игровое распевание
консультация
учим петь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учим петь | 17.85 КБ |
krig_vrag_peniya.docx | 15.45 КБ |
mal_sekrety_bolshogopeniya.docx | 18.06 КБ |
penie_i_artikulyatsiya.docx | 18.44 КБ |
poem_sidya_na_kovre.docx | 13.97 КБ |
formula_pesni.docx | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое распевание
Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия является пение.
Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать, а без этого песня невозможна, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку.
Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ»
Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь.
А распеваться?
Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?
Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом.
Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи.
Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар.
Все мы выросли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности.
Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"?
Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно.
Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться?
Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!
Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, задуматься о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть.
Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?
Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.
Вот почему я придумала «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ»
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса.
Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них лёгкий, понятный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?
Дети озвучивают эти зарисовки из сказок, совершенно чётко понимая: что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.
Такое игровое распевание многофункционально:
- Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
- Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
- Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
- Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
- Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов.
Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои мини- партии в разных регистрах.
А распевки :"Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.
Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!
Я подобрала и отредактировала в формате А4 красочные картинки знакомых детям сказок и интересных сюжетов; придумала им стихотворный текст и мелодию в среднем и высоком регистрах. И теперь дети осознанно озвучивают голоса этих персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты и атрибуты/шапочки/. Подумайте, тут совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция. Результаты превосходят все ожидания, т.к. детям интересно распеваться.
Предварительный просмотр:
Крик - враг пения!
Когда дети от старания начинают громко и крикливо петь, я рассказываю им сказку о "Волшебной флейте":
" Однажды мальчик залез на чердак и нашел там среди разных вещей старинный сундук. Он открыл его осторожно, а там,.. среди книг, старинных украшений, лежала маленькая серебряная флейта.
Мальчик поднёс её к губам и тихо, нежно, осторожно дунул.... флейта издала нежный, прекрасный мелодичный звук, и тотчас же, из неё вылетело маленькое облачко, а из него показалась маленькая, хрупкая Фея. Но как только флейта замолчала, фея исчезла...
Мальчику так захотелось увидеть её вновь, и он жадно, резко, сильно и громко, торопливо дунул в отверстие флейты... и тут же из флейты вырвался злой, страшный, маленький, противный тролль... мальчик в испуге выронил флейту и убежал с чердака..."
Достаточно рассказать выразительно, затаенно, с нужными паузами эту маленькую притчу, и поговорить с ребятами- почему вместо феи из флейты вырвался злостный тролль?
Дети без труда отвечают, что мальчик подул в свирель резко, грубо, поэтому и вылетел тролль... а вот когда нежно, ласково, аккуратно издал звук - вылетела Фея...
И вот теперь, когда ребята начинают кричать в пении, я им говорю: "Вы что, зовете Тролля? А, может быть, лучше пусть Фея слушает наше пение?"
ВСЁ!!!!! Крика - как не бывало!
МЕНЮ
- НОВОСТИ САЙТА
- ОБО МНЕ
- УЧИМСЯ ПЕТЬ, ИГРАЯ
- УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ, ИГРАЯ
- ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК
- МОИ ДИСКИ
- КНИГА-ПОСОБИЕ
- ВИДЕО ДИСКОВ
- АВТОРСКИЕ СЦЕНАРИИ И СПЕКТАКЛИ
- ЛЕСЕНКА К ПЕСЕНКЕ
- ПЕСНИ ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
- СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ
- ВОПРОС - ОТВЕТ
Предварительный просмотр:
Маленькие секреты большого пения
Все мы – практики, и для нас ОЧЕНЬ важно, чтобы те ТЕОРИИ, которые рекомендуют нам, музыкантам, находили своё ПОДТВЕРЖДЕНИЕ на ПРАКТИКЕ. Если этого нет, то теория мертва и неприменима, как бы её не рекламировали!
Дело в том, что все мы с самых первых лет работы в детском саду, теоретически знаем - какие методические приёмы надо применять, чтобы пение, всё-таки, состоялось, чтобы оно стало ПЕНИЕМ, а не проговариванием слов , а ещё хуже- криком под музыку.
