Программа социального партнерства с семьей
методическая разработка (младшая группа)
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов ДОО и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
социального партнерства с семьей
на 2018–2021 учебные года
Пояснительная записка.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов ДОО и родителей.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе ДОО. Так как определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, то детский сад не первый год включает задачу по работе с семьей в годовой план. Для родителей и детей проводятся праздники и развлечения, мастер — классы, спортивные соревнования, тренинги. Приобщаем родителей к оказанию помощи в благоустройстве территории, пополнению предметно-развивающей среды, в организации экскурсий,
Но, наряду с положительной динамикой, анализ взаимодействия ДОО и семьи показал существенные недостатки в работе:
1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.
2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.
3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОО.
Это свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы мероприятий для активного включения родителей в работу ДОО. Все это позволяет нам рассматривать взаимодействие с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования.
Практическая значимость программы заключается в том, что педагогические коллективы детских садов должны сами проявлять инициативу при организации взаимодействия в микро- и макро социуме. О чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте: третья часть «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт №3.2.5,подпункт №5.
Родители и педагоги детского сада — воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.
Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии, согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что — коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители организуют совместную деятельность.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Формы взаимодействия с родителями:
- Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
- Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
- Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
- Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций.
Принципы партнерского взаимодействия с родителями.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ
I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
IIэтап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОО.
III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Ожидаемые результаты программы.
- установление диалога ДОО — семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их;
- потребность педагогов в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности;
- использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- установление теплых, дружеских взаимоотношений между детьми, педагогами, родителями;
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.
План социального партнерства
с родителями (законными представителями) в подготовительной группе
2018 – 2019 уч. г.
Месяц | Мероприятие | Цели | Ответственные |
Сентябрь | 1 Анкетирование родителей «Будем знакомы». 2 Родительское собрание «Давайте знакомиться. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению». | Ознакомление родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. | Воспитатели |
Октябрь | 1. Выставка творческих работ детей «Закружила осень золотая». 2. Консультации: «Роль дидактической игры в жизни ребенка» 3. Изготовление семейных альбомов «Наша дружная семья» | Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам дидактических игр. Создать эмоционально благоприятный климат в группе. | Воспитатели |
Ноябрь | 1. Родительское собрание «Расти здоровым», 2. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 3. Фотоколлаж «Один день из жизни группы». | Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, её воспитательные и развивающие функции. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. | Воспитателиродители, дети |
Декабрь | 1. Выставка поделок и сувениров «новогоднее чудо» 2. Консультации: «Зима наступила», «Зимние травмы». 3. Оформление группы к новому году с участием родителей. 4. Новогодний праздник «Добрый дедушка мороз». | Вовлечение родителей творческую деятельность Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга. Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами воспитания детей в ходе режимных моментов. Обогащение опыта родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей. Привлечение родителей к проведению новогодних праздников в детском саду. | Воспитателиродители |
Январь | 1 Выставка дидактических игр «Поиграем вместе» 2 Фотоколлаж «Ребенок в развивающей предметно-пространственной среде» 3. Родительское собрание «Игры и игрушки». | Расширять кругозор родителей по выбору игр. Повышение уровня знаний родителей по руководству игровой деятельностью; обучение способам игровой деятельности. Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Ознакомление родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы. Рекомендации литературы, дидактических игр. | Воспитатели |
Февраль | 1. Фотовыставка «Мой замечательный папа». 2. Консультация «Игры – развлечения вместе с папами», 3. Зимнее оформление участка «Наш участок» Консультации «Обучение восприятию формы детей», | Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке Привлечение родителей к совместной работе Формирование знаний у родителей о особенностях развития познания ребенка. Привлечь родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей о сенсорном опыте детей, его обогащении, о совершенствовании разнообразных действий с предметами. | Воспитатели, родители |
Март | 1.Творческая выставка «Мамины помощники». 2.Консультации «Мамы разные нужны», «Весна пришла». 3.Мамин праздник. 4.Оформление выставки «Наша мама лучше всех». Буклет «Расскажите детям о весне» Консультация «Если ребёнок плохо говорит», «Как развивать артикуляционный аппарат ребенка». | Развитие творческого потенциала семей Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Формирование у родителей навыков совместных игр с детьми, ознакомление с методами и приемами руководства играми по развитию речи. | Воспитатели, родители |
Апрель | 1.Конкурс поделок «Пасхальная мастерская» 2. Праздник «Встреча Весны» Консультации - «Физическое развитие детей дошкольного возраста», «Стеснительные и замкнутые». 3. Индивидуальные беседы «Лечебные игры с мячом». 4. Папки-передвижки «Как приучить ребёнка к самостоятельности», «Игры с детьми дошкольного возраста по развитию двигательной активности». | Развитие творческого потенциала семей Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей . Расширять знания родителей о многообразии игр с мячом для детей дошкольного возраста. Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей дошкольного возраста. | Воспитатели |
Май | 1.Анкетирование «Жизнь нашей группы». 2.Консультации «Скоро лето», «Дети и транспорт». 3.День добрых дел «Субботник на территории детского сада». 4.Родительское собрание «Чему мы научились за этот год. Подведение итогов воспитательно- образовательной работы за учебный год». Наглядная информация «Чем занять ребенка летом» Фотовыставка «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают с нами наши дети». | Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке. Показать родителям результаты воспитания и развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей). Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника Настроить родителей на совместную плодотворную работу. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей об особенностях поведения детей дошкольного возраста Методы регуляции поведением ребенка. | Воспитатели |
План социального партнерства
с родителями (законными представителями) в младшей группе
2019 – 2020 уч. г.
