"Игра, как средство развития детей дошкольного возраста"
консультация

тимошенко наталья викторовна

     Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка. Теме игры уделяется большое внимание в исследованиях отечественных исследователей. Например, в исследованиях А.Н. Леонтьева, игра рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребенка и в которой происходит ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребенком навыками кооперации.Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни». Предметом особенного интереса со стороны исследователей была и до сих пор остается сюжетноролевая игра. Она является наиболее характерной для дошкольников. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, в которую входят сюжет, содержание, роль. Сюжет является главным компонентом игры, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – это та деятельность, которая воспроизводится ребенком в ее процессе. Он представляет собой определенные действия, события и взаимоотношения жизни и деятельности окружающих, которые находят отражение в деятельности ребенка. Сюжеты игр могут быть разнообразными.

Содержание игры – центральный момент деятельности, в которой отражаются отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной и другой деятельности. В зависимости от того, в какой мере ребенок имеет представление о деятельности взрослых, меняется и содержание игры. В игре нет и абсолютной свободы действий, так как в ней действуют определенные законы и правила, сходные с теми, которые существуют в действительности. Как указывал Л. С. Выготский, всякая ролевая игра – это «игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок». Основу сюжетно-ролевый игры составляют роль и действия, которые с ней связаны. В такой роли, по мнению Д.Б. Эльконина, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности». При этом на протяжении взросления ребенка происходит и развитие роли: от ролевых действий к ролям-образам. Кроме сюжета, содержания и роли, психологи выделяют и такие структурные компоненты как правило, игровое действие, предметы-заместители, воображаемую ситуацию и партнера по игре. Согласно многим исследованиям сюжетно-ролевая игра возникает у ребенка не спонтанно, а передается другими людьми. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Большое значение сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети научаются пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде. Согласно договору между институтом имени А.П.Чехова и образовательными учреждениями города и Неклиновского района студенты в любое время, а не только во время практики могут знакомиться с деятельностью воспитателей, оказывать им помощь и др. Анализируя деятельность, проводимую в данном направлении воспитателями детского сада «Сказка», можно констатировать, что работа в данном направлении ведется значительная. В частности, стоит отметить, что в ДОУ сюжетно-ролевые игры используются с учётом возможностей самого дошкольного учреждения и особенностей детей дошкольного возраста. Например, в средней группе воспитателем М.Н.Кушкиной составлена картотека сюжетно-ролевых игр. Также в детском саду оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов игры.

В своей работе воспитатели детского сада используют следующие принципы организации игры:

  • Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, воспитатель сам играет с детьми.
  • В игре с детьми воспитатель принимает позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
  • В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, воспитатель не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
  • Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, воспитатели решают задачи по развитию у них самостоятельности и самоорганизации, формированию умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку

Дошкольник часто испытывает «определенные трудности при выполнении совместной со сверстниками деятельности. Это может проявляться в следующем:

  • трудно принять и осознать заданную цель как общую для всех и удержать ее в течение выполнения деятельности
  • трудно согласовывать свои действия с действиями партнеров
  • трудно изменить свою точку зрения, даже если она является ошибочной, принять вместо нее мнение партнера даже при осознании его правоты
  • трудно оценить общий результат».

Важно отметить, что воспитатели довольно часто хвалят и поощряют каждого ребёнка, чтобы никто из детей не потерял интереса к игре, имел возможность самореализоваться в игре, проявить своё неповторимое творчество. Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. При этом ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. А развивать можно и нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....

Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

Дидактическая игра - как средство развития детей дошкольного возраста.

Этот материал предназначен для консультации педагогов или родителей. Материал говорит о значимости дидактической игры в жизни ребенка дошкольного возраста и о всестороннем развитии детей.  ...

Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....

Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающ...

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...