Ведь казалось бы, мы все в курсе, что петь надо – не только фронтально (хотя многие этим грешат). И по подгруппам, и отдельно - мальчики- девочки, и цепочкой, и по рядам, и стоя, и сидя, и в разных частях зала… а пения, которое бы нас удовлетворяло… нет. Почему?
Давайте будем честными сами с собой: скорее всего, мы МАЛО применяем выше перечисленные приёмы пения, или применяем их редко, эпизодически.
Если делать это систематически, то результат будет обязательно.
Но вот что интересно – теория для всех одна- почему же, всё-таки, у кого-то из музыкантов получается раздел пения, а у кого-то нет…
Я абсолютно уверена, что тут дело в тех тонкостях, нюансах, индивидуальном , личностном подходе, который и перевешивает эту чашу весов в лучшую сторону.
У каждого музыканта есть такие приёмы, наработанные за годы практики, которые и превращают пение- в ПЕНИЕ. И об этих приёмах нигде не пишут, потому что это настолько индивидуально, тонко и хрупко, что их трудно давать в рекомендациях… только так- «из уст в уста..» но именно они помогают в работе, и рождаются они мгновенно, интуитивно, в зависимости от сложившейся ситуации…
Эти приёмы, казалось бы, просты и очевидны… и, скорее всего, вы тоже их применяете, …а кому-то и в голову не придёт поговорить с детьми на эти темы, но если мы поделимся своими маленькими секретами, которые нигде не напечатаны, но которые, собственно, и дают нужный эффект – всем станет лучше!
Не в качестве рекламы, но если вы спрашиваете меня- я расскажу вам о своих приёмах, которых очень много:
Ну, например:
1. Ни одно занятие не проходит без игрового распевания или распевания вообще. Это занимает 2-3-минуты, но имеет прекрасный результат в пении. Пренебрежение к этому виду деятельности может иметь огромные последствия, за своё пренебрежение распеванием( то есть осознанной тренировкой голоса), мы можем заплатить слишком высокую цену- наши дети не научатся петь...
И обязательно после распевания делать акцент на то, что мы теперь высокий и средний голосок из этой распевки не оставляем жить в картинке, а ЗАБИРАЕМ с собой в ПЕСЕНКУ.
У вас бывало такое, что дети в распевании поют высоко, а как только начинается пение- всё! басят и гудят, как сломанный патефон и раненый тигр?
Остановите пение –( обыграйте эту ситуацию(... ребята, к нам пришел динозавр- слышали, как рычал?)
Почему я остановила песню?) Посмотрите ещё раз на картинку из распевания, или напомните детям, что ТОЛЬКО что их голоса были высокими - куда же они делись- поищите( заглядываем под стульчики, смотрим в карманчиках) « Нашли? Верните его в горлышко, положите в ротик, как конфетку - вот проказник - голосок, вздумал бегать от ребяток!)»
Этот приём действует какое-то время, и голоса резко меняются к лучшему.
2. Прекрасно, что вы, девочки, сделали в своих беседах акцент на то, что многие воспитатели и дети путают понятия: громко - звонко. Давайте разберёмся здесь: конечно же, слово «громко» не должно быть в лексиконе муз. занятия. Только «звонко».
Как только дети начинают сбиваться на крик, я тут же беру «Схему песни», которая всегда у меня под рукой, и спрашиваю- давайте ещё раз вспомним- из чего состоит песенка?( нотка+ буква+ сердечко)… а значок «крика» здесь есть? Нет… тогда зачем он нам нужен, он только мешает нам, хочет поссорить сердечко, нотку и буквочку, влезть к ним в домик- как медведь в теремок……Всегда говорю ребятам одну фразу:
«Крик- это враг пения», и повторяю её так часто, что спроси у любого ребёнка- и он закончит эту фразу своим картавым говорком. Только я: «Крик…» И они уже хором -«… враг пения»
Конечно, разве можно на песенку кричать? Она же обидится и уйдет от нас, и останемся мы без музыки…( вариантов обыгрывания этой темы можно придумать много)
3. Как добиться звонкого пения? Существует и такая проблема- как только мы убираем крикливое и громкое пение- звук и яркость пения уходят с ними.
