проект
проект
Предварительный просмотр:
Первый блок «Детский сад – наш родной дом»
Цель – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного
образовательного учреждения
Основные задачи, решаемые первым блоком проекта:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу
адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного
развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность блока
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема
адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка.
От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных
новообразований детей раннего возраста.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и
привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОО нужно рассматривать как
процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования
в группе сверстников. Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей
деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для (ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт
критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые
разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии,
организации образовательной деятельности дошкольного образовательного
учреждения. Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое
значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима,
рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого -
педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как
раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма. Ребенок,
переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает
стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные
реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый
комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных
воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание
отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году
это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли
адаптацию. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет
его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения,
новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и
информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение
родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был
органичным и не травмирующим для ребенка. Процесс вхождения человека в новую
для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего
живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным
(адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и
психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных
критерия
успешной
адаптации:
внутренний
комфорт
(эмоциональная
удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно
выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании
малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из
ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое
развитие», отмечает В.С. Мухина. Проект по адаптации детей раннего дошкольного
возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление
физического и психологического развития детей дошкольного возраста. И одно из
главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного
периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.
Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в
детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает
до 25 детей младшего возраста, длительность этого проекта составляет 4 месяца,
половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- Одной из базовых ценностей ФГОС является поддержание и укрепление
всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно - психического и
социально - психологического.
- Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях,
изменение в жизни ребенка социальных условий.
- Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с
уровнем привязанности ребенка к матери.
- Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-
логическими,
психофизиологическими,
нейрофизиологическими,
психо-
генетическими.
Этапы блока:
1 Организационный этап:
∙ Составление перспективного плана мероприятий проекта;
∙ подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных
материалов, презентаций, дидактических игр;
∙ разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с
родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно - развивающей среды групп раннего возраста;
∙ разработка информационного материала для родительского уголка
«Утро начинается с улыбки»;
∙ разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.
2 Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.
3 Итоговый этап: анализ проведенной работы.
Формы работы с родителями:
1.Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение
психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2.Лектории, круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы,
родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными
способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети
- родители.
3.Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу
адаптации детей к условиям детского сада.
4.Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и
удовлетворенности родителями работой педагогов.
5.Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного
возраста, рекомендуемых развивающих игр Проектно – тематическое планирование
Проектно - тематическос планирование (Приложение)
∙ Благоприятный адаптационный период детей 2 - 3 лет
∙ Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному
воспитанию своих детей, совместно с МКДОУнаоснове любви к своему краю
∙ Повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах
воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
∙ Становление партнёрских, доверительных отношений между МКДОУ и
семьями воспитанников.
∙ Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного
процесса в МКДОУ. Важным событием последнего года стало принятие
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его
ориентация на психолого - педагогическое сопровождение ребенка в процессе
социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше, одной
из базовых ценностей ФГОС в МКДОУ является поддержание и укрепление всех
компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно - психического и
социально - психологического. Эта задача в условиях современного детского сада
является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится
в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность -
здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в
стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на
создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша. Поступление
ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для
ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание,
которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным
условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие
родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со
сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка
стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию
в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители
должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям
детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может
спровоцировать. Положения федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее
благоприятных для ребенка психолого - педагогических условий, где особое
внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом,
привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при
использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого
малыша. В процессе работы проекта собраны материалы для родительских
собраний: «Давайте познакомимся», презентация на тему: «Адаптация детей
младшего дошкольного возраста», «Возрастные особенности детей 3 года жизни».
(фотоальбомы «Давайте познакомимся»; «Наши игры»; «Наши праздники», «Мы
играем», «Наши экскурсии», «Интересная страна Кукляндия», анкетирование);
разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей. Адаптационный
период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и
вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Пояснительная записка.