Месяц | Мероприятие | Цели | Ответственные |
Сентябрь | 1. Консультации «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду», «Осень наступила». 2. Анкетирование родителей «Будем знакомы». 3. Родительское собрание «Давайте знакомиться. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению». | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. Ознакомление родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. | Воспитатели |
Октябрь | 1. Выставка творческих работ детей «Встречаем осень». 2. Консультации: «Здоровье», «Что такое хорошо и что такое плохо?». | Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Создать эмоционально благоприятный климат в группе. | Воспитатели |
Ноябрь | 1. Родительское собрание «Культурно-гигиенические навыки». 2. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 3. Фотоколлаж «Один день из жизни группы». | Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами, рекомендациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, её воспитательные и развивающие функции. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. | Воспитатели, родители, дети |
Декабрь | 1. Выставка поделок и сувениров «новогоднее чудо» 2. Консультации: «Игра в жизни ребёнка»,«Пальчиковая гимнастика», 3. Оформление группы к новому году с участием родителей. 4. Новогодний праздник «Добрый дедушка мороз». | Вовлечение родителей творческую деятельность Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга. Обогащение опыта родителей, ознакомление с приемами воспитания детей в ходе режимных моментов. Обогащение опыта родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей. Привлечение родителей к проведению новогодних праздников в детском саду. | Воспитатели, родители |
Январь | 1. Консультации: «Зима, зима на улице…», «Читаем малышам», «Учимся различать цвета». 2. Консультация «Какие игрушки необходимы детям», Как играть с малышом». 3. Фотоколлаж «Ребенок в развивающей предметно-пространственной среде группы». 4. Родительское собрание «Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми младшего дошкольного возраста». | Расширять кругозор родителей по выбору игр Повышение уровня знаний родителей по руководству игровой деятельностью; обучение способам игровой деятельности. Расширение знаний родителей о значении игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции. Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Ознакомление родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы. Рекомендации литературы, дидактических игр. | Воспитатели |
Февраль | 1. Фотовыставка «Мой замечательный папа». 2. Анкетирование «Какой вы отец». 3. Консультация «Игры – развлечения вместе с папами», «Искусство быть родителем». 4Почта одного дня «Вы спрашиваете, мы отвечаем» | Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке Привлечение родителей к совместной работе Формирование знаний у родителей о особенностях развития познания ребенка. Привлечь родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей о сенсорном опыте детей, его обогащении, о совершенствовании разнообразных действий с предметами. | Воспитатели, родители |
Март | 1.Творческая выставка «Мамины помощники». 2.Консультации «Мамы разные нужны», «Весна пришла». 3.Мамин праздник. 4.Оформление выставки «Наша мама лучше всех». Буклет «Расскажите детям о весне» Индивидуальные беседы «Как развивать речь малыша» | Развитие творческого потенциала семей Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Формирование у родителей навыков совместных игр с детьми, ознакомление с методами и приемами руководства играми по развитию речи. | Воспитателиродители |
Апрель | 1. Конкурс поделок «Пасхальная мастерская» 2. Праздник «Встреча Весны» Консультации - «Физическое развитие детей раннего возраста», «Воспитание гиперактивных детей»; «Стеснительные и замкнутые». 3. Индивидуальные беседы «Лечебные игры с мячом». 4. Папки-передвижки «Как приучить ребёнка к самостоятельности», «Игры с детьми младшего дошкольного возраста по развитию двигательной активности». | Развитие творческого потенциала семей Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Расширять знания родителей о многообразии игр с мячом для детей младшего дошкольного возраста. Расширение знаний родителей о значении двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. | Воспитатели |
Май | 1.Анкетирование «Жизнь нашей группы». 2.Консультации «Скоро лето», «Дети и транспорт». 3.День добрых дел «Субботник на территории детского сада». 4.Родительское собрание «Чему мы научились за этот год. Подведение итогов воспитательно- образовательной работы за учебный год». Папка - передвижка «День Победы» Наглядная информация «Чем занять ребенка летом» Папки-передвижки «Осторожно, дети!», «Вопрос-Ответ», «Дорога и мы». Индивидуальные беседы «Не жалейте времени на уроки улицы». Семинар-практикум «День добрых дел» Фотовыставка «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают с нами наши дети». | Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке. Показать родителям результаты воспитания и развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей). Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника Настроить родителей на совместную плодотворную работу Привлечение родителей к жизни детей в детском саду. . | Воспитатели |
Результативность
- Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Литература
- ООП ДОО
- Рабочая программа воспитателя
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд. - М.: Мозаика — Синтез, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здоровья воспитанников через интеграцию деятельности педагогов ДОУ и партнерства с семьей в физкультурно-досуговом движении
В настоящее время в системе образования РФ происходят глобальные изменения: меняются приоритеты, ставятся новые цели и задачи. Приоритетными направлениями современного дошколь...
Социальное партнерство с семьей
Взаимодействие с родителями...
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
Инновационные формы социального партнерства с семьей. Презентация для родителей "Наш денек"
Презентация отражает дин день из жизни ребят в детском саду. Как часто наши мамы и папы не знают, чем же занят их ребенок в детском саду. Данная форма работы с родителми позволяет наглядно представить...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...