Как же это исправить? Дело в том, что многие дети поют зажатым ртом, плохо его открывают.
Тут очень важен такой показ и рассказ: «Ребята! Я покажу вам сейчас 2 примера - спою эту строчку вот так:
На СВОЁМ примере показываю – пение зажатыми губами и зубами- пою какую-то фразу, даже немного утрирую.
И вот так: - открываю шире рот, набираю дыхание и пою звонко.
Как красивее?- дети, конечно, выбирают 2-ой вариант. А почему он лучше?
Удивительно, но дети не всегда сразу находят ответ по принципу: «найди 10 различий»…Хотя, казалось бы, всё очевидно…
Но это для нас, взрослых!
А детям это не всегда просто: они должны САМИ понять и проговорить это осознанно - почему же изменилось пение?
Помогите им, нарочито покажите ещё раз, пусть они сами увидят разницу в звукоизвлечении и артикуляции. Тут ОЧЕНЬ важен личный пример и показ!
«А вы открывали шире рот..»
Конечно, да! Посмотрите, на что похож круглый ротик?
Дети находят ассоциации: на солнышко, шарик, апельсин итд.
« А теперь я расскажу вам историю про песенку, которую посадили за забор и закрыли в темницу. Как она хотела вырваться на свободу! Как пыталась очутиться на воле! Как же нам спасти песенку? Давайте откроем темницу(ротик) и уберём забор(зубки) и тогда путь песенке будет свободен- и она вылетит и запоёт звонко- звонко!»
Ещё можно сравнить песенку с птицей, которая сидит в скворечнике, а скворечник заколочен досками.( зубками) Сможет песенка- птичка вылететь? ( показываю пение с почти зажатыми зубами и губами) . А если открыть путь птичке, освободить выход из скворечника(кстати, он тоже круглый, как ротик), свободно и легко птица вылетит из него? Ответ детей очевиден.
« Ребята, давайте попробуем и освободим птицу - песенку!» Пробуем мы оба варианта- и полузакрытым ртом, и открытым, кругленьким!
А попробовав, и убедившись, что ТАК петь красивее, в будущем достаточно сказать – выпустите свою птичку из горлышка- как сразу ротик у детей открывается шире, становится круглым и звук становится ярче, звонче.
4. А ещё очень действенный приём, когда дети поют тихо: я предлагаю поискать и найти – где у них находится кнопка для усиления звука? Ну, как в телевизоре… Они серьёзно так ищут… я вместе с ними и, наконец, находим – пупок! Вот она, кнопка! Подвожу к себе ребёнка, говорю: «Ну-ка, где твоя кнопочка, давай проверим- работает?»Ребёнок нажимает на пупочек- и поёт так звонко! Все смеются и тоже пробуют!
А если вдруг срываются на крик- см. пункт 2(«Крик- враг пения!»)
5. Девочки, мы так часто на занятии употребляем словосочетание «чистое пение». Мы просим детей: «Ребята! Пойте чисто!» А понимают ли они смысл этой фразы?
И тут в один прекрасный день, я просто случайно, почти мимоходом спросила детей – а что такое - петь чисто? Я была абсолютно уверена, что ответ последует незамедлительно… И вдруг – тишина, пауза…
«ну, что это такое- «чистое пение»- постирать песню в стиральной машинке, чтобы стала чистой?- Смеются…
Оказывается, дети- не могут сформулировать точно- что это такое, а не понимая задачу- как же они с ней справятся? Они не совсем понимают- чего от них хотят…
Как в КВНе- спрашиваю, повторяя несколько раз вопрос, обращаясь поименно к детям. Ответы детей: «Ну, это петь хорошо, красиво..»
«А что значит - петь хорошо?»,- опять пауза…
Приходится опять прибегать к примерам:
- играю мелодию, и на этом фоне пою, страшно фальшивя.
- играю мелодию и пою с ней в унисон.
Что изменилось, как красивей, почему?
