Конспект образовательной деятельности "Откуда к нам пришла книга"
план-конспект занятия (старшая группа)
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovo_konspekt_otkuda_kniga.doc | 69.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Откуда к нам пришла книга»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Форма организации деятельности: работа в творческой мастерской по
изготовлению книги
Возрастная группа: старшая(5-6 лет)
Лапшина Е.Ф.
воспитатель
МАДОУ «Д/с № 22»
г. Бугуруслан- 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 8 |
III. | Список литературы | 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книгнеобходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Процесс общения ребенка - дошкольника с книгой - это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Лапшина Елена Федоровна |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие |
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная Двигательная Игровая |
4. | Форма организации | Работа в творческой мастерской |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | Откуда к нам пришла книга. |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- игровой сюрпризный момент- появление героя Буратино; - использование художественного слова. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: - Беседа; -рассказы детей о происхождении книги; -игра « Что сначала ,что потом»; - «Работа в творческой мастерской». Приемы организации практической деятельности детей: -Работа в творческой мастерской»(выполнение страниц книги «Времена года- Зима»). Приемы поддержания интереса у детей: - выставка книг; -презентации детских рассказов о происхождении книги; - игра « Что сначала ,что потом»; - «Работа в творческой мастерской». Приемы оценки и самооценки: - словесное поощрение, похвала в ходе проведения занятия; - рефлексия. |
3. | Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» |
4. | Возрастная группа: | Старшая (5-6 лет) |
5. | Цель: | Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, максимально обогатить знания и представления детей о том, как создаётся книга. |
6. | Задачи: | Расширять представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества; познакомить детей с процессом изготовления печатной книги; способствовать активизации словарного запаса воспитанников, посредством общения и игр по темезанятия; развивать устойчивый интерес к книге как произведению искусства, источнику знаний; развивать познавательную активность самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения; воспитывать уважение к труду тех людей, кто создаёт книги, бережное отношение к книгам как источнику знаний. |
7. | Планируемые результаты: | Пополнение знаний детей о книге, назначение книг, развитие книги в истории и культуре человечества. Дети познакомятся с процессом изготовления печатной книги. Сформируется уважение к труду тех людей, кто создает книги и бережное отношение к ним. Активизируется словарный запас детей (типография,лесорубы,цех,художники- иллюстраторы,целлюлоза,резчик,переплетчик,печатник). |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Центр познавательной активности:ноутбук, проектор, презентацияс «Откуда к нам пришла книга», игра «Собери алгоритм» Центр музыки: запись П.И.Чайковский «Времена года-зима». Центр социализации: сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Речевой центр:выставка книг. Центр физического развития и здоровья:игра «Собери алгоритм» |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятиии в режимных моментах | Сбор информации, рассматривание иллюстраций: производство бумаги, способы печатания книг. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 25 мин. | |||
I. | Вводная часть | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 2 мин. | |
1.1 | Введение в тему (сюрпризный момент) | Дети заходят в группу. В: Ребята, отгадайте загадку: Он странным образом родился, Из полена появился. Длинный нос, колпак. Узнали? Как же мальчика назвали? Д: Буратино! ( В группу забегает ребенок одетый в костюм Буратино) | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Б: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы говорили обо мне и пришел к вам в гости. В кукольном театре я нашел корзинку, хотите посмотреть что в ней? Д: Хотим. ( Буратино достает из корзинки предметы и раскладывает их на столе: линейка, кубик, матрешка, ложка, книга .Дети называют их.) Б: Я не понимаю, почему все эти предметы находятся вместе? Помогите мне, ребята разобраться. Д: Все предметы сделаны из дерева. Б: Что, даже книга сделана из дерева? Д: Да. Б: (удивленно) Ух ты, а я и не знал, что книга сделана из дерева. А как дерево превратилось в книгу? Интересно дерево и книга, книга и дерево (поднимает плечи и удивляется). В: Оставайся, Буратино, у нас, мы сейчас расскажем и покажем, откуда к нам пришла книга. | 4 мин. | |
