Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками
проект
Педагогический совет - круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»
Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 21.89 КБ |
duhovno-nravstvennoe.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39
Педагогический совет - круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»
Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Подготовила:
Крылова Надежда Николаевна
воспитатель
Одинцово 2020
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я поставила цель работы: приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Определила следующие задачи:
- знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры;
- формировать представления детей об основах православной культуры;
- привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.
Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:
- знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
- знакомство детей с бытом русского народа;
- знакомство с декоративно – прикладным искусством;
- знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Определила формы работы с детьми:
- тематические занятия, беседы;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
➢ чтение и обсуждение произведений разных жанров;
➢ просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
➢ мини-музеи;
➢ тематические досуги, праздники, экскурсии.
Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:
- методические пособия (например «Добрый Мир» Шевченко Л.Л.)
- Использование ИКТ (видеофильмы, иллюстрации и т.д.)
- иллюстрированный материал;
- подборка фольклорного материала;
- экспозиции предметов русского быта;
- подборка дидактических игр;
- атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в мини-музее «Русской избы». При посещении такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером.
В группе оформлен мини-музей декоративно-прикладного искусства.
В своей работе очень часто я использую русские народные сказки. Русская народная сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ.
Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм, в которых сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.
Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, сказок, считалок позволяет решать сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Своих воспитанников знакомлю с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.
Знакомя детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Пасха, Троица и др. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.
В преддверии любого мероприятия ведется предварительная работа. Я провожу беседы об истории Руси, о православных святых, об истории праздников, православных традициях, а также рассказываю библейские сюжеты в простой, доступной для детей форме.
Активно использую информационно-коммуникативные технологии ИКТ. Презентации, видеофильмы помогают детям сформировать более яркую картину. Для проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки.
Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют.
Знакомство с русским фольклором, традициями и обычаями не только помогает современным детям окунуться в прошлое и узнать, как проводили досуг наши предки, но и воспитывает гостеприимство, умение отдыхать и добросовестно трудиться. Этим качеством на протяжении многих веков и славится русский народ.
С 1998 года «День Российских матерей» является государственным праздником. Особую роль в жизни ребенка, в формировании его личности играет мама.
Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду давние традиции. Дети с удовольствием превращаются в участников той волшебной ночи. Воплощение библейского сюжета обыгрывается в разных формах: это музыкально-поэтические вечера, театрализованные представления, колядки, досуги, развлечения, праздники. Наши девочки выступали на «Рождественских чтениях» в ДК «Солнечном».
Праздник всех праздников и торжество торжеств - «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.
За последнее время духовным наставником нашего детского сада стал настоятель Георгиевского храма отец Александр. Ребята и их родители уже знакомы с батюшкой и ждут встречи с ним.
Отмечаем день «Любви, семьи и верности». Создали вместе с родителями альбом «Моя семья».
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы начале марта «Масленица».
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.
Для меня очень важно, что у детей с каждым праздником уже существуют свои ассоциации: свой цвет, своя музыка и даже свой запах. На Рождество - колядки, Вифлеемская звезда, запах хвои; на Пасху - куличи, крашеные яйца, праздничное величание «Христос Воскрес»; в Вербное Воскресенье - веточки вербы и т.д. И если сегодня, в раннем возрасте на уровне ощущений, эти ассоциации ими воспримутся, тогда это останется с ними на всю жизнь.
А еще хочу сказать, что знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры; формировать представления детей об основах православной культуры; привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.
Направления работы: знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором; знакомство детей с бытом русского народа; знакомство с декоративно – прикладным искусством; знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками; ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
формы работы с детьми: тематические занятия, беседы; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные); чтение и обсуждение произведений разных жанров; просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов; мини-музеи; тематические досуги, праздники, экскурсии.
Пространственно-развивающая среда методические пособия (например «Добрый Мир» Шевченко Л.Л.) Использование ИКТ (видеофильмы, иллюстрации и т.д.) иллюстрированный материал; подборка фольклорного материала; экспозиции предметов русского быта; подборка дидактических игр; атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
Мини-музей «Русская изба»
Мини-музей «ДПИ»
Русско-народные сказки
Подвижные игры
Декоративная роспись
Куклы своими руками
Беседы с использованием ИКТ
Альбом «Моя семья»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....
Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...
Проект " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через знакомство с народными праздниками "
Именно традиции русских праздников помогают детей приобщить миру родной культуре.Положительно влияют эстетически и развивают способности каждого ребёнка....
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...