ВТОРОЙ БЛОК - "Моя малая родина".
Содержание
1. Анкеты для родителей.
2. Опросник детей.
3. Рекомендации для родителей об ознакомлении детей с родным селом.
4. Схема реализации блока через разные виды деятельности.
5. Литература
Пояснительная записка.
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха. Если в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как личное отношение к Родине, "желание, духовный порыву твердить достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача педагога - сделать детские впечатления осмысленными, научить отбирать из массы наблюдений главное.
Паспорт блока.
Тема блока: "Моя малая Родина"
Проблема: отсутствие у детей младшей группы систематизированных знаний о семье, детском саде, родном селе.
Гипотеза: воспитывать у ребенка любовь к родному городу, семье, детскому саду надо начинать с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом, семью большое благо. Все хорошее начинается с родного дома, с матери. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им, любить и беречь его.
Цель: сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Сформировать знания о родном селе.
Задачи
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным, сверстникам и к тем, кто о них заботится.
5. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Вид: групповой, исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный, один год (сентябрь - май).
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Этапы: подготовительный - сентябрь
основной - октябрь - апрель
заключительный - май
Подготовительный период:
1. Составить план.
2. Выявить знания детей о родном Баргузине, о работающих в детском саду, семье (диагностика).
3. Составить перспективный план работы с детьми.
4. Оформить альбом "Моя родная станица ", "Мой любимый детский сад", "Профессии моих родителей", "Фотохроника группы " (сбор материала с родителями).
Основной этап:
1. Реализация проекта через различные образовательные области.
2. Работа с родителями:
3. Совместные субботники с детьми и родителями, проведение "Дней чистоты".
4. Задания для родителей.
5. Участие в выставках, конкурсах.
Заключительный этап:
1. Диагностика уровня сформированности знаний.
2. Семейный праздник "Я и моя семья"
Мониторинг.
1. Наблюдения за деятельностью детей.
2. Диагностирование знаний у детей.
3. Анкетирование родителей.
.
Ожидаемый результат.
У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном селе ,о семье, о людях, работающих в детском саду. Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями. Методические рекомендации отразят систему работы и послужат дополнением к тематическим занятиям по познавательной деятельности.
Анкета для родителей.(приложение).
.
.
Опросник по теме "Мой любимой любимый Баргузин "( приложение)
Реализация блока через разные виды деятельности.
Образовательная область социализация
1. Сюжетно - ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «День рождения».
2. Дидактические игры:"Мой край," «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «К нам гости пришли», «Кукла Таня идет в гости», «Покажи кукле наш город», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно - не правильно», «Исправь ошибку»
3 .Коммуникативные игры: «Пустим имя по ветру», «Назови ласково»
Речь и речевое развитие.
4. Создание альбомов
Образовательная область чтение художественной литературы
1. Чтение: "Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Заплатка», Н. Носов; «Грипп», «Прививка» А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно» Е. Благинина.
2. Заучивание: «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский.
3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад»
Образовательная область художественное творчество
1. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.
2. Сотрудничество детей с родителями к выставкам.
Музыка: Проведение праздников:
1.«Мамин день», «День защитника отечества»
2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме.
3. Прослушивание аудиозаписей.
Образовательная область труд
1. Трудовые поручения в саду и дома.
Непосредственная образовательная деятельность познавательное развитие
1 .Знакомство с трудом дворника.
2. Экскурсии на пищеблок, прачечную, медицинский кабинет,
Непосредственная образовательная деятельность – речевое развитие.
1. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мое любимое занятие», «Как я отдыхал на Байкале», «На какой улице я живу», «Где работают мои родители», «Что я делаю дома и в детском саду».
Непосредственная образовательная область физическая культура.
1. 1 .«Минутки здоровья» - 1 раз в месяц,
2. Физкультурный досуг - 1 раз в квартал,
3. Составление правил безопасного поведения в группе, дома на улице.