II. | Основная часть: | 7 мин. | ||
2.1 2.2. | Актуализация ранее приобретенных знаний Физкультминутка Игра « Собери алгоритм» Добывание (сообщение и приятие) нового знания | В: Ребята, кто хочет рассказать? ( Дети по очереди выходят и рассказывают, рассказы сопровождаются презентациями). 1 ребенок: «Много-много лет тому назад, не было ни чернил, ни бумаги, тем более книг. Поэтому люди придумывали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Глину обжигали в печах. Еще писали острой палочкой на белой бересте». 2 ребенок: « Жизнь любой книги начинается в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли.Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили и измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы». 3 ребенок: « Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.» 4 ребенок: « Книги печатаются на книжной фабрике, которая называется- типография. Там много цехов. В одном цехе готовят бумагу, в другом краски. И в каждом цехе машины. В печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными картинками. Страницы складывают друг за другом, а потом машина надевает на нее обложку». Б: Спасибо вам, друзья, за ваши увлекательные и интересные рассказы. Благодаря вам я узнал, какой длинный путь проходит книга, прежде чем попадет к нам в руки. Игра « Что сначала, что потом» В: Ребята, вы хотите поиграть? Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что сначала, что потом». У меня в руках «чудесный мешочек», каждый из вас достает из него по одной картинке и подходит к своему столу.(Дети достают из мешочка картинки с изображением открытой и закрытой книги. Подходят с соответствующим столам) В: Каждый из вас берет со стола по одной картинке. Вы должны встать в правильной последовательности и собрать алгоритм. Первая команда собирает алгоритм «От дерева до бумаги», а вторая команда «Печатание книги». (Дети выстраиваются в последовательности : 1-лес-спиленное дерево- пилки- тесто- жидкая лента рулоны бумаги; 2- набор текста-до печати - печатник- резчик-переплетчик- книга). В: Буратино, давай посмотрим справились ли ребята с этим заданием? ( Один ребенок с каждой команды комментирует свой алгоритм). В: Молодцы! Б: Ребята, я вижу, что у васмного разных книг: сказки, рассказы, стихи, загадки(грустно). А у меня только одна книга. В: Не расстраивайся, Буратино ,мы тебе поможем! В :Ребята, у меня есть обложка для книги(показывает), чего в ней не хватает? Д: Страниц. В: Как вы думаете, о чем может быть эта книга?Рассмотрим внимательно обложку? Д: О зиме, о зимних забавах, и т.д. В: Конечно, ребята, ведь у нас наступила зима, мы все ждем наступления волшебного праздника, чудес. Как мы можем назвать нашу книгу? Д: «Волшебница-зима», « Зимушка –зима», и т.д. | ||
Самостоятельная деятельность детей «Работа в творческой мастерской | В: Буратино, сейчас мы с ребятами превратимся в художников-иллюстраторов и подарим тебе книгу, сделанную своими руками. Б: Я буду очень рад получить такой подарок. В: Ребята, предлагаю вам отправиться в творческую мастерскую. Чтобы вам было удобно работать, разделимся на 2 подгруппы. Подходите к столам. Посмотрите, на столах лежит различный материал для оформления страниц будущей книги. (Дети проходят за столы, на которых лежат листы синего и белого картона, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, наборы бархатной и гафрированной бумаги, силуэты деревьев, наборы снежинок, стразов, силуэты Деда Мороза и Снегурочки, наклейки птиц, клей карандаш, вата, ватные диски). В: Прежде чем приступить к изготовлению сказочных страниц, давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Обратите внимание на экран. На экране правила безопасности. (Дети называют правила) В: Берем картон синего цвета и кладем его перед собой и приступаем к оформлению страниц книги. Из предложенного материала, выбираем то, что нужно для вашей страницы.