И вот только тогда, когда дети сами поймут и сформулируют, что голоса должны сливаться воедино: детей, инструмента, музыкального работника или воспитателя: как ручьи сливаются в речку, как цветы в красивый букет, как струи фонтана в красивый рисунок..
Поверьте мне, что для детей такая, казалось бы, простота, вызывает трудность. Интуитивно они знают ответ, но чётко сформулировать не могут. Зато теперь, когда всё встало на свои места и прояснилось - можно смело попросить детей: «Пойте чище!», и ребёнок вас поймёт.
Только постоянно надо возвращайтесь к этому понятию. И спрашивать на разных занятиях разных детей: «Ой, я забыла… а что такое петь чисто?»…
Предварительный просмотр:
Многие музыканты оценивают игровое распевание с точки зрения явного улучшения звуковысотного слуха у детей, то есть, дети начинают заметно лучше петь!
Но вы первая обратили внимание на то, что в распевках предусматриваются ещё и упражнения на дикцию, артикуляцию и дыхание!
Дело в том, что когда я сочиняла тексты к распевкам, я продумывала этот вопрос очень тщательно, ведь это больная тема всех детских садов! У каких-то садов есть статус"логопедический", а у каких-то его нет... но это вовсе не значит, что дети в них говорят чисто! У нас просто нет мест в логопедических садах, места в речевых садах ограничены, поэтому нам приходится, в отсутствие логопеда, заниматься этим самостоятельно, ведь плохоговорящих детей у нас ОООГРОМНОЕ количество!
Продумывая тексты двустиший игрового распевания, просто НЕОБХОДИМО было решать попутно, помимо мелодики, ещё и речевые задачи!
Вы так верно заметили: в распевке "Колобок", казалось бы, в такой простой строчке, да ещё пропетой в быстром темпе, " по дорожке я скаЧу, и каЧу, куда хоЧу", явно угадывается скороговорка, которую мы проговариваем сначала медленно и чётко, утрируя звуки, потом сдвигая темп, поём, добиваясь чёткой дикции и, при этом, лёгкости пения! Очень помогают ребятам в освоении этой строчки жесты: мы показываем только руками:
- скок-скок (скачу)
- плавные жесты ( качу)
- куда хочу ( развести ручки)
А какой чёткой дикции нужно достичь в распевке "Медведь и пчела"? "Жу-жу-жу-жу-жу, домой иди, не поймаешь рыбку ты!"- и это в таком быстром темпе! да ещё в высоком регистре!
А дыхание в распевке"Золушка"?
Такая длинная фраза: "Ах, как хотелось в праздничном платье Золушке тоже съездить на бал!" в темпе вальса - должна спеться на одном дыхании, не прерывая его, по всем законам пения вокала.
Да что там говорить! Тот, кто начал или будет только заниматься по игровому распеванию, увидит и заметит эти особенности и поймёт, что в этих, кажущихся простыми, распевках, продуманы все мелочи, которые ДАЛЕКО НЕ МЕЛОЧИ: и скачки в мелодии (я назвала это "контрастным интонированием", и дыхание, и артикуляция, и ОСОБЕННО ДИКЦИЯ!
Ведь распевание должно, просто обязано решать весь комплекс певческих задач, иначе какая же от него польза?
А польза быть ДОЛЖНА!!!! Будет польза и успешность в распевании, будет отдача и в пении!
Только распевание должно быть ИНТЕРЕСНЫМ для детей, тогда их будет ПРИВЛЕКАТЬ это ОБУЧЕНИЕ!
А в процессе игры это ОБУЧЕНИЕ будет НЕЗАМЕТНЫМ для них! Дети будут петь по ролям, играть в распевки, а природа будет брать своё: постоянные упражнения родят НАВЫК, вот и будет РЕЗУЛЬТАТ!
Предлагаю вам немного материала по упражнениям для губ и языка и скороговоркам , которые ОЧЕНЬ помогают развивать у детей дикцию, артикуляцию, правильное дыхание.