4.3накоство детей с основами жизнедеятельности - по плану
.
Взаимодействие с родителями
1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
2Анкетирование на тему: «Знаете ли вы своего ребенка? »
3. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.
4. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.
5. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду»
6. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.
Литература.
1. «Родной свой край люби и знай» 3. А Герасимова, д/в№12 - 2001г., стр. 47.
2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» А. М. Виноградова, Просвещение 1989г., стр. 25
3. «Родной край», Р. И. Жуковская, М. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Просвещение 1981г., стр. 21.
4. «Основы дошкольной педагогики» Запорожец А. В., Москва 1980г.
5. «О национальном характере воспитания и образования» А. В. Новикова, «Народное образование» №4 2001, стр. 67.
6. «Рождение гражданина» В. А. Сухомлинский, Москва, Молодая гвардия, 1971г
Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях ФГОС ДО отведена национально- региональному компоненту. Я предлагаю в своём проекте приобщать детей дошкольного возраста к народным истокам посредствам культурно – досуговой деятельности ,знакомить детей с традициями русского и бурятского народа на принципе сравнения двух великих культур Близость детям творчества своего народа обусловлено именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни ,с родной природой . Если нет таких связей ,многое в творчестве какого-либо народа оказывается недостаточным не только для ребёнка ,но для взрослого. Так я посчитала необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры ,воспитать ребят в национальных традициях В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
1 Принцип создания непринуждённой обстановки ,в которой ребёнок чувствует себя комфортно ,раскрепощёно
2 Принцип целостного подхода в решении педагогических задач
3 Принцип личностно-ориентированного подхода к детям
4 Принцип соотношения музыкального материала с природным народным, светским и частично с историческим календарём
5 Принцип взаимодействия с социальными институтами
6 Принцип положительной оценки деятельности детей
7 Принцип рационального сочетания разных видов деятельности ,адекватно возрасту баланс интеллектуальных ,эмоциональных, двигательных нагрузок
Задача по возрастам: Средний возраст
Научить понимать слова, отражающие представления о русской и бурятской культурах, использовать их в речи
Активно участвовать в русских и бурятских народных и сюжетно-ролевых играх с использованием предметов культуры, театральной деятельности Знакомство с русскими и бурятскими народными играми и народными музыкальные инструменты
Повысить интерес детей с истории своего народа
Обогатить знания детей об образе жизни людей в старину
Развивать знания о национальном костюме ,её назначении, названии, украшения
Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел
Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням .танцам, сказкам ,народному рукоделию
Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей
Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
Старший возраст:
Изучение материальной и духовной жизни русского и бурятского народа ,их семейного и общественного быта ,хозяйственных занятий и этических процессов
Изучение культурного наследия родного края ,истории ,традиции, обрядах
Дать детям начальное представление о фольклоре как о источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы
Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа
Обеспечивать знания традиционного поэтического и музыкально-поэтического творчества
Продолжать знакомство с традиционным народным календарем, важными обрядами ,обычаями, приметами
Показать сущность и высокую эстетико-художественную ценность русского и бурятского народного творчества ,определить его место в мировой культуре
Ожидаемые результаты :
Дети легко ориентируются в названиях сказок ,читают потешки,поговорки ,скороговорки
Узнают и дают правильное название кухонной утвари ,одежды ,элементов узора
Знают и умеют организовать национальную игру
Коммуникативные возможности детей повышается за счет обогащения словарного запаса, расширения кругозора, раскрепощения детей
Умеют грамотно выстраивать диалоговую речь
