Роль народных песенок в развитии детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Данная статья раскрывает значимость народных песенок для развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раскрывается значимость народных песенок для малышей,показано разнообразие песенок | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль народных песенок в воспитании детей раннего возраста.
Народные песенки представляют специфическую область творчества, объединяющую мир детей и взрослых. Особое место отводится « материнской поэзии», куда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, созданные для самых маленьких. Среди народных песенок можно выделить: колыбельные, потешки, припевки, небылицы и т.д.
Колыбельные. В колыбельной песне сказалось врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В них отражается в игровой форме все, чем обычно живет мать- ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В колыбельной песне мать включает то, что понятно и приятно ребенку. Это « серенький коток», « красная рубашечка», « кусок пирога да стакан молока». Слов- понятий в колыбельной немного, лишь те , без которых невозможно первичное познание окружающего мира. Эти песенки просты и поэтичны, в них много ласкательных и уменьшительных суффиксов. Ухо младенца учит различать тональность слов, интонационный строй родной речи.
Пестушки. Это слово произошло от глагола пестовать- воспитывать. Мать распеленав ребенка, поглаживает его тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая: «Потягушки- потягунушки,
Поперек-толстунушки,
А в ножки –ходунушки,
А в ручки- хватунушки,
А в роток- говорок,
А в голову –разумок.
Т.о., их содержание связано с определенными физическими действиями. Они лаконичны. Для пестушек характерны повторения одного и того же слова «
Гуси летели, лебеди летели,
Гуси летели, лебеди летели…»
Внешне незамысловатые пестушки существуют много веков в народной поэзии.
Потешки. Более разработанная игровая форма, чем пестушки. Они развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам им свойственна ритмичность:
«Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота
Кра-ка-ка, кра-ка-ка
Попросил он молока
Дла-ла-ла, дла-ла-ла
Кошка-то и не дала
В потешках есть уже нередко педагогическое наставление, урок. В « сороке»
щедрая белобока накормила всех кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького, но лентяя:
« Зачем дров не колол,
Воды не носил?»
Так в сознании ребенка начинаются мыслительные процессы.
Прибаутка. Небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Она всегда ритмична, наполнена энергичными поступками персонажей. Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае- это колокольный звон: Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом. В другом-тележный грохот: Трах-трах-тарарах, едет баба на волах. Такие стихи развивают у детей чувство ритма, радуют их.
Небылицы. Перевертыши, нелепицы-это разновидности прибауточного жанра. Благодаря « перевертышам» у детей развивается чувство комического. Педагогическая ценность их состоит в том, что смеясь над небылицей, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире: « Ехала деревня мимо мужика,
Глядь из-под собаки лают ворота.
Дон-дон-дили-дон,
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смешным изображением жизненных несообразностей. Народной педагогике этот развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.
Народные песенки- это первое художественное слово, которое слышит ребенок в детстве. Малыш прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напевает ему мать. Заботливо охраняя покой ребенка, она просит собачку не лаять, петушка громко не петь, приглашает кота прийти « нашу деточку качать». Каково же воспитательное значение народных песенок? Любимы детьми песенки о животных , которые способствуют воспитанию доброго отношения к ним. Знакомые детям образы становятся ярче, подкрепленные метким народным словом: « Идет коза рогатая… Петушок, петушок, золотой гребешок…»
Много песенок сложено о родной природе: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко… Дождик, дождик полно лить… Ты, рябинушка, раскудрявая…» и др. Народные песенки уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так в песенке « Сорока» каши не получает тот, кто не работал: « дров не пилил, воду не носил». Песенка как бы приобщает ребенка к трудовой жизни: « Наша Катя подрастет, Катя силки наберет. Станет по воду ходить, ведра крашены носить». Так как песенки имеют большое разнообразие ритмов, ребенок учиться ритмично хлопать в ладоши, упражняется в координировании движений .Песенки в большинстве случаев связаны с движением, пляской. Они являются как бы дидактическими народными играми для самых маленьких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста
Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)...
Роль русского народного творчества в развитии детей раннего возраста
В статье рассматриваются ключевые аспекты ознакомления детей раннего возраста с русским народным творчеством : устным, музыкальным, декоративно - прикладным. Подчеркивается основополагающая роль...
роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста
Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший ист...
Консультация для родителей "Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям....