Проект " Обитатели живого уголка"
проект (средняя группа)

Ильченко Ольга Сергеевна

Краткосрочный ( 2 МЕСЯЦА) проект по экологии

«Обитатели живого уголка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obitateli_zhivogo_ugolka.docx388.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Россоши

Краткосрочный ( 2 МЕСЯЦА) проект по экологии

«Обитатели живого уголка»

Воспитатели:

Ильченко Ольга Сергеевна

Машошина Любовь Викторовна

Россошь 2018 год.

Цель: Познакомить детей с обителями живого уголка: рыбками, черепашкой, хомячком, морской свинкой, попугайчиком,улиткой.Формирование заинтересованного, бережного отношения к животным.

Актуальность  проекта: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка.

Ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя; что для животного вредно, а что полезно.

Для достижения цели и реализации задач поставленных в проекте, нами было проведено анкетирование родителей по теме «Экологического воспитание в семье».

Анкета позволила сделать выводы, что в семьях есть дома животные: собаки, кошки, черепаха, морская свинка, хомячок, улитка.

Задачи поставлены следующие:

  1. Формировать знания детей об обитателях живого уголка: рыбках, черепашке, хомячке, морской свинке, попугайчике.
  2. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Длительность проекта: 1 месяц.

Ожидаемые результаты:

  • Понимание детьми, как можно ухаживать за животными.
  • Привитие детям любви и бережного отношения к живой природе.

План поэтапных мероприятий:

  1. Подготовительный этап
  • Анкетирование родителей
  • Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
  1. Основной этап реализации проекта:

Наблюдения  заобитателями живого уголка.

Исследовательская деятельность:  Что ест черепашка? Что любит хомячок

Чтение стихотворений:

  • К. Чуковский «Черепаха»
  • И. Токманова «Рыбка»
  • В. Орлов «Для чего черепахам на панцирях квадраты?»
  • Почему улитки не выходят из дома?
  • В. Осеева «Добрая хозяюшка»
  • В. Степанов «Скороговорки, песенки малышам»

Фотовыставка «Я и мой питомец»

Написание писем питомцам.

Рассматривание иллюстраций из цикла «Обитатели моря»

Лепка «Черепашка», «Рыбка»

Игры «Составь животное», «Дорисуй животное»

Дидактические игры «Где чей домик», «Кто что ест?», «Угадай кто спрятался?».

  1. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспитана, что положительно повлияло на различные виды их деятельности: (интеллектуальную, познавательную, художественно - речевую).

Дети стали более отзывчивы и внимательными к питомцам, находящимися в группе: напоминают, что нужно покормить их, помогают менять воду.


Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители! Просим Вас принять в анкетирование по вопросам экологического воспитания дошкольников.

1. ФИО ______________________________________________________________________

2. Есть у Вас дома животные ? Какие? Перечислите_________________________________

3. Есть ли комнатные растения?  Какие? Перечислите

4. Кто ухаживает за животными? Что делает при этом Ваш ребенок?

5. Кто ухаживает за растениями? Какие обязанности выполняет Ваш ребенок

6. Бываете ли Вы с ребенком на природе. Если да, то где? С какой целью?________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Снимаете ли Вы фотографии на тему «Природа»?       а) да                б) иногда             в) нет

8. Где ребенок обычно проводит лето?__________________________________________________

9. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?

10. В чем это появляется? (Нужное подчеркнуть):

- беседовали с ребенком о природе;

-оборудовали в семье уголок природы?;

-приобрели животных;

- подкармливаете животных и птиц;

-выбираетесь чаще на природу;

-проводите наблюдения с детьми за природными объектами;

-сажаете деревья;

-охраняете природу.

11. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей?

а) да                             б) нет

Спасибо за сотрудничество!

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8841.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото\ФОТО УЛИТКА\20180312_171435.jpgC:\Users\user\Desktop\фото\ФОТО УЛИТКА\20180312_171510.jpgC:\Users\user\Desktop\фото\ФОТО УЛИТКА\20180312_162027.jpg


Конспект занятия по экологии во второй младшейгруппе«Улитка»

Улитка, улитка, выпусти рога!

Часть первая. Вводная беседа

Педагог подводит детей к сухому аквариуму, в котором живет улитка рода ахатина.

  • Знаете ли вы, как называется это животное?
  • Встречали ли вы улиток где-нибудь еще? Что у них общего с улитками, живущими в аквариуме?
  • Какой стишок-закличку обычно говорят, обнаружив улитку? Может ли улитка выполнить просьбу детей, которые просят ее "высунуть рога"?

