Технология исследовательской деятельности
консультация
Создание условий для осуществления детского экспериментирования.
Формирование способностей устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельное нахождение способов решения проблемы на основе логических алгоритмов, развитие способностей к суждениям и умозаключениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_issledovaniya.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности
Автор: О.В. Дыбина.
Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна
МБОУ Лицей№6 ДО «Колобок» г. Химки.
- Цель использования технологии:
Создание условий для исследовательской деятельности и осуществления детского экспериментирования.
2. Задачи использования технологии:
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
- формирование умения проверять возможные решения поставленной проблемы экспериментальным путем;
- формирование первичных представлений о свойствах предметов: форме,
цвете, размере, структуре, звучности;
- развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление
взаимосвязей;
- формирование способностей устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску
нужной информации, развитие умения отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыков работы с инструментами, оборудованием, развитие мелкой моторики.
- Актуальность:
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, и развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется не только в организованной деятельности, но и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира: ребенок наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами, рвет бумагу и смотрит, что получится, разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Известна Китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Действительно, знания, полученные самостоятельно усваиваются более осознанно и прочно.
Результат использования технологии:
- У дошкольников сформирована поисковая активность: умение
анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия.
- Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения
анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения.
- Возросла детская активность к исследованию обычных
явлений и предметов.
- На основе исследования опытным путем различных объектов и
явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др.
- Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого
созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия.
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности.
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение выделять воспитанниками проблему на доступном им уровне;
- умение выдвигать гипотезы, строить предположения, грамотно формулировать вопросы;
- Умение планировать свою деятельность, выбирать способ исследования;
- умение устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости;
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса, анализировать, сравнивать, обобщать;
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое дело до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Разработано планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми в возрастных группах.
Разработан и реализован исследовательский проект: «Волшебная бумага». Открытый показ по экспериментальной деятельности «Волшебная бумага».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками младшей группы Тема: «Угощение для Мишутки».
Исследовательская деятельность с мукой и тестом для младших дошкольников ...
Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)
Конспект досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками
Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...