К концу года наблюдения за детьми показывает ,что данная деятельность вызывает интерес у детей ,улучшается речевая грамотность ,пополнятся словарный запас ,дети получают новые впечатления, которые они могут обыграть или применить в играх, у детей вызывает живой интерес обыгрывания сказок, а также возможность поиграть ,например, в хозяйку русской избы ,нарядится в костюм ,принять гостей ,при этом проговаривать стишки ,поговорки ,пританцовывать
Формы работы с детьми:
Познавательный блок: музейная педогогика,презентации,фильмы,энкеклопедии,живопись,дидактические игры ,конструирование ,проблемные ситуации
Коммуникативный блок : все виды бесед
Социальный блок: игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам
Чтения художественной литературы : центр « Детская библиотека» в группе, детская районная библиотека
Художественное творчество: изучения творчества разных народов Бурятии, художественная деятельность
Информационно-методическое обеспечение
Для реализации блока была разработана и проведена в соответствие с ФГОС ДО развивающая предметно- пространственная среда , подобран перечень произведений по детской художественной литературе .русские и бурятские народные сказки Ожидаемые результаты :
Дети легко ориентируются в названиях сказок ,читают потекши ,поговорки ,скороговорки
Узнают и дают правильное название кухонной утвари ,одежды ,элементов узора
Знают и умеют организовать национальную игру
Коммуникативные возможности детей повышается за счет обогащения словарного запаса, расширения кругозора, раскрепощения детей
Умеют грамотно выстраивать диалоговую речь
К концу года наблюдения за детьми показывает ,что данная деятельность вызывает интерес у детей ,улучшается речевая грамотность ,пополнятся словарный запас ,дети получают новые впечатления, которые они могут обыграть или применить в играх, у детей вызывает живой интерес обыгрывания сказок, а также возможность поиграть ,например, в хозяйку русской избы ,нарядится в костюм ,принять гостей ,при этом проговаривать стишки ,поговорки ,пританцовывать
Формы работы с детьми:
Познавательный блок: музейная педогогика,презентации,фильмы,энкеклопедии,живопись,дидактические игры ,конструирование ,проблемные ситуации
Коммуникативный блок : все виды бесед
Социальный блок: игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам
Чтения художественной литературы : центр « Детская библиотека» в группе, детская районная библиотека
Художественное творчество: изучения творчества разных народов Бурятии, художественная деятельность
Литература
1.Конвенция о правах ребёнка.
2.Бабунова Е.С. Профессионально – педагогические аспекты этнокультурного образования.
3.Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ этнокультурным (русским) компонентом образования.
Возрастная группа: Первая младшая-подготовительная.
Вид проекта: информационно-творческий.
Тема проекта: «Цвети родня Бурятия».
Метод проекта в существующей системе организации нравственно-патриотического воспитания максимально приемлем. Он сочетает интересы всех его участников: детей, педагогов и родителей.
Цель: систематизация знаний дошкольников о родном крае, семье, селе.
Продукт проекта: выставки фотографий, уголок краеведения в группе, выставка семейного и детского творчества. участие в конкурсах выставках
Задачи проекта:
- Воспитывать в детях уважение к культуре родного края;
- Пробуждать чувство любви к родному краю, селу, уважение к его обычаям и традициям;
- Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира посредством исследования и изучения культурного наследия разных народов.
Участники проекта:
- Дети;
- Воспитатели;
- Родители;
- Педагоги.
Срок реализации: (долгосрочный) – 4 года
I этап. Предварительная работа Адаптация ребенка в детском саду.
Первый блок «Детский сад –наш родной дом» Первая младшая группа
1. Создание тематического планирования проекта.
2. Выбор и анализ методического материала к проекту.
Второй блок «Моя малая родина» Вторая младшая группа
1. Обогащение и разнообразие развивающей среды группы наглядными и дидактическими материалами, учитывая возрастные особенности.
Третий блок «Цвети родная Бурятия» Старшая группа
1. Повышение мотивации родителей дошкольников, активности их в осуществлении проекта привитие у детей раннего возраста любви к своей малой Родине.
Четвертый блок «Знатоки родного края». Выполнение проекта.
заключительный этап. Оценка результата.
