Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками
проект

Крылова Надежда Николаевна

Педагогический совет - круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»

Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe.docx21.89 КБ
Файл duhovno-nravstvennoe.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39

Педагогический совет - круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»

Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Подготовила:

Крылова Надежда Николаевна

воспитатель

Одинцово 2020

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. 

Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я поставила цель работы: приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Определила следующие задачи:

  • знакомить с традициями  жизни русского народа, с истоками  народной культуры;
  • формировать представления детей об основах православной культуры; 
  • привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.

Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

  • знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
  • знакомство  детей с бытом русского народа;
  • знакомство с декоративно – прикладным искусством;
  • знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. 

Определила формы работы с детьми:

  • тематические занятия, беседы;
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные); 

➢ чтение и обсуждение произведений разных жанров; 

➢ просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов; 

➢ мини-музеи;  

➢ тематические досуги, праздники, экскурсии.

Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:

  • методические пособия (например «Добрый Мир» Шевченко Л.Л.)
  • Использование ИКТ (видеофильмы, иллюстрации и т.д.)
  • иллюстрированный материал; 
  • подборка фольклорного материала;
  • экспозиции предметов русского быта; 
  • подборка дидактических игр;
  • атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников; 

Знакомство детей с бытом русского народа  мы начинаем в мини-музее «Русской избы». При посещении такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером.

В группе оформлен мини-музей декоративно-прикладного искусства.

В своей работе очень часто я использую русские народные сказки. Русская народная сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ. 

 Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм,  в которых сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.

Использование в работе с детьми  русских народных игр, потешек, прибауток, сказок, считалок  позволяет решать сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи.

Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов.  Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Своих воспитанников  знакомлю с русской народной игрушкой.   У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад,  быт, нравы и обычаи. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые,  сделанные на заказ механические куклы. Кукла участвовала и во взрослых обрядах.  Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

     Знакомя детей с народными  праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям  ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.  Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Пасха, Троица и др. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу.  Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности  вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов. 

В преддверии любого мероприятия ведется  предварительная работа.  Я провожу беседы об истории Руси, о православных святых, об истории праздников, православных традициях, а также рассказываю библейские сюжеты  в простой, доступной для детей форме. 

Активно использую информационно-коммуникативные технологии ИКТ. Презентации, видеофильмы помогают детям сформировать более яркую картину.   Для  проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки.

Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания. 

Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют.

Знакомство с русским фольклором, традициями и обычаями не только помогает современным детям окунуться в прошлое и узнать, как проводили досуг наши предки, но и воспитывает гостеприимство, умение отдыхать и добросовестно трудиться. Этим качеством на протяжении многих веков и славится русский народ.

С 1998 года «День Российских матерей» является государственным праздником. Особую роль в жизни ребенка, в формировании его личности играет мама.

Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду давние традиции. Дети с удовольствием превращаются в участников  той волшебной ночи. Воплощение библейского сюжета обыгрывается в разных формах: это музыкально-поэтические вечера, театрализованные представления, колядки, досуги, развлечения, праздники. Наши девочки выступали на «Рождественских чтениях» в ДК «Солнечном».

Праздник всех праздников и торжество торжеств - «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.

За последнее время духовным наставником нашего детского сада стал настоятель Георгиевского храма отец Александр. Ребята и их родители уже знакомы с батюшкой и ждут встречи с ним.

Отмечаем день «Любви, семьи и верности». Создали вместе с родителями альбом «Моя семья».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы начале марта «Масленица».

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине. 

Для меня очень важно, что у детей с каждым праздником уже существуют свои ассоциации: свой цвет, своя музыка и даже свой запах. На Рождество - колядки, Вифлеемская звезда, запах хвои; на Пасху -  куличи, крашеные яйца, праздничное величание «Христос Воскрес»; в Вербное Воскресенье - веточки вербы и т.д. И если сегодня, в раннем возрасте на уровне ощущений, эти ассоциации ими воспримутся, тогда это останется с ними на всю жизнь.

А еще хочу сказать, что знакомство детей с русской  народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Подготовила: Крылова Надежда Николаевна 2020, Одинцово

Слайд 2

Задачи: знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры; формировать представления детей об основах православной культуры; привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.

Слайд 3

Направления работы: знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором; знакомство детей с бытом русского народа; знакомство с декоративно – прикладным искусством; знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками; ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Слайд 4

формы работы с детьми: тематические занятия, беседы; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные); чтение и обсуждение произведений разных жанров; просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов; мини-музеи; тематические досуги, праздники, экскурсии.

Слайд 5

Пространственно-развивающая среда методические пособия (например «Добрый Мир» Шевченко Л.Л.) Использование ИКТ (видеофильмы, иллюстрации и т.д.) иллюстрированный материал; подборка фольклорного материала; экспозиции предметов русского быта; подборка дидактических игр; атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;

Слайд 6

Мини-музей «Русская изба»

Слайд 7

Мини-музей «ДПИ»

Слайд 8

Русско-народные сказки

Слайд 9

Подвижные игры

Слайд 10

Декоративная роспись

Слайд 11

Куклы своими руками

Слайд 12

Беседы с использованием ИКТ

Слайд 17

Альбом «Моя семья»

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через знакомство с народными праздниками "

Именно традиции русских праздников помогают детей приобщить  миру родной культуре.Положительно влияют эстетически и развивают способности каждого ребёнка....

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...