( Дети по выбору берут различный материал и приступают к работе: вырезают картинки, наклеивают силуэты деревьев, Снегурочки, снежинки, птиц и т.д.) Звучит запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Зима» Демонстрация выполненных страниц книги. В: Какие интересные страницы у вас получились. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы получилась настоящая книга с переплетом? (показывает книгу с переплетом) Д: нужно скрепить все страницы. В:С помощью ленточки мы соберем страницы в книгу. Дети совместно с воспитателем собирают книгу. В:Ребята, книга,которую мы сделали, очень интересная и сказочная. Это потому, что мы выполняли ее вместе, дружно, с душой и желанием. В: Буратино, посмотри, какая замечательная книга получилась у наших художников-иллюстраторов, которую они сделали для тебя своими руками! Б: Спасибо вам, ребята, за такой подарок. Я покажу ее всем моим друзьям из кукольного театра! Мне пора возвращаться обратно, я был очень рад побывать у вас в гостях. Досвидания! (Уходит). | 10 мин. | ||
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов НОД | 2 мин. | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | В.-Ребята,что нового вы сегодня узнали?Какое доброе дело вы сегодня сделали? Что было для вас сложным? Что нужно сделать, чтобы преодолеть трудности?Вам понравилось сегодня на занятии? В: Мне понравилось,как вы сегодня работали. Вы сегодня большие молодцы! | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | |||
4.1 | Книжный центр | Выставка книг. | ||
4.2 | Центр двигательной активности | Физминутки, подвижные игры | ||
4.3 | Центр настольно-печатных и развивающих игр | Создание дидактических игр о книгах. | ||
4.4 | Музыкальный центр | Подборка песен о книгах. |
3. ЛИТЕРАТУРА
- Бойко А.А. Проектная деятельность в детском саду. – В. : Учитель,2018.- 23с.
- Дацкевич, В. Как делают книгу :фотокнижка / В. Дацкевич ; фотографии автора. – М. : Детская литература, 1987. – 24 с.
- Дьяченко,Н.П. Рождение книги / Н.П. Дьяченко ; худож. Ю.С. Белопольский – М. : Просвещение, 1990. – 111 с. : ил. – (О профессиях, производстве и людях труда). – ISBN 5-09-001451-5.
- Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации Волгоград: Учитель, 2013. – 135 с
- Ильин, М. Сто тысяч почему. Который час? Черным по белому / М. Ильин ; предисл. и коммент. В. Ковичева ; рис. Н. Лапшина; оформл. и макет В. Булатовой. – Л. : Дет. лит., 1989. – С. 143-215;
- Илларионов Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.
- Ратке И. История письменности// Ростов-на-Дону: ТОО “Феникс”, 1995
- Кибальник Ю.Д. Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. Фотоальбом //Киев: “Мистецтво”, 1984 – С. 176-177,182-183.
- Кривобок Е. В, Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников - Волгоград: Учитель, 2012. – 138 с.
- Львов С. Книга о книге // М.: Просвещение, 1980 – С. 123-124.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2007
МАДОУ «Д/с №22», г. Бугуруслан, Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Вот и пришла весна!"
Конспект ОД «Весна» в средней группе». Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи: Образовательные: учить замечать признаки весны и срав...
Электронный образовательный ресурс "Откуда к нам пришла книга" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Данная презентация предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде кар...
конспекта занятия посвящённый Всемирному дню детской книги «Откуда к нам книга пришла» (старшая группа)
Дать детям представления о том как делается книга....
Конспект занятия "Откуда к нам пришла книга" старшая группа
Цель: Познакомить старших дошкольников с видами древнего письма, структурой их изготовления, развивать интерес к чтению книг, закреплять навык бережного отношения к книгам. Содействовать воспитан...
Конспект образовательной деятельности "Весна красная пришла"
Конспект образовательной деятельности "Весна красная пришла".Старший дошкольный возраст....
Конспект образовательной деятельности "Весна красная пришла"
кКонспект образовательной деятельности "Весна красная пришла".Старший дошкольный возраст....
Конспект образовательной деятельности по безопасности жизнедеятельности "Книга безопасности"
Цель данного занятия: закрепление знаний детей о безопасном поведении в различных ситуациях....