Конечно, настоящий проект не может абсолютно полно передать работу по этому вопросу. Указанные задачи присутствуют и внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
При разработке проекта главной задачей был выбор из массы впечатлений, которые получает ребенок, самых доступных ему: окружающая природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, их традиции, общественные события и т.п. Эпизоды, к которым привлекается детское внимание, должны быть образными, яркими, конкретно-определенными, вызывающими интерес. Поэтому, работая над вопросом воспитания любви к родному краю, в процессе работы над проектом отдавался отчет тому, что дети должны хорошо знать свой родной край. Необходимо продумать, что лучше показать и рассказать детям.
Первый этап работы - это приобщение детей к устному народному творчеству. При знакомстве с литературой о духовно-нравственном воспитании, стало ясно, что можно развивать нравственные качества личности с помощью устного народного творчества, то есть фольклора. Ребенку свойственно подражать героям, которые ему нравятся. Сюжеты произведений литературы переводятся в детские игры. Дети, проживая в игре жизнь понравившихся героев, приобщаются к нравственному и духовному опыту. К литературе, которая приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, относятся, прежде всего, произведения устного народного творчества во всем его жанровом разнообразии: считалки, загадки, поговорки, пословицы, сказки, скороговорки. Данные произведения своим содержанием и формой лучшим образом соответствуют задачам развития ребенка младшего дошкольного возраста и духовно-нравственного воспитания.
В работе с детьми используются пословицы, потекши, поговорки из русского и бурятского народов и других народов проживающих в Бурятии
Детям объясняется, что у каждого народа есть свои сказки, что все они от поколения к поколению передают главные нравственные ценности: дружбу, добро, трудолюбие, взаимопомощь. Поэтому произведения устного народного творчества не просто формируют любовь к традициям своего народа, но и развивают личность в духе патриотизма. Отбирая фольклорный материал, следует опираться на принципы доступности его содержания, его духовно-нравственной значимости и познавательности.
Любая область, край и даже деревня неповторимы. В каждом месте свои традиции, быт и природа. Отбор подходящего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен каждый город. Родной город... Он славен своими традициями, историей, памятниками, достопримечательностями, людьми.
Какую информацию и понятия о своем родном селе могут усвоить дошкольники?
Ребенок в дошкольном возрасте должен знать, как называется его село, на какой улице он живет, а на какой улице находится его детский сад. Также можно привлечь внимание детей к объектам, которые находятся рядом: кинотеатр, школа, почта, больница, аптека и т.п., рассказать о их социальном значении, указать, что это все создано для удобства людей. Детям следует объяснить, что у каждого человека есть родной дом, село, где он родился, где учился, живет. Для этого нужно провести экскурсии по селу, помочь понаблюдать детям за трудом взрослых, чтобы дети осознали, что труд объединяет людей, что он требует от них слаженности, знания своего дела, а также взаимопомощи.
Экскурсии помогают детям увидеть красоту родной природы, многообразие животного и растительного мира своего края. После экскурсии дети начинают делиться своими впечатлениями с воспитателем, с друг другом, с родителями, а это способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к своему родному краю.
В процессе воспитания у детей любви к родному городу, нужно их подвести к пониманию, что село - это частица Родины, так как во всех местах, маленьких и больших, есть много общего: люди везде трудятся для всех, для общей пользы (учителя учат детей, рабочие делают машины, врачи лечат людей и т.д.); везде живут люди разных национальностей, трудятся совместно и помогают друг другу; люди охраняют природу; отмечают общие праздники и т.п.
Готовясь к беседам по знакомству с родным селом, самым сложным может оказаться составление рассказов для дошкольников. Поэтому существуют рекомендации для их составления:
- Рассказ нужно сопровождать красочным наглядным материалом: слайды, фотографии, рисунки.
- Для активизации внимания детей необходимо вызвать у них стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать догадаться до чего-либо самому, для этого нужно в процессе рассказа чаще обращаться к детям с вопросами.
- Не нужно называть детям даты: будет затруднено восприятие материала.
