Портфолио дошкольника
методическая разработка
Портфолио дошкольника — является своеобразным маршрутом его развития, в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_doshkolnika.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития, это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио, «книжка обо мне» - так его называют дети.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
Для чего же и кому нужно Портфолио, если оно не имеет официальной силы и не требуется при поступлении учебные заведения? Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для Портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей Портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.
Цель Портфолио
Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Задачи
- Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- Поощрять его активность и самостоятельность;
- Формировать навыки учебной деятельности;
- Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации
- Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Условия достижения цели при создании Портфолио
- Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
- Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето - весёлая пора» и т. д.
- Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
- Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
- Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
- Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Виды портфолио
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:
1. Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
2.Портфолио-раскраска.
Не накопитель достижений, а продукт детской деятельности и творческого процесса. Портфолио создает сам ребенок (раскрашивает страницы, наклеивает готовые изображения). Содержание рубрики заполняет информацией педагог или родители.
3.Печатное портфолио . Создаётся в виде папок, картотек.
Принципы работы по составлению портфолио:
- Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
- Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
Этапы работы по составлению портфолио
1.Постановочный.
Определить цель его создания, функциональные обязанности участников образовательного процесса, структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
2.Поисковый :
2.1 Сбор информации
Оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.
2.2.Индивидуальная работа с детьми (дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами).
2.3.Взаимодействие с родителями (консультативная помощь родителям по оформлению и заполнению страничек портфолио).
3. Заключительный
Провести семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры с родителями и педагогами.
Алгоритм работы по составлению портфолио
- Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
- Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
- Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
- Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
- Презентация.
Критерии оценивания
Значимость для ребенка, его родителей, педагогов
Творческий подход к оформлению
Интерес и желание ребенка
Взаимодействие с семьей
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
Структура создания портфолио дошкольника
- Четкой структуры создания портфолио не существует.
- Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
- Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио дошкольника
Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы портала "Солнышко". ...
Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А...
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.
Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...
Портфолио дошкольника
Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника...
Доклад к педсовету на тему: "Портфолио дошкольника"
Портфолио дошкольника...
Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника: особенности, цель, структура, рекомендации. Отдельным файлом образец титульных листов к каждому разделу, временный, пока не найдете найболее подходящий вариант оформления. На за...
Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»
Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...