Деловая игра для педагогов: «Метод проектов в воспитании экологической культуры у дошкольников»
проект
Деловая игра позволяет проверить педагогам знания о проектном методе , о его этапах, основоположниках, специфике, формах и методах работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов: «Метод проектов в воспитании экологической культуры у дошкольников»
Подготовила
воспитатель Половинчук Надежда Николаевна
Цель игры: Развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими «метода проектов» в воспитании экологической культуры у дошкольников.
Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей деловой игры «Метод проектов в воспитании экологической культуры у дошкольников»
(Слайд 1) У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего детства, так как именно в этот период формируются отношения с природой и обществом.
(Слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание развитию творческих способностей дошкольников, формированию интереса к активной созидательной деятельности. Эта работа требует использование обновленных методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры. Именно проектный метод развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, когда и где возник метод проектов?
(Слайд 3) Он разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи во второй половине 19 века. По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «Делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом восхождения от частного к общему.
Следующий вопрос: Кто является основоположником метода проектов в России?
(Слайд 4) В России метод проектов внедрялся в образовательную практику в 1905 году группой педагогов под руководством С.Т.Шацкого, но был осужден, а использование его было запрещено. И только в настоящее время, когда возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Что такое Метод проектов как педагогическая технология?
(Слайд 5) Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (определение профессора Е. С. Полата).
В чем, по вашему мнению, заключается специфика проектного метода?
(Слайд 6) Педагог взаимодействует с ребенком непосредственно через совместную деятельность, опираясь на его опыт. В одном экологическом проекте можно реализовать несколько мини-проектов, в каждом из которых дети получают информацию, проводят эксперименты, делают записи и зарисовки. Например, в проекте «Березка» были реализованы такие мини-проекты: «Деревья», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Снег», «Дождь», «Почва», «Камни»
Проектная деятельность представляет особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и состоит из нескольких этапов .
Перечислите их.
(Слайд 7 ) Этапы работы над проектом
1.Существующая проблема влечет за собой выбор темы проекта. Она может быть предложена как самим педагогом, так и детьми.
2.Планирование включает в себя несколько шагов.
Шаг1. Совместное составление детьми и педагогом плана реализации проекта.
Сначала воспитатель задает детям вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на лист, затем задается второй вопрос «Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?», снова записывая ответы детей. Ответы определяют содержание проекта. Далее дети определяют основные шаги по достижению намеченной цели: к кому обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности пригодятся для выполнения проекта.
2 Шаг :Подготовительная работа педагога. Воспитатель изучает ответы детей на вопрос «Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?», составляет план реализации проекта и подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.
3.Реализация проекта– конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели. Педагог подключает к реализации проекта родителей, специалистов. Реализация проекта предполагает самостоятельный выбор центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны, а так же получение определенного результата (выставка детских работ, издание книги, спектакль, выпуск плакатов и т.п.).
4.Подведение итогов. Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками, проводится презентация проекта, оценивается работа.
Внедряя в работу проектный метод, необходимо правильно подобрать формы и методы работы.
Назовите формы и методы работы в реализации экологических проектов?
(Слайд 8) Экскурсии– одна из основных форм работы в реализации проектов. Экскурсии позволяют знакомить с животным и растительным миром при непосредственном взаимодействии с ним (потрогать, понюхать, посмотреть), способствуют формированию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и т.д.
Прогулки позволяют знакомить детей с изменениями в природе в разные времена года. На прогулках организуется исследовательская деятельность с использованием природного материала (песок, вода, снег, семена). В процессе наблюдения за окружающим дети учатся переживать доброе и злое; «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Формированию познавательного интереса, развитию мыслительной деятельности способствуют опыты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения.
Познание окружающего мира происходит легче, если ребенок познает этот мир в игре. В игре дети систематизируют знания о животных, растениях, временах года, объектах живой и неживой природы. Игры позволяют поставить перед детьми такую задачу, которая требует последующего осмысленного действия ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, учат слышать не только себя, но и своих сверстников, развивают положительные эмоции по отношению к природе.
Чтение художественной литературы о природе позволяют ребенку найти выход из создавшихся трудных ситуаций, проявить сочувствие, заботу о братьях наших меньших. В работе можно использовать произведения В. Драгунского, Н.Некрасова, М.Пришвина, М.Горького, В.Одоевского, Л.Толстого, Х.К.Андерсена, русские народные сказки
Оформление выставок способствует организации совместной деятельности детей и родителей, проявлению творчества, фантазии, индивидуальности, воспитанию бережного отношения к природе.
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- создание педагогических ситуаций
- викторины, сочинение загадок;
- инсценирование и драматизация
Организация экологических проектов на разных этапах развития дошкольников имеет свои особенности. Рассмотрим их.
(Слайд 9) Осуществление проекта в средней группе проходит на подражательно-исполнительском уровне. Результаты своих исследований дети обобщают в основном в виде поделок, рисунков или небольших рассказов. Так, в результате работы над проектом «Лаборатория неживой природы» малыши получили не только обогащенное представление об объектах неживой природы, но и освоили простые формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
(Слайд10)Роль педагога в работе над экологическим проектом в старшей группе незначительна и дифференцирована: педагог подключается к реализации идей воспитанников, помогает достичь цели и решить поставленные задачи. А ребенок напротив, ощущает себя главным, видит свой вклад в общее дело, радуется своими успехами и успехами своих сверстников.
(Слайд11) Роль педагога в работе с детьми подготовительной группы заключается в создании таких условий, при которых дети самостоятельно определяют цель и содержание предстоящей деятельности.
Так, выдвинутая детьми проблема: что делать с мусором? позволила им выдвинуть гипотезу: если использованные ранее бытовые предметы загрязняют окружающую среду, необходимо придумать, как можно использовать их. В ходе работы над решением возникшей проблемы дошкольники пытались показать значимость на первый взгляд не нужных, уже использованных материалов (природных и рукотворных), доказать, что ненужные вещи, от которых все стремятся избавиться, несут в себе множества возможностей для творчества.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода проектов в экологическом образовании формирует и экологическую культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"
Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...
Деловая игра для педагогов «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»
Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение художественного слова в работе с детьми....
Презентация :Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"
Данная презентация может быть полезна педагогам для семинаров, педсоветов или в качестве консультации...
Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы - граждане России»
Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы - граждане России»
Деловая игра...
Деловая игра для педагогов " Природа - главное средство в экологическом воспитании дошкольников".
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.Задачи:1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои зн...
Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация ...