Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи у детей с ТНР
статья по развитию речи
Проблема тяжелых нарушений речи у детей требует комплексного подхода для ее решения. В данной статье рассматриваются формы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя, с целью развития речи у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи у детей с ТНР
Тяжелые нарушения речи в последнее время встречаются у детей все чаще. Эта проблема требует комплексного подхода для ее решения. Особенно актуальным является поиск эффективных форм совместной работы логопеда и воспитателя с целью развития речи у детей с ТНР. Степень тяжести нарушения речи зависит от окружения ребенка. Чем более качественно с ним проводят время и общаются, тем больше шанс свести к минимуму отклонения.
Ребенок с тяжелыми нарушениями речи сложнее адаптируется в социуме, что негативно отражается на детской психике. Именно поэтому важен комплексный подход в наблюдении такого ребенка – начиная от логопеда и заканчивая психологом и неврологом.
ТНР классифицируют по клиническим симптомам и физиологическим проявлениям:
- Голосовые нарушения;
- Патологии скорости речи, темпа;
- Проблемы, связанные с чтением и письмом;
- Сложности формулирования речи и высказывания;
Согласно педагогической классификации, тяжелые нарушения речи относятся к двум группам:
- Заикание;
- Общие фонетические/фонематические отклонения;
- Речевые отклонения, в зависимости от степени тяжести, могут проявляться одним или несколькими симптомами.
Дошкольник с ТНР отстает в развитии от сверстников, хуже воспринимает учебную программу. Нарушения моторики приводят к неуклюжести и проблемам в общении с коллективом. Психологическое состояние не отличается стабильностью, детям с ТНР свойственна импульсивность, зажатость, раздражительность, отсутствие мотивации, обидчивость. Они испытывают сложности в общении со сверстниками.
Коррекция ТНР в дошкольном учреждении позволяет избежать проблем в будущем, связанных с обучением в школе.
План коррекционной работы в дошкольном периоде
Усвоение основ лексики и грамматики в норме происходит в возрасте от 1,5 до 3 лет. Словарный запас формируется из ближайшего окружения – семьи, детского коллектива.
При раннем выявлении проблемы, а также при содействии педагогов и родителей, удается достичь наиболее положительных результатов.
Комплексный подход к решению проблемы включает:
- Прием медикаментов, назначенных врачом, физиотерапия (лазер, магнитотерапия, кинезеология).
- Регулярные занятия у логопеда и дефектолога.
Логопед применяет стандартную схему лечения:
- Упражнения на развитие правильного дыхания, дыхательная гимнастика по Стрельниковой;
- Тренировка голоса;
- Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
- Обучение различным звукам и закрепление корректного произношения;
- Тренировка мышц голосового аппарата;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие коммуникативных навыков с помощью дидактических игр.
Возраст 3 года является подходящим для начала занятий, так как в этот период взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей дает наиболее благоприятные прогнозы. Есть возможность избежать задержки развития речи и постановки психоневрологического диагноза. Разумеется, все зависит от тяжести поражения. Логоневрозы из-за психологических травм поддаются корректировке легче, чем, например, нарушения, вызванные поражением коры головного мозга. Родители должны обеспечить спокойную обстановку,
оградить ребенка от стресса. Консультация семейного психолога будет не лишней.
Функции логопеда и воспитателя при развитии речи у детей с ТНР
Логопед | Воспитатель |
|
|
Формирование детского коллектива – основная задача логопеда и воспитателя
Создание дружного коллектива в дошкольном образовательном учреждении – это база, фундамент, на котором будут строиться длительные доверительные и плодотворные отношения. Для начала детям объясняют правила поведения в группе, знакомят с режимом дня. Далее происходит обучение играм в атмосфере доброжелательности, понимания и внимания к каждому ребенку.
Логопед выявляет особенности личности ребенка, в зависимости от темперамента, способностей и других характеристик, подбирается наиболее оптимальная программа обучения.
Игры, беседы и режимные моменты должны проходить в спокойной обстановке, за этим следит воспитатель. Особое внимание уделяется общению детей между собой. Конфликты и недоразумения решаются на месте, без
внимания их нельзя оставлять. Поведенческие отклонения корректируются с помощью педагогических приемов, исходя из ситуации.
Требования к организации в ДОУ логопедических занятий
Занятия должны решать основные задачи коррекционного воздействия на речь ребенка с ТНР. Занятия должны проводиться по согласованной схеме. Переход на новый этап возможен при усвоении текущего уровня. Важно учитывать индивидуальность детей. Занятия не должны противоречить государственной образовательной программе. Занятия должны стимулировать и мотивировать ребенка, улучшать его настроение.
Задача педагогов – вселить веру ребенка в успех. И воспитатель, и логопед должны следить за своей собственной речью и быть примером для детей. К детям с ТНР должно быть доброжелательное отношение. Не стоит концентрировать внимание ребенка на его дефектах. Коррекционно-логопедические занятия проводятся ежедневно.
Логопед и воспитатель в ДОУ, работая в тесном сотрудничестве, решают следующие педагогическо-логопедические задачи:
- развитие усидчивости и внимания, которые в дальнейшем необходимы в школе;
- знакомство детей с правилами;
- обучение основам логопедической ритмики;
- пополнение словарного запаса;
- развитие лексики и грамматики;
Занятия по культуре речи воспитатель проводит с учетом тех звуков, которые ставит логопед в данный момент. Воспитатель следит за динамикой
правильного произношения звуков, в зависимости от успехов ребенка, предлагает ему посильный речевой материал.
При организации праздников и утренников стихотворения распределяются таким образом, чтобы ребенок получил те слова, с которыми он справится. Очень важно наладить доверительные отношения, чтобы ребенок обрел уверенность.
Учитель-логопед содействует работе воспитателя и предлагает готовые речевые материалы, печатные издания, методическую литературу, которую можно использовать.
Во время дыхательной гимнастики логопед и воспитатель следят за тем, чтобы дети имели возможность расслабиться и обрести навыки глубокого вдоха и выдоха.
Тренировка мелкой моторики заключается в лепке из пластилина, мелкой штриховке, обведении картинок по контуру, аппликациях, рисовании.
Свободное игровое время распределяется с максимальной пользой. Используются логические игры – «Подбери пару», «Большой-маленький», «Ферма», «Зоопарк» и так далее.
Лексические темы подбираются в соответствии с общим образовательным планом. Осенью изучаются «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды», зимой дети проходят уроки по темам «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой».
Темы перекликаются между собой, дополняя друг друга. Например, «Профессии», «Транспорт», «Одежда».
Огромное значение имеет вклад воспитателя в работу в режимных моментах. Обсуждение погоды, настроения, времени года расширяет словарный запас и формирует дружеские отношения в коллективе. Умение найти подход к ребенку, учитывая его уникальность, педагогический такт, доброжелательный тон – это те качества, которые помогают воспитателю при работе с детьми с ТНР.
Используемая литература:
- Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
- Новикова Е.В. Зондовый массаж, ГномиД, 2004, 80 стр.
- Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по активизации речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В статье указаны основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя по уточнению, расширению и активизации словарного запаса, совершенствованию грамматического строя и связной речи...
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...