Эти упражнения и скороговорки обязательно нужно НЕ ТОЛЬКО ПРОГОВАРИВАТЬ, но и ещё ОБЫГРЫВАТЬ, пытаться сыграть образы, если они есть в содержании скороговорки, а если конкретных образов нет, то тогда очень поможет смена интонации, её выразительность, а не просто механическое проговаривание слов.
Тогда привычка говорить выразительно - даже скороговорку – обязательно пригодится в выразительности фраз, стихов, и в пропевании слов песен.
« Упражнения для речевого аппарата, губ и языка»
«Хоботок»
Вытянуть губы «хоботком» ( как при артикуляции звука «У»). Напрячь губы – и отпустить.
«Подражаю я слону,
Губы хоботком тыну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаб –ле - ны.»
«Рот на замке»
Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно – закрываем рот на замок.
Сильно сжимаем губы, потом отпускаем.
« На замок рот закрываем, а потом мы отпускаем»
Три стадии смыкания губ:
1 «Лягушка»
Собранными губами, как в упражнении «Рот на замке» смыкаем и размыкаем их, произнося звук крепкими сомкнутыми губами, напоминающий кваканье лягушек.
2. «Рыбка говорит»
Тот же приём – «рот на замке», но совсем беззвучный, губки крепкие.
3. «Пузыри на лужах»
Тот же крепкий звук, но более быстрый и прозрачный – «пузыри лопаются на лужах во время дождя»
«Лягушки -2»
Губы вытягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место.
«Тянем губки прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну- перетяну, я совсем не устаю!
Губы не напряжены и расслаб –ле-ны!»
«Орешек»
Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – стало легко, рот приоткрылся, расслаблен.
«Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется!»
«Сердитый язык»
Язык упирается в верхние зубы, затем опускается к нижним. Он старается «вытолкнуть» зубы наружу, потом расслабляется.
«С языком случилось что –то: он толкает зубы!
Будто хочет их за что –то вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается и чудесно расслабляется!»
«Горошина»
Язык прижимается к щеке и надавливает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место.
«Конфета»
Тот же принцип: язык упирается в щёку, как будто во рту круглая конфета. Мы катаем эту конфету по всему рту – от одной щёчки к другой – по кругу.
Театральный этюд: покажи мимикой, что ты кушаешь
- сладкую конфету ;
- кислую;
- горькую таблетку;
- снова сладкую конфетку.
« Горка»
Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его «горкой».
«Спинка языка у нас станет горочкой сейчас.
Я растаять ей велю – напряженья не терплю!
Язык на место возвращается и чудесно расслабляется!»
«Зайцы жуют»
В быстром темпе слегка покусать верхнюю губу, затем нижнюю, затем щёчки изнутри.
« Буратино»
Буратино улыбнулся: растянуть губки как можно шире,
затем Буратино удивился: вытянуть лицо и губы.
«Поцелуй розу»
Вытянуть губки и коснуться ими воображаемой розы, собрать губки в бутон.
Речевая гимнастика, скороговорки
Первое упражнение, которое мы всегда говорим ПЕРЕД разучиванием или произнесением скороговорки, такое:( которое по сути своей тоже является скороговоркой и прекрасным речевым упражнением)
« Кто хочет разговаривать – тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Скороговорки короткие, но яркие:
- От топота копыт пыль по полю летит ( произносится крепкими губами с полушепота - до звонкого произнесения и опять сойти по громкости на "нет" - образ приближающегося и удаляющегося табуна)
-Купи кипу пуха;
-Ткёт ткач ткани на платки Тане;
-Водовоз вез воду из водопровода;
-У ежа и ёлки иголки колки;
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон! ( с мимикой и жестами);
-Все бобры для своих бобрят добры;
-У нас гость унёс трость;
-На дворе трава, на траве дрова;
-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( с мимикой и жестами);
- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
- У осы – не усы, не усищи, а усики;
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
-У ежа - ежата, а у ужа – ужата;
-Шапкой Мишка шишки сшиб;
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке ( мимика в парах);
- Хорош пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики):
а) Ребёнок любит пирожок – мимика радостная;
б) Ребёнок рад пирожку, но не любит творог – мимика меняется во второй части скороговорки;
- Дели с дружком пирожок с творожком;
-Шесть мышат в камыше шуршат;
-Король – орёл, а орёл – король;
-Проворонила ворона воронёнка;
- Мороз мосты мостил, мостил да не вымостил;
- У Дарьи в дому оладьи в меду;
- Дали Глаше простокваши, а у Глаши- каша;
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
-Валин валенок провалился в проталинок;
- Наш Полкан попал в капкан;
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят;
-Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор;
-Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят;
- У 33 полосатых поросят 33 хвостика торчат;
- Летят три пичужки через три пустых избушки;
- Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку;
- Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток;
-Сова советует сове: "Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится – о совятах сон приснится";
- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала;
- Арина грибы мариновала;
-Марина малину перебирала;
- По траве тропа протоптана;
- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыше: «Шуршать я буду тише!»