Часть вторая. Наблюдения за улиткой

Педагог выслушивает ответы детей и их комментарии, а потом сообщает, что улитка, к сожалению, не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей в виде пирога. Не может по двум причинам: во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что "сидит" на шее. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.

Затем педагог предлагает детям получше разглядеть улитку, достает ее из аквариума и сажает на кусочек толстого стекла или плексигласа. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.

Дети наблюдают за улиткой, а педагог рассказывает о животном.

Ученые называют улиток моллюсками. Улитка ахатина - брюхоногий моллюск: его "брюшко" одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? А вот у моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается.

Педагог поднимает кусочек плексигласа с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь - это своеобразная смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, шофер обязательно наливает в специальный бачок масло - смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились. Вот и улитке необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений.

Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.

Иногда улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.

Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство - нежные листья салата. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства - терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Часть третья. Работа с картинками

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок и разделить их на две группы: на одних картинках художник изобразил улитку правильно - такой, какой она является в действительности; на других картинках улитка нарисована с шутливыми ошибками (улитка изображена с глазами на голове, с носом, ртом и даже с зубами; улитка выглядывает из домика-раковины, в котором есть окошко и печная труба).

http://www.eduhmao.ru/fatwire/SparkData/images/_107.jpg

В чем ошибся художник?

Дети должны отыскать картинки с ошибками и объяснить, почему изображение улитки на картинках считается неправильным.

Часть четвертая. Раковина-домик. Тактильное знакомство с улиткой

Педагог обращает внимание детей на изображение раковины улитки в виде домика с трубой и с окошком.

Чем, на их взгляд, отличается раковина от домика?

Раковина действительно защищает улитку от непрошеных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Есть такие улитки, раковины которых даже закрываются специальными крышечками.

Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина - неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка - вместе с раковиной. Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине.

У улиток ахатина раковина закручена спиралью. И часть тела улитки внутри раковины также скручена.

Педагог предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки: она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?

Раковина твердая. Кроме защитной функции, раковина играет роль опоры. (Для тактильного исследования можно использовать и коллекцию раковин неживых моллюсков. Однако будет правильно, если педагог позволит детям осторожно прикоснуться и к живой улитке.)

Пусть дети ощупают себя. Они легко обнаружат, что внутри них прячутся кости - много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они - беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей.

Затем педагог достает из аквариума  улитку и предлагает желающим осторожно взять ее в руки. Как улитка себя при этом ведет? Прячется в раковину. Почему? На всякий случай, если вмешательство в их жизнь окажется враждебным.

Но дети не сделают улитке ничего плохого: они просто ее искупают, чтобы очистить от лишней слизи.

Можно сначала промыть улитку под водной струей из-под крана или из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитка "расправится", покажет, что купаться ей нравится. После этого выкупанную улитку помещают обратно в аквариум, а детям предлагается вымыть руки.

Часть пятая. Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища - т.е. превратиться в "ногу" моллюска - и попробовать изобразить телом волну.

Легче имитировать движения улитки кистью руки.

Часть шестая. Рисование улитки

Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать улитку.

В живом уголке живет всего один вид улиток. А на земле в различных ее уголках обитает множество различных моллюсков. Они различаются и по размерам, и по форме раковин, и по тому, что они любят есть.

Самое сложное - правильно нарисовать раковину улитки.

Педагог может познакомить детей с приемами изображения раковин различных моллюсков, но при этом оговориться: если дети придумают какой-нибудь другой способ, пусть научат педагога.

Затем дети рисуют.

Готовые рисунки укрепляются на выставке. В конце занятия можно предложить детям рассказать о своих рисунках: что они нарисовали, почему именно так изобразили улитку, что изображенное животное делает в данный момент и т.п.   Если же педагог почувствует, что дети уже устали, обсуждение рисунков можно перенести на следующее занятие. Это послужит удобным предлогом вспомнить, о чем шла речь во время первого знакомства с улиткой.

C:\Users\user\Desktop\фото\ФОТО УЛИТКА\DSC07479.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото\ФОТО УЛИТКА\DSC07485.JPG


Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе

на тему: «Знакомство с хомячком»

Программное содержание:Познакомить детей с новым, для них животным – хомячком, особенностями внешнего вида (короткие уши, маленькие черные глаза, на теле мягкая шерсть, короткий хвост), уточнить, как хомячок бегает(быстро), как он ест(делает запасы за щеки).

Учить детей не бояться хомячка, гладить его осторожно, от головы к хвосту.

