"Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста"
консультация
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад "Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста" | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста.
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Дзюба Н.Г. 2020 г.
«Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
(А. С. Макаренко)
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все
представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя
реализовывать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития;
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Виды труда в ДОУ:
Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Компоненты трудовой деятельности:
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
В младших группах начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу особенностей своего возраста, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.
Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Задачи и содержание работы по самообслуживанию:
1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.
3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы:
1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.
2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, пояснять зачем он выполняет те или иные действия.
4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.
Содержание труда.
Сентябрь
1 неделя - самообслуживание - Игра «Мы пришли умыться»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Беседа «Всему свое место»
3 неделя – труд в природе - Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)
Октябрь
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Закатаем рукава»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Игра «Убери мусор в корзину»
3 неделя – труд в природе - Полив комнатных растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию); Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)
Ноябрь
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Выверни колготки»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Упражнение «Расставим стулья»
3 неделя – труд в природе - Опрыскивание растений водой
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Целевое посещение кабинета старшей медсестры, наблюдение за работой старшей медсестры; Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)
Декабрь
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Застегни пуговицы»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Упражнение «Разложи карандаши»
3 неделя – труд в природе - Помыть листья фикуса
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)
Январь
2 неделя - самообслуживание - Упражнение «Все мы делаем по порядку»
3 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Протереть от пыли полки для игрушек
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы); Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)
Февраль
1 неделя - самообслуживание - Игра «Одежкин домик»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Протереть игрушки
3 неделя – труд в природе - Рыхление комнатных растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в стирке кукольного белья; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)
Март
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Намылим руки»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Раскладывание книг в книжном уголке
3 неделя – труд в природе - Посадка крупных семян овощей
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в ремонте книг и дидактических игр; Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара
Апрель
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Убрать строительный материал после игры
3 неделя – труд в природе - Полив комнатных растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию; Целевое посещение прачки, наблюдение за работой работника по стирке белья
Май
1 неделя - самообслуживание - Игра «Мы заправим наши майки»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Переодеть кукол в кукольном уголке
3 неделя – труд в природе - Помыть листья растений
4 неделя – совместный труд с взрослыми - Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках; Наблюдение за работой дворника.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей, опыт работы....
Трудовое воспитание у детей раннего возраста
ЗАДАЧИ по формированию трудового воспитания в раннем возрасте:*ОБЕСПЕЧИТЬ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ;*ОБЕСПЕЧИТЬ ОСВОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОМ ТРУДЕ;*ФОРМИРОВАТ...
Организация трудового воспитания в группе раннего возраста
Презентация "Организация трудового воспитания в группе раннего возраста"....
перспектывный план по трудовому воспитанию в группе раннего возраста
перспективный план...
Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте»
Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном...
Консультация для родителей "Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте"
Консультация для родителей в первой младшей группе Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте...
Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте»
возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте. Одним из важнейших средств формирования нрав...