Проект "Луковая грядка"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №53
Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект
Проект «Луковая грядка»
Воспитатели: Воропаева Н.Ю.
Джанаева З.З.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 2020
Полное название проекта «Луковая грядка»
№ п/п | Содержание | № стр. |
1 | Введение. | 2 |
2 | Актуальность проекта. | 3 |
3 | Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты. | 4 |
4 | Аннотация проекта. | 5 |
5 | Этапы реализации проекта. | 6 |
6 | План мероприятий. | 7 |
7 | Ресурсы. | 8 |
8 | Риски. | 8 |
9 | Выводы. | 9 |
10 | Литература. | 9 |
Что за зелень у окна.
Ведь за окном уже весна.
Поговаривают, что лук,
Полезен от семи недуг.
Детки, тот лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад.
Введение
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Исследовательская работа – один из важнейших компонентов инновационной педагогической практики основанный на наблюдениях.
Актуальность проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях для детей раннего дошкольного возраста. Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о луке, о том, где и как растёт, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Проект направлен на расширение знаний детей об овоще – лук, формирование знаний об уходе, за ростом лука. Поэтому, можно показать детям на примере лука важность всех факторов, способствующих нормальному росту и развитию растений, необходимость ежедневного ухода за посадками лука, показать его значимость для здоровья человека.
Область интеграции: Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: познавательный-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки: 1 месяцев
Участники проекта: Дети группы раннего дошкольного возраста (1.6-2), воспитатели, родители.
Стратегическая цель: Познакомить детей с традициями выращивания зелёного лука, продолжать знакомство о пользе зелёного лука.
Тактические цели:
Создание условий для выращивания зеленого лука. Продолжить расширять знания о том, как создавать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами.
Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, происхождения репчатого лука. Организовать для детей возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, выращивания зеленого лука на подоконнике.
Задачи:
- Формировать представление об особенностях внешнего вида лука;
- Формировать навыки посадки лука;
- Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста лука.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с процессом посадки лука, рассказать детям что растения живые, их нужно поливать, выполнять простейшие трудовые операции. У детей сформируются знания о росте зеленого лука в комнатных условиях. Познакомятся с пословицами, загадками, стихами о луке. У детей появиться интерес к работе с растениями.
Продукт:
- Посадка лука в землю;
- Умение детей организовать, наблюдение за ростом лука на подоконнике;
- Дидактические игры по теме проекта;
- Чтение с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы)
- На магнитной доске дети выставляют поэтапно процесс посадки лука в землю;
Аннотация:
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1 Доброжелательные отношения между детьми, объединение их.
2. Научиться согласованным и слаженным совместным действиям.
3. Интерес родителей и детей к выращиванию лука.
Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей раннего дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей раннего возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, восприятие художественной литературы, художественное творчество,) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Методы и приемы работы детей по выращиванию зеленого лука.
∙Чтение с детьми литературы об овощах: пословицы, загадки, стихотворения, сказка.
∙ Наблюдение за луком
∙ Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
∙ Изо деятельность (лепка) на тему: «Друзья для лучка»
∙ Изо деятельность (рисование) на тему: «Зелёный лучок для цыплят»
∙Дидактические игры «Угадай по вкусу», «Поможем ёжику собрать урожай», лото «Овощи»
∙ Рассматривание лука на картинках.
∙ Беседы, вопросы, разъяснения.
• Физкультминутка «Зелёный лучок»
Есть у нас огород, там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Пути решения проекта:
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и
возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта программы
Проект краткосрочный.
Реализация проекта рассчитана на месяц: с «3» февраля 2020 по «3» марта 2020.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Сбор информации и проектирование деятельности. | |
2. | Практический этап | Внедрение проекта в образовательную деятельность. | |
3. | Обобщающе - результативный этап | Анализ и защита проекта |
6. План мероприятий
№ п/п | Название мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап | |||
1. | Рассматривание картинок на тему «Зеленый лук» | 03. 2020 | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. |
2. | Подбор стихов, загадок, потешек, физкультминуток, игр, по теме проекта. | 03.2020 | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. |
3. | Подбор художественной литературы для бесед по теме проекта | весь период проекта | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. |
4. | Подбор мультипликационных мультиков на тему зеленый лук | 04.2020 | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. |
5. | Установление сотрудничества между участниками проекта. | весь период проекта | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. родители группы |
6. | Консультация для родителей «О пользе зелёного лука», «Значение познавательно –исследовательской деятельности детей в раннем возрасте», «Оригинальный вариант выращивания лука в домашних условиях». | весь период проекта | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. родители группы |
7 | Создания условий «Огород на подоконнике» (подбор луковиц, приобретение контейнеров для посадки лука, подготовка почвы для посадки лука). | Весь период проекта | Воропаева Н. Ю. Джанаева З.З. |
2 этап - Практический этап | |||
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Собери овощи в суп», «Кто быстрее?», Игровое упражнение «Кто быстрей посадит лук?», Подвижные игры «Овощи и фрукты», Игры малой подвижности «Огородник». | Малоподвижные игры; Подвижные игры Развитие основных видов движений (бег, ходьба) |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Дидактические игры «Где что растёт?», «Волшебный мешочек», «Что лишнее?», «От какого овоща эта часть?», «Парные картинки», Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин», «Собери урожай». | Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Игры малой подвижности, подвижные игры, пальчиковые игры. |
3. | «Познавательное развитие» | Посадка лука в землю. Беседы и наблюдение за растущим луком, | В игровой наглядной форме, наглядные картинки как проращивается лук. |
4. | «Речевое развитие» | Русская народная сказка «Пых», «Мультфильм «Приключение Чиполино». Сказка «Луковая семья». Пальчиковые игры «Мы лучок помоем»; «Потешки». | Чтение русских народных сказок, потешек, НОД, образовательная деятельность в режимных моментах. |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование «Каким будет наш лук?», лепка «Овощи на нашей грядке», «Раскрашивание лука». | НОД. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Групповое оснащение:
Подбор книг для чтения; дидактические игры; пальчиковые игры, сюжетные картинки; презентации; декорации (дом, дед, баба, забор, грядки).
