Роль инновационной деятельности в работе современного педагога (выступление на педсовете)
статья

Родькина Полина Владимировна

Будущее России, наши успехи зависят от образования.

Путь развития к 2020 году определён – это инновации.

В.В.Путин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер.

Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации.

Одним из решающих факторов развития ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития».

Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума.

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов. Таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе, блочно тематического, календарного с развернутыми конспектами и др.

ДОУ работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями).

ДОУ, работающие в режиме развития, могут осуществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме эксперимента либо в сочетании того и другого.

Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. Экспериментальная деятельность, как правило, направлена на освоение качественно нового в образовательной технологии.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ?

Новый — впервые созданный, или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому, или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Инновационный потенциал педагога - это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения.

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные программы), методы оценивания образовательного результата.

Под инновациями в воспитании нужно понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей.

В развивающемся дошкольном учреждении изменения происходят не хаотично, они прогнозируются руководителем на основе диагностики и направлены на достижение конкретных целей.

Важно, чтобы те цели, которые ставит руководитель ДОУ, с введением инновации позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени.

Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

К инновационным формам методической работы относятся так называемые ролевые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, родительские собрания, педсоветы и другие методические мероприятия.

Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые методы, методики, средства, технологии, программы в учебно-воспитательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.

Основные направления инновационной деятельности:

1.Концептуально-ориентированная и опытно-экспериментальная образовательная деятельность (идеология, проекты, модели образования, педагогический эксперимент);

2.Организационно-технологическая деятельность (семинары, конференции, занятия, организационно - деятельностные игры, индивидуальное консультирование и др.);

3.Социально-педагогическая деятельность (работа с детьми, родителями, общественностью, средствами массовой информации, популярно-издательская деятельность).

Проблемы введения инноваций:

- недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного);

- негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в ДОУ;

- неумение работать коллективно в условиях инноваций;

- недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;

- отсутствие системы стимулирования инновационного педагогического мастерства;

- отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

  • добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
  • носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать в разных формах:

  • принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
  • условная (относительная) новизна;
  • «оригинальничание» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;
  • изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

  • в содержании образования;
  • в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
  • в управлении ДОУ.

По масштабам (объему) преобразований:

  • частные, единичные, не связанные между собой;
  • модульные (комплекс частных, связанных между собой);
  • системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

По инновационному потенциалу:

  • усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
  • новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
  • радикальные инновации.

По отношению к предшествующему:

  • новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
  • прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
  • освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
  • ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Основные ориентиры инновационной деятельности:

- ориентация на интересы личности ребёнка.

- переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования.

- обновление содержания образования.

- существенное повышение роли педагогической науки.

- многоуровневое изучение образовательных запросов социума.

- разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации.

- подготовка профессиональных кадров.

- создание условий для экспериментальной деятельности, формирование способности к исследовательской деятельности.

- анализ и прогнозирование перспектив.

- оказание постоянной методической поддержки.

- поддержка и стимулирование инновационной активности педагога.

 - активное и интенсивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Условия для успешной инновационной деятельности в ДОУ:

  • Информированность и заинтересованность участников образовательного процесса;
  • Моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;
  • Наличие у педагогов личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;
  • Сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители;
  • Организация оптимальной системы внутрисадовского контроля и самоуправления;
  • Системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;
  • Материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды;
  • Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведёт к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
  • Создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов
  • Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определенные и согласованные со всеми членами коллектива.

Важным моментом управления по результатам является выделение ключевых результатов.

Их выделяют, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей и содержания работы с дошкольниками в соответствии с Госстандартами:

- Здоровье и здоровый образ жизни.

- Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

- Личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями (интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное).

- Готовность к обучению в школе.

- Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности и семьи.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата.

Технология управления по результатам предполагает разработку единых показателей деятельности ДОУ, по которым можно оценить продвижение учреждения в его развитии.

Такими показателями могут быть:

  • инновационная деятельность по обновлению содержания воспитания и обучения;
  • организация воспитательно-образовательного процесса с учетом разнообразной детской деятельности;
  • эффективность деятельности руководителя и педагогического коллектива в сравнении соответствия конечных результатов запланированным.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.

Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности.

Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления.

Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

В свою очередь предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность.

Он должен:

  • уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых;
  • быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;
  • твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;
  • уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;
  • иметь в коллективе группу единомышленников;
  • мыслить категориями успеха.

Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным.

Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • что мы имеем, каких результатов достигли;
  • что нас не удовлетворяет в работе;
  • что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

В развивающемся ДОУ все изменения, (в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми, во взаимодействии с родителями и т.д.) направлены на достижение конкретных целей, и должны приводить к качественно новым результатам работы.

Планирование и организацию необходимо сделать более гибкими и позволяющими приобщить к делу каждого сотрудника, активно включить в педагогический процесс Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в планируемый проект.

Вводится режим самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи наблюдают за психическим развитием детей; методист, врач, медицинская сестра — за здоровьем детей и их физическим развитием; логопед, дефектолог - за результатами коррекционной работы и т.д.).

Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Можно выделить важные признаки развивающихся учреждений, организаций:

  • коллектив организации сам выделяет проблемы и разрешает противоречия;
  • культивируется инициатива;
  • поощряется ответственность;
  • одобряется способность определять приоритетные задачи;
  • ценится умение организовать себя и своих коллег на решение актуальных задач.

При этом основная функция современного детского сада — целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения.

Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме.

Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей.

Переводу дошкольного образовательного учреждения в режим развития служат:

  • концепция и программа развития детского сада;
  • моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;
  • проведение в учреждении инновационной, экспериментальной или Опытной работы;
  • сплоченный общностью цели коллектив — дети, педагоги, родители;
  • организация оптимальной системы внутрисадовского контроля и самоуправления;
  • система эффективной научно-методической деятельности;
  • материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды;
  • набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами и запросами детей и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к анализу проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей.

Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольного учреждения.

Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.

Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников.

Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.


Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. – М.: АПО, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль икт-технологий в работе современного педагога ДОУ

Роль икт-технологий в работе современного педагога ДОУ...

Презентация "Роль инновационной деятельности в работе детского сада".

Презентация "Роль инновационной деятельности в работе детского сада"....

Роль инновационной деятельности в работе современного педагога

О инновационнойв работе с детьми, открывающей воспитателю новые возможности преподнесения материала....

"Личностно-ориентированная технология в работе с дошкольниками" Выступление на педсовете

Личностно-ориентированная технология - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему ...