"Игра, как средство развития детей дошкольного возраста"
консультация
Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка. Теме игры уделяется большое внимание в исследованиях отечественных исследователей. Например, в исследованиях А.Н. Леонтьева, игра рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребенка и в которой происходит ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребенком навыками кооперации.Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни». Предметом особенного интереса со стороны исследователей была и до сих пор остается сюжетноролевая игра. Она является наиболее характерной для дошкольников. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, в которую входят сюжет, содержание, роль. Сюжет является главным компонентом игры, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры – это та деятельность, которая воспроизводится ребенком в ее процессе. Он представляет собой определенные действия, события и взаимоотношения жизни и деятельности окружающих, которые находят отражение в деятельности ребенка. Сюжеты игр могут быть разнообразными.
Содержание игры – центральный момент деятельности, в которой отражаются отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной и другой деятельности. В зависимости от того, в какой мере ребенок имеет представление о деятельности взрослых, меняется и содержание игры. В игре нет и абсолютной свободы действий, так как в ней действуют определенные законы и правила, сходные с теми, которые существуют в действительности. Как указывал Л. С. Выготский, всякая ролевая игра – это «игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок». Основу сюжетно-ролевый игры составляют роль и действия, которые с ней связаны. В такой роли, по мнению Д.Б. Эльконина, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности». При этом на протяжении взросления ребенка происходит и развитие роли: от ролевых действий к ролям-образам. Кроме сюжета, содержания и роли, психологи выделяют и такие структурные компоненты как правило, игровое действие, предметы-заместители, воображаемую ситуацию и партнера по игре. Согласно многим исследованиям сюжетно-ролевая игра возникает у ребенка не спонтанно, а передается другими людьми. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Большое значение сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети научаются пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде. Согласно договору между институтом имени А.П.Чехова и образовательными учреждениями города и Неклиновского района студенты в любое время, а не только во время практики могут знакомиться с деятельностью воспитателей, оказывать им помощь и др. Анализируя деятельность, проводимую в данном направлении воспитателями детского сада «Сказка», можно констатировать, что работа в данном направлении ведется значительная. В частности, стоит отметить, что в ДОУ сюжетно-ролевые игры используются с учётом возможностей самого дошкольного учреждения и особенностей детей дошкольного возраста. Например, в средней группе воспитателем М.Н.Кушкиной составлена картотека сюжетно-ролевых игр. Также в детском саду оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов игры.
В своей работе воспитатели детского сада используют следующие принципы организации игры:
- Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, воспитатель сам играет с детьми.
- В игре с детьми воспитатель принимает позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
- В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, воспитатель не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
- Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, воспитатели решают задачи по развитию у них самостоятельности и самоорганизации, формированию умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку
Дошкольник часто испытывает «определенные трудности при выполнении совместной со сверстниками деятельности. Это может проявляться в следующем:
- трудно принять и осознать заданную цель как общую для всех и удержать ее в течение выполнения деятельности
- трудно согласовывать свои действия с действиями партнеров
- трудно изменить свою точку зрения, даже если она является ошибочной, принять вместо нее мнение партнера даже при осознании его правоты
- трудно оценить общий результат».
Важно отметить, что воспитатели довольно часто хвалят и поощряют каждого ребёнка, чтобы никто из детей не потерял интереса к игре, имел возможность самореализоваться в игре, проявить своё неповторимое творчество. Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. При этом ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. А развивать можно и нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-506143-1415182139.jpg)
Игра как средство развития детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-245166-1366563884.jpg)
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"
...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-300588-1491647845.jpg)
Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.
Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....
Дидактическая игра - как средство развития детей дошкольного возраста.
Этот материал предназначен для консультации педагогов или родителей. Материал говорит о значимости дидактической игры в жизни ребенка дошкольного возраста и о всестороннем развитии детей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802087-1468407656.jpg)
Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....
Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956927-1507657222.jpg)
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к ...