- Лексика рассказывающего должна быть доступной. Для этого нужно объяснять незнакомые слова, если они есть, стараться обходиться без употребления незнакомой терминологии, не перегружать рассказ непонятными грамматическими конструкциями.
Для детей дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Поэтому, знакомя детей с родным краем, нужно использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и "живые" наглядные материалы (старинную посуду, мебель, орудия труда и т.д.), что дает ощутимый эффект для ознакомления детей со сказками, бытовыми предметами и промыслами. Для этого стоит посетить музей русского быта, уголок национальных культур. Здесь дети получат возможность проникнуть впервые в историю быта родного края. В таком "помещении" появляется больше возможностей для подачи информации через игру (через героев сказок и т.д.).
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Именно в игре маленький человек проходит процесс социализации, ему легко прививаются нравственные качества, толерантность, он легко знакомится с культурой человеческого общества. Поэтому в проекте важное место занимает организация подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических. В процессе осуществления проекта у детей появляются любимые игры.
Организация художественно-творческой деятельности в проекте углубляет, закрепляет и расширяет имеющиеся у детей представления. Дети могут с помощью средств изобразительного искусства выразить свое личное отношение к изображаемым объектам, передать собственное видение мира, что положительно отражается в личностном развитии детей. В ходе данной деятельности осуществляется ориентирование детей на освоение ценностей человеческого общества, уважение достоинства и прав другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.
Работа с родителями
В нравственно-патриотическом воспитании имеет большое значение пример взрослых людей, особенно близких. Поэтому данный проект должен осуществляться при участии родителей. Патриотические чувства эффективно формируются в тесной связи с семьей. Сотрудничество с членами семьи дошкольника должно выражаться в установлении доверительных деловых контактов с семьями дошкольников, обеспечение родителей психологической и педагогической информацией, вовлечении их в работу над проектом, формировании в ДОУ и семье предметной развивающей среды. Педагоги должны оказывать педагогическую поддержку семьям в данных вопросах через консультации, беседы, экскурсии и совместные праздники.
Родителям можно порекомендовать привлекать детей к общественной жизни, прогулки, экскурсии для знакомства с историческими местами, памятниками воинам, посещение местного краеведческого музея.
Результатом работы с семьей становится убежденность родителей в том, что нравственное воспитание необходимо с первых лет жизни ребенка, что таким образом можно предупредить и преодолеть отрицательные проявления в детском поведении.
Данная система нравственно-патриотического воспитания может меняться в зависимости от имеющихся условий. Работа, организованная таким образом, будет способствовать правильному развитию психологического климата в семье, воспитанию любви к своей родине.
Одна из самых важных задач в развитии личности ребенка дошкольного возраста - это освоение им духовного богатства, исторического и культурного опыта народа, которые создавался громадным количеством поколений на протяжении веков.
Актуальность нравственно-патриотического воспитания
В современные дни актуальность этого вопроса очевидна: произошли изменения в методических подходах к данной проблеме, ведутся поиски создания механизма и этапности в воспитании любви к родному городу, краю, определяется их место в интеллектуально-нравственной и эмоциональной структуре личности.
Создание основ моральных качеств человека должно начинаться в дошкольном возрасте. От того, как успешно происходит этот процесс, зависит в большой степени дальнейшее нравственно развитие детей. В дошкольном возрасте под руководством взрослых ребенок получает самый первый опыт поведения, отношения к сверстникам, близким, природе, вещам, он усваивает моральные нормы общества. Посредством совместной деятельности формируются важнейшие черты личности: доброжелательность, уважение к окружающим, любовь к родине, бережное отношение к результатам труда людей, стремление им помогать, активность и инициативность в самостоятельной деятельности.
Проведенная работа была эффективной, она показала, что при помощи воспитателя в ходе совместной деятельности с применением разных форм работы дети могут овладевать знаниями о родном крае и природе.
Литература
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода…. - М.: АРКТИ, 2005.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2004.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. - Уфа: БИРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...