Использование проектов в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
консультация
Проектная деятельность в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektov_v_nravstvenno_patrioticheskom_vospitanii.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектов в нравственно-патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т. к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Изучив разнообразные методы работы, пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работе с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления.
Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.
Проект педагогов - это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.
Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Рассмотрим традиционную форму проекта - педагогический проект.
Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:
- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.
Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.
Продолжительность:
краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель),
среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца),
и долгосрочные (от 1 месяца - до полугода и дольше).
Цель: патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.
Основные задачи.
Образовательные:
- сформировать представления детей о Российской армии;
- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:
- вызывать желание больше узнать о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);
- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;
- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.
- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- специалисты;
- родители;
- сотрудники какой либо организации по тематике проекта;
- ветераны.
Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:
совместная деятельность с детьми;
взаимодействие с родителями, социумом.
Необходимое ресурсное обеспечение проекта:
информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);
экспонаты мини- музея.
Формы и методы проекта.
Проект осуществляется в несколько этапов:
организационно-подготовительный,
основной (этап непосредственной реализации),
итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.
С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.
Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.
На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.
Заключительный этап: Подведение итогов (продукт проекта)
Результатом работы над проектом, может быть проведение итогового мероприятия. Представление результатов исследований в совместных вечерах с родителями, в образовательной деятельности, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др.
Опираясь на опыт и интересы дошкольника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ребята осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании дошкольников.
В своей деятельности мы реализовали краткосрочный проект по нравственному патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия!» (проект педагогический так ка выполненные мероприятия по проекту предлагались педагогом)
Проект
«Наша Родина - Россия!»
Актуальность:
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
С данной целью в нашей группе был реализован проект «Моя страна-Россия»
Цель: Формировать у детей патриотические качества к своему краю и стране,
обогатить знания детей о России, о стране в которой мы живем.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с историей страны ее символикой;
- познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
- познакомить с историей праздника День народного единства.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её
достопримечательностям.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (5 дней)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 5-6 лет.
Предполагаемый результат:
- дети проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, ее достижения;
- имеют представления о ее многонациональности, важнейших исторических событиях.
- В своей работе использовали Метод "Три вопроса":
Что мы знаем? (Мы живем в России, наш город и Россия наша родина; у нас живет много разных народов)
Что хотим узнать? (Какие народы живут в России, хотим узнать, что означает герб и флаг России, для чего они нужны)
Как мы можем это узнать? (прочитать в книгах, журналах, энциклопедии, попросить родителей рассказать, можно по телевизору посмотреть и в компьютере).
Реализация проекта:
1 этап.
Составление плана совместной работы с детьми и родителями: подбор материала и оборудования для игр и бесед, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, литературы; беседы с родителями о необходимости участия в проекте.
2 этап
Мероприятия с детьми.
Цикл бесед:
- Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Народы России», «Символика России»
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему «Моя Родина – Россия»
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
Дидактические игры:
- «Символика России»,
- «Костюмы народов России»
- «Сложи картинку»
Познавательный досуг:
«Путешествие по столице нашей Родины - Москва».
Презентации:
- «День народного единства»
- «Москва-столица России»
Мероприятия с родителями:
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
- Папка – раскладушка «Как воспитать маленького патриота»
3 этап
Заключительный этап:
- выставка детского творчества: «Наша Родина - Россия».
- изготовления лепбука «Наша Родина - Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Растим патриотов»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Родной свой край люби и знай!"
В 2017-2018 учебном году одной из задач воспитания и обучения дошкольников в МАДОУ "Детский сад № 5" являлась задача воспитания гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, разв...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я живу в России»
Воспитание граждански — патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственно...
Использование проектов в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Использование проектов в нравственно патриотическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта...
«Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) «Я - патриот»
laquo; Что мы Родиной зовём?Дом, в котором мы растём.И берёзки у дорогиПо которой мы идём»В.Степанов...