Предварительный просмотр:
Мы поем - сидя на ковре
На коврах детям петь УДОБНО! Насколько малыши раскованны, естественны и свободны в процессе обучения без фиксированных стульчиков!
Ни стулья не гремят, ни время на их расстановку и уборку не тратить, а потом, как-то по -домашнему получается. Мы, видимо, очень много говорим про пение на коврах, и у вас складывается впечатление, что мы всегда поём сидя... ЭТО НЕ ТАК!!!!! ЛЮБОЙ затянутый вид деятельности или положение утомляет, и дети, конечно же, начинают крутиться...
Поэтому из положения сидя - очень легко встать и петь стоя, по подгруппам, врассыпную в центре зала, и снова сесть к пианино!
Мне лично так очень удобно заниматься- я каждого могу пройти и послушать, как большой Ух, я всегда так делаю- хожу между ребятами и слушаю-
Например:
Спели дети вместе... мне не понравилось что -то... тут же ребятки свободно встали, вышли вперёд те, кто в данный момент "подхалтурил"... и я с воспитателям прошли - как "Большой УХ" между детьми - послушали каждого!!! Это их очень стимулирует, тут уж не схалтуришь.. а между стульями ходить неудобно...
Ушком наклонились к детям, которые могут фальшивить... снова сели для разучивания или объяснения особенности песенного хода...
Дальше - встали: мальчики вперёд, девочки на второй план... потом наоборот... встали тройками,... встали парами... вышли на середину зала врассыпную... по кружочкам, снова вернулись и сели на ковры!
А при наличии громыхальных стульев, затрудняющих движение и детей, и музыканта - разве это было бы возможно?
Начав петь сидя на ковре - мы открываем простор для смены методов и приёмов, расположения детей в зале - и это прекрасно!
Ведь все мы замечали, что стоит сменить положение детей - и песня куда-то пропадает... а тут - дети привыкают к такой мобильности, легко адаптируясь в любом варианте пения!
А вот сидение на стульчиках - как раз делает эти приёмы однообразными! Сидят себе и сидят... ну, только что рядами встанут... и всё? где разнообразие?
Но самое главное: вы никогда не сможете подойти к ребёнку в серединном ряду, чтобы послушать и проконтролировать его... стулья будут вам ужасно мешать! А, значит, есть вероятность, пения кое-как... ведь самоконтроль со стороны детей ещё очень слаб...
Потом одним из составляющих элементов песни я считаю выразительность. А как детям показать жесты, пританцовывать во время исполнения, если ногами постоянно задевать стулья? Они сковывают и ограничивают и пространство и свободу движения детей. А если ещё использовать и игровой приём - в форме игры для поддержания интереса к пению!?
Тут стульчики будут ТАК мешать!
Но это только моё мнение, не более того! Делайте так, как вы считаете приемлемым и удобным для вас! Лишь бы вам и ребятам было удобно! И самое главное - мы же не фиксируем ТОЛЬКО этот приём в пении! Мы меняем положения детей! На музыкальном занятии настолько всё мобильно и подвижно!
Предварительный просмотр:
Я просто не разрешаю петь не выразительно!