Продолжать развивать речь детей, расширять активный словарь.

Воспитывать любовь к животным.

Словарная работа. Закрепить знания слов: хомячок, шерсть, грызет.

Оборудование: картинка, на которой изображен хомяк, аквариум с хомячком, салфетки, корм, яблоко.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «физкультура», «труд».

Ход НОД:

Ребятки, посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, кто на ней изображен? Это хомячок. Послушайте стихотворение, которое я знаю про хомячка.

Хомка, Хомка, хомячок – полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, ушки моет, щечки трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:

1, 2, 3, 4, 5 – хочет Хомка сильным стать!

Ребятки, а вы хотите с ним познакомиться?

Давайте знакомиться. Это хомячок, зовут его Хомка.

Давайте рассмотрим хомячка. Что у него есть? (голова, туловище, лапки, хвостик).

А что вы видите у него на голове? (уши, глаза, нос, усы)

А какие у него уши: длинные или короткие? (короткие)

А на что похожи глазки у хомячка? (они как две черные бусинки)

Хомка прыгает или бегает? Правильно, он быстро бегает, а еще он умеет лазить, у него цепкие коготки.

Ребятки, скажите, как вы думаете, что он ест? (специальный корм, овощи, фрукты, разные зерна).  А еще он любит вкусные, сочные яблочки.

Физминутка «Яблочко»:

Вот так яблоко!   (Встали)

Оно  (Руки в стороны)

Соку сладкого полно.  (Руки на пояс)

Руку протяните,  (Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите.  (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать,  (Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.  (Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну  (Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!   (Хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!  (Встали)

Оно   (Руки в стороны)

Соку сладкого полно.  (Руки на пояс)

Просмотр видео «Хомячок ест яблоко»

Что делает хомячок? Он берет передними лапками фрукты и грызет. Послушайте как он грызет… Посмотрите, куда он складывает пищу? (за щеки)

Рассмотрите хомячка, чем покрыто его тело? (Шерстью. Ответ повторяют 2-3 ребенка)

Какого цвета шерсть у хомячка? Похож на песок?

Какая шерсть у хомячка? (мягкая, пушистая, теплая) Давайте покажем (дети гладят свои руки, имитируя пушистую шерстку).

Ребятки, вам понравился Хомка? Вы тоже очень понравились Хомке. Мы с вами обязательно придет к нему в гости, и сможем за ним понаблюдать.

Знакомство с хомячком

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8836.JPG

                                                C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8837.JPG


Конспект занятия по экологическому воспитанию

Тема: Черепаха

Вид занятия: первичное

Тип занятия: беседа-наблюдение

Время 20 мин

Цель: дать первоначальное представление о животном черепаха.

Задачи:

  1.  Образовательные:

уточнить представление детей о черепахе, как о живом существе; рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи, активизировать словарь детей: панцирь, черепаха, туловище

  1.  Развивающие:

развивать умение слушать воспитателя; умение отгадывать загадки.

  1.  Воспитательные:

воспитывать желание наблюдать за животным; слушать ответы товарищей; отвечать на вопросы воспитателя кратким предложением; воспитывать бережное отношение к живому.

Оборудование и материал:

демонстрационный – корм сухой (Гаммарус), террариум, черепаха;

Предварительная работа:просматривание мультфильма «Львенок и черепаха», чтение стихотворения К. Чуковского «Черепаха», учить с детьми загадки и стихи о черепахе, рассматривание иллюстраций.

-Дети, угадайте, кто к нам сегодня пришел в гости

Живет спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Гуляет

Дети: - Черепаха!

Вношу в группу террариум с черепахой.

Черепашка: - Доброе утро ребята, я черепашка по имени Чарли.

- Дети, давайте поздороваемся с черепашкой. Присаживайтесь на ковер, сейчас я вам расскажу о черепахе.

 - Земноводные черепахи - очень любят тепло. На солнышке вытягивает шею, лапки и принимает солнечные ванны. Так как черепаха ползает медленно, ее может догнать любой. Поэтому когда к ней кто-то подходит близко, она втягивает голову, ноги и хвост в панцирь, и достать ее нельзя. Они очень мирные и спокойные животные. Они никогда никого не обижают. Едят только в воде капустные листья, вареное мясо, рыбу, сухой корм. Но перекармливать их нельзя. Наша черепашка уже взрослая, ей уже 10 лет и поэтому кормить ее надо 2 или 3 раза в неделю.

Черепаха быстренько в воде плывет,

Тяжеленный панцирь на себе несет,

Но без этой ноши ей не обойтись,

Панцирь ей поможет от врагов спастись.