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
игротека; фотографии этапов прорастания лука.
Материально-технические ресурсы:
В группе хорошо организованна предметно-развивающая среда, большое место отведено для игровой зоны, имеется магнитофон, компьютер насыщенный музыкально-театрализованный центр. В музыкальном зале имеется экран, проектор, ноутбук.
Финансовые ресурсы:
Финансирование проекта производится из средств фонда ДОУ.
Критерии оценивания проекта:
Разнообразие и содержательность тематики, соответствующая возрасту;
Постоянное, ежедневное включение уход за луком, поливка
в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
Использование потешек и физкультминуток;
Взаимодействие детей с взрослыми.
Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника
Риски и пути преодоления рисков:
Риски | Пути преодоления рисков |
Слабое желание родителей принимать участие в проекте, недостатка времени. | Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе консультацию по разъяснению запланированных задач по данному проекту, привлечь к участию родителей в проекте вместе со своими детьми. |
Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объёма материала. | Равномерно распределить учебный материал по плану. |
Выводы:
Заключение:
Таким образом, благодаря этому проекту познавательно-исследовательская работа, проведённая воспитателями, привела к положительным результатам. Дети, даже не умея говорить, стали намного внимательными, появился интерес к окружающему миру, стали замечать, что происходит с растениями на подоконнике, и отдельными словами и жестами привлекать внимание. Проект помог подтвердить, что необходимо способствовать слиянию ребёнка. И тогда, в будущем, ребёнок проявит интерес к исследовательской- познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований выращивание лука. Дети станут бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «Не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от результатов.
Результативность:
В группе созданы необходимые условия по приобщению детей к выращиванию лука на подоконнике;
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы;
Появился интерес у детей к познавательно исследовательской деятельности, дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука. Дети понимают необходимость бережного отношения к природе, а так- же воды, солнца, для роста растений, и пользу лука для здоровья человека.
Список литературы:
1.Сказка Д. Родари «Чиполино»;
2. Смирнов А. «Зачем луку луковица»- М. Малыш, 1990г-24стр;
3. «Ознакомление детей раннего возраста с природой» Т. Н. Зенина- «Педагогическое общество России» Москва 2006г;
4 Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г;
5. Интернет-ресурсы;
6. Комплексные занятия (под редакцией Н.Е.Вераксы);
7. Л. Тимофеева «Загадки природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чудеса на грядке"
Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...
Консультация "Витамины на грядке"
Данная консультация разработана для родителей показать значимость овощей в каждодневном рационе семьи, особенно ребекнка. Овощные растения содержат много витаминов, обладают целебными и диетическ...
Методическое пособие "Урожайная грядка"
Презентация про овощи, сопровождаемая чтением стихов поможет детям запомнить название овощей, выделять их особенности, способы использования. Красочные фотографии и рисунки привлекут внимание детей к ...
Сценарий "Репка" ("Сказки с грядки")
Спектакль "Репка" ("Сказки с грядки") для детей младшей или средней групп. Все роли исполняют дети. Ведущий - Пугало, исполняет взрослый. В сказке задействовано более 20 человек....
презентация "Загадки на грядке"
Воспитание ребенка обязательно должно включать как можно больше игр, загадок, головоломок. В процессе игры, разгадывания загадок, дети познают мир, учатся думать, развивается их память и сообразительн...
Презентация к занятию "Что на грядке растет?"
Задания в презентации направлены на систематизацию, обогащение словаря и развития грамматического строя речи....
конспект НОД "Что растет на грядке"
программа "Развитие"...