С самой младшей группы глазки, ручки должны участвовать в исполнении песни. Я настолько приучаю к этому детей, что это становится уже просто обязательным условием исполнения! Именно с младшей группы! И пусть пока не все реагируют на это и делают, как надо - всё равно, где-то в подкорке у них складывается стереотип- как надо петь!
Дети с младшей группы знают, что самое выразительное а пении- это глазки... так покажите глазками - как вы любите маму, как вам весело кататься на санках, как вам жалко котенка... то есть подводы к владению мимикой делаются уже даже у малышей.
В средней группе дети знакомятся с терминами "мимика", "жесты", и без них уже песня невозможна!
Только СРАЗУ надо приучать детей к тому, что и мимика, а особенно жесты должны быть УМЕСТНЫ!!!! То есть применяемы только тогда, когда это требуется по тексту! Иногда достаточно одного-двух жестов, лучше побольше выразительной мимики!
Иначе призыв выражать свои эмоции жестами воспринимается детьми СЛИШКОМ буквально, и они начинают махать руками совершенно лишне и бесконтрольно! Вот тут, именно в средних группах надо объяснить уместность жестов и их логичность... иначе в старших-подготовительных группах будет очень трудно убрать эти бесконтрольные махания -"отпугивания комаров"... и пение 25 человек с бесцельным размахиванием руками будет смотреться некрасиво... а переучить будет уже сложнее...
Потом очень показателен приём "показа от обратного"... когда показываешь - как НЕ НАДО делать и как НАДО. Сравнительный -наглядный метод ОЧЕНЬ показателен, в этом со мной многие девочки на форуме уже соглашались!
Показываю детям как поют некоторые из них.. (не называя имен, конечно) - с каменным, даже суровым лицом, зажатыми кулачками - и это песня про весну, маму!!!! Ребята ухохатываются на этот мой утрированный показ...
И показываю мягкое, нежное пение с выразительным, ласковым выражением лица, мягким жестом....
Спрашиваю: как лучше? Ответ очевиден... "Так что же мешает ВАМ сделать также?" Дети сразу же мысленно перестраиваются!
И дети абсолютно четко знают, что песня- это: мелодия, слова и выразительность!
Именно эти 3 составляющих дают нам настоящую песню! убери что-то из неё - и песня не состоится!
Проведите с детьми эксперименты - убирая какой-то компонент из этой схемы! будет ли песня красивой, если убрать хоть одну из её составляющих?
Они смеются, слыша или:
-песню без правильно спетой мелодии,
-или без чётко произнесенных слов,
-или спетую как робот - без эмоций и с каменным взглядом...
И, конечно же: театральные этюды, которые применяются и разыгрываются в разделе "ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ" дают колоссальные результаты!
Дети играют в эти персонажи, пропевая их партии, учатся даже в распевках использовать жесты и мимику!
А уж если в распевках быть актером, то в пении- сам Бог велел.... иначе зачем упражнялись? Не только дикцию и интонацию высокую тренировали, но и артистизм в пении!!!
Вы обижаете песню... обижаете меня... мне неинтересно вас было слушать... песня заболела, надо полечить... тогда я тоже буду играть кое-как.... тут столько можно найти мотиваций для стараний! Каждый музыкант знает - какую струнку детей надо затронуть, чтобы был эффект преобразования... надо только захотеть ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое распевание для дошкольников
Упражнения на развитие голоса у детей дошкольного возраста...
опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...
Игровое распевание
Распевка "Солнышко"...
«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1.Сегодня я хотела бы уделить внимание такому разде...
Игровое распевание в детском саду по методике А.А. Евтодьевой.
Несколько примеров игрового распевания из книги А.А. Евтодьевой "Учимся петь и танцевать, играя!" (1 часть)....
План конспект Мастер класса по теме «Игровое распевание детей. Применение звукоподражательных и дыхательных упражнений в работе над развитием детского голоса»
Любое музыкальное занятие должно включать в себя распевание, задачей которого является подготовка детского голоса к пению. Оно может длиться от 3 до 10 минут.Распевка должна сочетаться с дыхател...
Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...