«ЗДОРОВО ЖИТЬ – ЗДОРОВО!»
методическая разработка

проект по здоровьесбережению на город

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zdorovesberezheniyu_na_gorod.docx853.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема проекта: «ЗДОРОВО ЖИТЬ – ЗДОРОВО.

 Вид проекта: исследовательский, здоровьесберегающий.

Педагогическое кредо проекта:

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев

 Проблема:

• Дети имеют неполное представление о здоровом образе жизни, о том, как сохранить и укрепить своё здоровье с помощи занятий физической культурой, спортом, правильного питания, соблюдения режима дня.

• Слабая заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья.

• Недостаточная информированность детей о здоровом образе жизни, о роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья.

Продолжительность: 

долгосрочный (октябрь - апрель).

Разработка проекта:

1. Довести до детей и их родителей важность проблемы.

2. Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы для игровой деятельности.

4. Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.

5. Создать лэпбук «Быть здоровым – здорово!»

 Актуальность проекта:

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын и др., педагогов (Л. Г. Татарникова, В. К. Зайцев и др.) пытались решить проблему здоровья и формирования здорового образа жизни у детей.

Проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений.

Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

 Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни человека.

В ФГОС ДО, одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Каждый педагог должен понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

 Цель работы:

продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье- сберегающих технологий.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье- сбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, комплексы гимнастики после сна, физкультминутки, подвижные игры ит. д.);

3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания;

4. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.

Формы реализации проекта:

1. Организованная образовательная деятельность;

2. Беседы;

3. Оснащение предметно-пространственной среды;

4. Работа с родителями.

5. Развивающие, дидактические игры.

 Участники проекта:

• Воспитатель группы: Назарова Т.А.

• воспитанники группы: разновозрастная №5 группа (возраст 4-7 лет);

• родители воспитанников;

● медицинская сестра;

• музыкальный руководитель;

Предполагаемый результат проекта для детей:

• Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических, нравственных качеств.

• Выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности для жизни и здоровья детей.

• Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

• Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.

• Воспитание у детей целеустремленности, организованности, инициативности, трудолюбия.

 Предполагаемый результат проекта для родителей:

• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

• Получение консультаций.

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

• Формирование активной жизненной позиции направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

 Предполагаемый результат для воспитателей:

1. Систематическое проведение работы с детьми по формированию здорового образа жизни.

2. Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей.

3. Информирование родителей по вопросам здорового образа жизни, привлекать для участия в различных спортивных мероприятиях.

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный (октябрь 2017 год)

Содержание мероприятий и основных работ

1. Выбор темы. Сентябрь Воспитатели

2. Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности. Октябрь Воспитатели

3. Опрос детей для выявления уровня знаний по ЗОЖ. Октябрь Воспитатели

4. Изучение методической литературы по данной теме. Октябрь Воспитатели, родители.

5. Анкетирование для родителей по теме «Здоровье ребенка надо беречь». Декабрь.

«Что я знаю о здоровом образе жизни». Октябрь Воспитатели, родители

6. Подбор материалов для работы с детьми (игры, презентации, стихи, пословицы и поговорки. загадки о ЗОЖ). Октябрь Воспитатели, родители.

7. Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования. Октябрь Воспитатели, дети

II этап: основной (сентябрь 2017 - март 2018 год)

Работа с детьми

Социально-коммуникативное развитие:

Создание игровых ситуаций:

  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека».
  • Дидактические игры: «Полезные и вредные продукты»,
  •  «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезно-неполезно», «Одень по сезону», «Ядовитые и лекарственные растения», «Летние и зимние виды спорта», «Если хочешь быть здоров».

Познавательное и речевое развитие:

  • Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы».
  • Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни».
  • Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья».

Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».

  • Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
  • Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.

Мультсеансы:

  • «Мойдодыр», «Айболит»; Ноябрь Воспитатели, дети.
  •  «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».

Разгадывание кроссворда «Что помогает нам быть здоровым».

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья», «Осенние витамины».
  • Лепка. Овощи и фрукты для магазина. Сентябрь.
  • Конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол». Сентябрь.

Для укрепления физического и психического здоровья детей использовала  следующие формы работы:

  • Физкультминутки, спортивные и подвижные игры, самомассаж, релаксация, дыхательная гимнастика, динамические паузы. Ежедневно.
  • Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика. Ежедневно.
  • Закаливание: воздушное и обширное умывание, ежедневное полоскание горла, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику; ежедневно.
  • Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей; весь год.

  • Спортивная викторина «Здоровые дети в здоровой семье». Ноябрь Воспитатели, дети
  • Заучивание загадок, пословиц, поговорок и стихов о спорте и различных видах спорта. Ноябрь - апрель Воспитатели, дети
  • НОД. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Декабрь Воспитатели, дети
  • Двигательные игры-разминки.
  • Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения. Март Воспитатель, дети
  • Выявление уровня знаний детей о здоровье. Март Воспитатель, дети, родители.
  • Песочная терапия. По желанию детей.

Работа с родителями

Большая работа проводилась по вовлечению родителей в совместную работу. Были организованы:

Консультации: «Здоровьесберегающие технологии», «Советы для родителей и их подвижного ребенка»; «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе».

Анкетирование «Что Вы знаете о здоровом образе жизни»;

Оформление папки передвижки: «Здоровье детей в наших руках».

Работа с педагогами

Создание буклетов для педагогов;

Памятки;

Консультация «Речевые физминутки-интеграция речевого и физического развития».

III этап: заключительный (апрель 2018год)

1. Проведение Дня здоровья. Апрель

2. Оформление проекта «Здорово жить -  здорово!».

3. Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья». Апрель Музыкальный руководитель, дети, воспитатель.

4. Рисунки «Здорово жить - здорово!». Апрель Воспитатель, дети

5. Лэпбук.

 На перспективу планируется:

Пополнение развивающей предметно - пространственной среды по использованию здоровье сберегающих технологий.

Результатами работы можно считать следующее:

1. В практике работы используются современные здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей;

2. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей;

3. Наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года);

4. У детей сформированы жизненно важные двигательные навыки и способности;

5. У родителей сформировано понимание значимости здоровье сберегающих технологий в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

6. У детей появилось желание заботится о своем здоровье, бережно относится к своему организму.

Вывод:

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно -образовательном процессе способствует укреплению физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровье созидающего пространства позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература:

1. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.

3. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).

5. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).

6. Беседина И. А. «Олимпиада в семейном детском саду»,

«Инструктор по физкультуре» №1 – 2012

7. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).

8. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.

9. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.

10. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», старшая группа

Москва, «Вако», 2013

11. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ

Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).

12. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Буклет "Здорово жить здоровым"

Буклет для детей о здоровом образе жизни....

"Здоровым жить здорово!"

Спартакиада педагогов посвящённая Дню дошкольного работника!...

Практико-ориентировочный проект по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей «Здоровым – жить здорово!»

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.  Помочь детям узнавать и учи...

Консультация для родителей "Здоровье. Жить здорово!"

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни в семье;помочь родителям овладеть теоретическими ...