Доклад на тему: «Развитие трудового воспитания в младшей группе»
материал (младшая группа)
Виды трудовой деятельности, которые используются в младшей группе нашего детсада, включают в себя самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Мы целенаправленно знакомим детей, прежде всего, с простейшими трудовыми процессами. При этом важно:
1. обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и результат труда).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Развитие трудового воспитания в младшей группе»
Подготовила: воспитатель Алисултанова С.К
Виды трудовой деятельности, которые используются в младшей группе нашего детсада, включают в себя самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Мы целенаправленно знакомим детей, прежде всего, с простейшими трудовыми процессами. При этом важно:
1. обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и результат труда).
2. помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах.
3. воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, как результатом труда взрослых, добрые чувства к близким людям, создающим эти предметы.
4. побуждать детей к отражению полученных впечатлений в играх.
Мы, как воспитатели, ставим перед собой ряд задач:
1. Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.)
2. Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
3. Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.) 4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.) Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей мы начинаем развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формируем привычку к чистоте и опрятности. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, я индивидуально общаюсь с каждым ребенком, устанавливаю с ним разнообразные контакты, поддерживаю его положительное эмоциональное состояние. Во время режимных моментов использую беседы, игровые ситуации, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Мыльные перчатки», Каждая ножка в своем домике», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться». Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, мы расширяем словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.
Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить. В младшем дошкольном возрасте мы начинаем формировать у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. При этом мы стараемся обязательно оценивать нравственную сторону трудового участия детей: "Ксюша и Таня хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Саша - девочка аккуратная, всегда старательно убирает игрушки, наводит порядок!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. Проводим с детьми занятия «Путешествие в страну посуды», «Мишка моет посуду», «Инструменты – помощники человека». Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Мы как воспитатели планомерно сообщаем детям знания и формируем необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрываем пути решения поставленных задач (как делать), направляем деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными. Труд в природе в нашем детском саду предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. В младшей группе дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Они являются основной формой трудовой деятельности в младшей группе. Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. Поручения, которые мы даем в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Детей вмладшей группе, начиная со второго полугодия, мы поочередно включаем в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобретают навыки, необходимые для накрывания на стол, становятся к концу года более самостоятельными при выполнении работы. Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до получения результата. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками. Формируя у детей навыки самообслуживания, мы проводим беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах мы советуем привлекать детское внимание к труду, бытовой технике, имеющейся в доме, побуждать к участию в процессах уборки, приготовлении пищи, стирки и в других бытовых процессах, обсуждать с ребенком, как лучше выполнить домашнюю работу. Проделанная работа приводит не только к совершенствованию умений и навыков детей, необходимых в повседневной жизни, но и развивает у детей самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие трудового воспитания в младшей группе"
Доклад о трудовом воспитании в младшей группе МДОУ "Детский сад "Берёзка" р.п. Новые Бурасы"...
КОНСПЕКТ НОД по трудовому воспитанию в младшей группе на тему: «Чистые игрушки»
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи: Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.Содействовать овла...
Организация НОД в области "Социально-коммуникативное развития" (трудовое воспитание ) в старшей группе детского сада на тему "Научим Неумейку готовить фруктовый салат"
Конспект предназначен для воспитателей старшей группы детского сада...
Конспект интегрированного занятия по трудовому воспитанию в младшей группе Тема: «Мы любим трудиться все вместе»
Конспект интегрированного занятия по трудовому воспитанию в младшей группе Тема: «Мы любим трудиться все вместе»Дата проведения 11.03.2021г.Формы организации занятия: практикумы, Мето...
Доклад на тему: "роль трудового воспитания"
Доклад на тему :"Роль трудового воспитания"....
Конспект по трудовому воспитанию в младшей группы. Тема: "Посадка лука"
Вызвать у детей познавательный интерес к посадке репчатого лука для выращивания на перо в комнатных условиях, о пользе лука....