апрель | 21 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Звонкая капель | Групповое помещение | Выставка |
33. | апрель | 28 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Цветы | Групповое помещение | Выставка |
34. | май | 5 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Дождь | Групповое помещение | Выставка |
35. | май | 12 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Лето | Групповое помещение | Выставка |
36. | май | 19 | 1 подгруппа – 16.00 – 16.25 | Практическое занятие | 1 | Мониторинг | Групповое помещение | Аналитическая справка |
5. Методическое обеспечение программы
- Методы обучения.
- практический
- словестный
- наглядный
Основные методические подходы:
- Доступность - предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Наглядность - объяснение принципа работы с материалами и техники выполнения занятий. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- Систематичность и последовательность - материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Личностный подход в обучении - в процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Формы организации учебного занятия
Игра, практические занятия, мастер-классы, творческие мастерские, открытые занятия.
- Педагогические технологии.
Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть, и объединяет общим содержанием, сюжетом.
Здоровье сберегающая технология позволяет строить работу на занятиях, с учетом сохранения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
- Алгоритм учебного занятия.
- Массаж
- Практическое занятие
- Пальчиковая гимнастика
- Рефлексия
- Выставка работ
- Дидактические материалы:
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая игра «Раскопки для малышей»
Разрезные картинки «Кораблик»
Развивающие карточки «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Транспорт», «Животные».
Обучающие плакаты «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».
6.Литература.
Литература для педагогов.
Нормативно-правовая литература
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06-1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 № 28-02-484/16 Минобразования России «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных на заседании Научно – методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
Методическая литература
- Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, В.В. Цвынтарный ,Санкт-Петербург, 1997.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, И.А.Лыкова ,Москва-2013.
- 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей, А.В.Никитина, Санкт-Петербург, 2009.
- Рука развивает мозг, Любина Г. , Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
- Веселые пальчиковые игры, Новикова О., Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
- Сенсорные способности малыша , Пилюгина Э.Г. ,«Мозаика-Синтез», 2003г.
Интернет ресурсы:
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
- Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
- Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581288
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
- Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
Литература, рекомендованная детям и родителям.
- Страна пальчиковых игр, идеи для развития мелкой моторики, А.М. Диченскова, изд. Феникс, 2012г;
- 30 уроков развития мелкой моторики руки. - М.: Современная школа, Кузьма, 2011
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет. – Москва, 2008 г.
Приложение 1
Диагностическая карта
№ п/п | ФИО Ребенка | «Управление руками» | «Семейка» | «Зайчик» |
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».
Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»
Низкий уровень — ребенок выполняет движения не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» Во II младшей группе
Пояснительная записка Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой ...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Ступеньки к творчеству"
для детей старшей и подготовительной к школе группы...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Почемучка"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей ...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Раз ступенька, два ступенька»...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...