-  В отличие от животных, которые живут в норках и дуплах, черепаха носит свой дом на спине.

 - Кто скажет, как называется домик черепахи?

- Дети: - Панцирь.

- Давайте все вместе скажем - «панцирь».

  - Какой он?

- Дети: - Твёрдый, жёсткий.

 - Панцирьгладкий или нет?

- Дети: - Не гладкий, на нем нарисованы узоры.

 -Что находится по бокам, слева и справа?

 -Дети: - Ножки.

 - Толстые и короткие лапки, на ногах у неё есть коготки

-А что у черепашки сзади панциря?

Дети:- Маленький хвостик.

- А что спереди панциря?

Дети:- Голова.

- А для чего глаза и ротик?

Дети: - Чтобы видеть и кушать.

-Правильно, молодцы!

Мы  немножечко устали, а давайте поиграем.

Физкультминутка: звучит музыка из мультфильма «Львенок и черепаха»

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу, и лежу, и на солнышко гляжу. (Дети ложатся на коврик, на живот, лицом в круг, болтают ногами в воздухе).

Рядом Львёночек лежит,И ушами шевелит.

Только я всё лежуИ на львенка не гляжу. (Садятся на колени, имитируют движения в соответствии с текстом, берутся за руки, руки вверх, раскачиваются в такт музыки).

- Ребята, посмотрите внимательно, у нас в группе есть ещё черепашки?

Дети показывают игрушечную черепаху, картинку с изображением черепахи.

 - Покажи, Полина, где у черепахи голова? (Показывает)

 - Егор, где лапки у черепахи? (Показывает)

 - Лера, покажи хвостик. (Показывает).

 - Катя, как называется домик черепашки?

Катя: - Панцирь.

-Что случилось, почему ты Чарли такой грустный?

Черепаха: - У вас так весело и интересно, но очень хочется покушать. Не могли бы вы меня покормить?

 -Не грусти сейчас мы это исправим. Ребята, так как наша земноводная черепашка, она любит кушать в воде, а давайте мы положим в террариум и покормим Чарли, посмотрим, как он будет кушать. Давайте вы бросите  немного сухого корма - и посмотрим, увидит ли она его.                                                                                

-Посмотрите, ребята, как подплыл Чарли к корму, как вытягивает свою шейку из панциря, что бы полакомиться, широко раскрывает свой ротик и «ам» заглотнула корм. Еще она не наелась, и, смотрите, быстро перебирает своими лапками в воде, разворачиваясь в другую сторону. Вот она съела весь корм, наверное уже наелась, и не хочет кушать. Ну что ж, давайте уберем из воды оставшийся корм, а Чарли пора уже отдохнуть в своем удобном террариуме и мы попрощаемся с черепашкой.

Черепаха: - Спасибо ребята, хорошо с вами, но мне пора уходить.

Дети: - Спасибо, до свидания!

- Ребята, вам понравилась наша гостья? (Ответы детей). С кем мы сегодня познакомились?

Дети: - С черепашкой Чарли

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8830.JPG

                        C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8833.JPG

Фото с домашними питомцами

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\180319_105935_0.jpeg        C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8859.JPGC:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8860.JPGC:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8862.JPG

Всей группой написали письмо для хомячка.

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8824.JPG

И нарисовали ему в подарок яблоки.

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8876.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото\Дом. питомец\DSCN8878.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Обитатели живого уголка

«Обитатели живого уголка»Цель: Формирование заинтересованного, бережного отношения к обитателям живого уголка: рыбкам, черепашке.Актуальность  проекта: Общение с животными, если оно происходит бе...

Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду».

«Ребёнок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание» - старший возраст. Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии «Учебные исследования в детском саду...

Альбом "Обитатели живого уголка"

Экологическое воспитание детей актуалбно в наше время. Мы должны научить детей ухаживать за живыми существами, проявлять заботу и ответственность....

Тематические карты "Уголок природы в детском саду". "Обитатели живого уголка".

Комплект тематических карт по теме недели "Обитатели живого уголка"...

Знакомство с обитателями живого уголка

Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости и чуткости. Если ребенок не  научен жалеть, любить заботиться о братьях наших меньших, то  трудно будет  в...

Информационная карта проекта «Неваляшки в гостях у домашних животных и обитателей живого уголка»

Проект рассчитан на детей 3-7 лет группы компенсирующей направленности со сложным дефектом. Целью проекта было создать условия детям  с ОВЗ для развития познавательной сферы и социальной ада...