Планирование наблюдения с детьми старшего возраста по месяцам
материал (старшая группа)

Стативка Инна Николаевна

Планирование наблюдения с детьми старшего возраста на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyud_s_det.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения с детьми старшего возраста

Сентябрь

•        Наблюдение за изменениями в природе. На прогулках предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе.

•        Наблюдение за температурой и осадками. Подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжными и кратковременными дождями.

•        Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. На прогулку вынести султанчики и наблюдать. Откуда и куда дует ветер? Остается положение султанчика или оно меняется? Подвести  детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон.

•        Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Дети постоянно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высоты его стояния.

•        Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

•        Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики. В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер -  желанный гость.

•        Наблюдение за птицами и насекомыми.

Октябрь

•        Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют. Понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, липа, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях.

•        Сравнивать деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к земле: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

•        Рассмотреть семена, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семена перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

•        Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы.

•        Зафиксировать уменьшение долготы дня. Установить связь между долготой дня и состоянием погоды.

•        Понаблюдать за отлетом гусей и уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие  птицы улетают позднее остальных.

Ноябрь

•        Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем отличается изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в снег, связать это с изменением температуры воздуха.

•        Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Подвести детей к выводу, чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха.

•        Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей на то, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Декабрь

•        Наблюдение за долготой дня. Отметить самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода. Подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

•        Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять , свежий след или он оставлен давно). Сравнивать следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.

Январь

•        Наблюдение за температурой воздуха. В конце месяца сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

•        Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

•        Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

•        Наблюдения за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Февраль

•        Наблюдение за продолжительностью светового дня. Дети замечают заметное прибавление светового дня, для этого продолжается фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений.

•        Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель – в чем сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра).

•        Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

•        Наблюдения за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: дуб (крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются, как на качелях).

•        Наблюдение за птицами. В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.

Март

•        Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня. В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее и теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

•        Наблюдения за изменениями в жизни животных: отмечаем прилет грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми (грачи – всеядные, могут добыть корм где угодно). Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидев грача – весну встречай». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах. Объяснить детям, что песню заводят самцы, привлекая к себе птицу-самочку для создания семьи. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чем проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».

•        Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерить длину тени от дерева в одно и то же время в течении недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

Апрель

•        Наблюдения за солнцем. Обратить внимание детей на то, что оно поднимается с каждым днем все выше. С этой целью понаблюдать за тенью от столба на участке, обратить внимание на то, что в полдень тень становится короче.

•        Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Предложить детям посмотреть. Какое место на участке просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

•        Наблюдения за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на  коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

•        Наблюдения за птицами.

Май

•        Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

•        Наблюдения за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

•        Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни - зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сравнить цветение клена и березы, что общего и чем отличаются. Понаблюдать за мат-и-мачехой и одуванчиком. Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

•        Понаблюдать за гнездованием птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с окружающим на основе народного календаря.

Закрепление у детей знания об окружающей природе, привлечение их внимания к русскому фольклору, знакомство с обычаями нашего народа....

Примерное планирование работы с детьми старшего возраста

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы коррекционной  работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрица...

Перспективное планирование работы с детьми старшего возраста на летний период

Перспективный план работы с детьми на летний период(июнь, июль). Цели и задачи работы,подвижные и дидактические игры, работа с родителями и чтение художественной литературы....

Перспективное планирование прогулки с детьми старшего возраста в ДОУ

Перспективное планирование прогулкис детьми старшего возраста в ДОУ...

Планирование наблюдений с детьми старшей группы. Осень.

Планирование наблюдений за живой неживой природой на прогулках....

Планирование наблюдений с детьми старшей группы. Зима.

Планирование наблюдений за живой неживой природой на прогулках....

Планирование наблюдений с детьми старшей группы. Весна.

Планирование наблюдений за живой неживой природой на прогулках....