Доклад на педагогическом совете :"Трудовое воспитание в старшей группе детского сада"
консультация

Романова Мария Альбертовна

В докладе говорится о необходимости трудового воспитания, о видах детского труда. Приводится подробное содержание работы с дошкольниками старшей группы по трудовому воспитанию. Также приводятся признаки компетенции детей по трудовому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете: “Трудовое воспитание в старшей группе детского сада”

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Виды детского труда

  1. Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
  2. Ручной труд-поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и т.д.
  3. Хозяйственно-бытовой- уборка групповой комнаты, участка.
  4. Труд в природе-в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Формы организации труда

Условия организации трудовой деятельности дошкольников охватывают значительный диапазон факторов от психологических и педагогических, до материальных. Соблюдение условий организации труда дошкольников станет залогом правильного формирования трудовых навыков, повышения эффективности трудового воспитания, реализацией его развивающих и воспитательных функций. Понимание, принятие и организации условий трудовой деятельности дошкольников — гарантия развития полноценной личности, будущего гражданина своей страны, готового трудиться на благо Родины, адаптивного к новым эконмическим условиям.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах:

  • поручений,
  • дежурств, 
  • коллективной трудовой деятельности.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

· возрастных и психофизиологических возможностей детей;

· уровня трудового опыта детей;

·конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

· содержания труда.

  1. Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребёнок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Трудовые поручения по форме организации могут быть

  • индивидуальными,
  • подгрупповыми, 
  • общими

по продолжительности – 

  • кратковременными или длительными, 
  • постоянными или одноразовыми.
  1. Дежурства ― форма организации труда детей, которая предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, что способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

   Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. В старшей группе у дежурных по подготовке к занятиям тоже достаточный объем труда, хотя в зависимости от вида занятий его содержание может значительно меняться. Общий, совместный, коллективный труд – это форма организации труда детей которая способствует решению задач нравственного воспитания, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех.

                                         Содержание

  1. Содержание работы с дошкольниками старшей группы по ознакомлению с трудом взрослых
  • Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.
  • Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).
  • Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
  • Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр.
  • Имеют общее представление о труде взрослых (труд– основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).
  •  Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.
    Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками.
  1. Содержание работы с дошкольниками по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста
  • Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
  • Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
    Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
  • Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело.
  • Убирают свою постель.
  • Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
  1. Содержание работы с дошкольниками по хозяйственно-бытовому труду с детьми старшего возраста
  • Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
  • Выполняют обязанности дежурных.
  • Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
  • Занимаются стиркой.        
  • Стараются помогать малышам.
  • Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.
  1. Содержание работы с дошкольниками по трудовому воспитанию в природе с детьми старшего возраста
  • Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
  • Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
  • Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
  • Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
  • Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
  • Следят за чистотой и хранением инвентаря.
  1. Содержание работы с дошкольниками по ручному труду с детьми старшего возраста
  • Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
  • Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
  • Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
  • Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
  • Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)

Задачи

1. Задачи по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

2. Задачи по самообслуживанию в старшей группе

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу.

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.

8. Учить опрятно убирать постель.

3. Задачи по хозяйственно-бытовому труду в старшей группе

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды.

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

4. Задачи по трудовому воспитанию в природе старшей группе

1. Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.

2. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

3. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.

4. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

5. Задачи по воспитанию ручного труда в старшей группе

1. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

2. Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

3. Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

4. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.

5. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

6. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

7. Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.

Организация труда детей старшего дошкольного возраста

N

Виды детского труда

Формы и виды организации труда

Периодичность планирования (в неделю)

1.

Самообслуживание

Индивидуальный труд

3 раза

Поручения

2 раза

2.

Хозяйственно-бытовой труд (в группе и на улице)

Поручения

2-3 раза

Дежурства

2 раза

Коллективный

3-4 раза

3.

Труд в природе

Поручения

2-3 раза

Дежурства

2 раза

Коллективный

3-4 раза

4.

Ручной труд

Коллективный

2 раза

5.

Знакомство с трудом взрослых

          1 раз

На конец учебного года ребенок старшей группы:

N

Признаки компетенции детей по трудовому воспитанию

     

   Достаточный уровень ребенка старшей группы

1

Знаний детьми профессий взрослых

Знает  достаточное  количество профессий взрослых (5-7).

Может объяснить значимость и особенности каждой профессии, составив описательный рассказ.

Подбирает необходимые предметы и орудия труда.

Использует знания о профессиях взрослых в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, передавая последовательно их трудовые действия.

2.

КГН и навыки самообслуживания

Ребенок следит за опрятностью во внешнем виде после напоминания взрослого. Правильно и аккуратно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, но делает не всегда это качественно. Умеет пользоваться зубной щеткой, Пользуется носовым платком после напоминания взрослого. Аккуратен во время еды, умело пользуется столовыми приборами, салфеткой пользуется чаще после напоминания взрослого. Культуру еды напоминает после напоминания взрослого.

3.

Дежурства

Ребенок знает последовательность в ходе дежурства, но не всегда планирует свою деятельность.

Следит за очередностью разных видов дежурств.

При контроле взрослого соблюдает последовательность накрывания на стол.

Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного.

При подготовке к занятию самостоятельно раскладывает карандаши, пособия, кисти, краски и убирает их после занятия на специально отведенное место. Но не всегда доводит начатое до конца.

4.

Хозяйственно-бытовой труд

Ребенок самостоятельно поддерживает порядок в групповой комнате и на участке.

С помощью наглядной модели стирает кукольное белье, протирает пыль со столов и стульев.

По показу взрослого ремонтирует книги, игрушки.

Помогает взрослому на участке: очистить дорожку от снега, собрать опавшие листья, полить песок, но не всегда делает по собственной инициативе.

Самостоятельно убирает постель после сна, но недостаточно качественно.

Планирует собственный труд.

Не всегда доводит начатое до конца.

5.

Труд в природе

Ребенок участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке.

Может по модели рассказать последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян.

Знает особенности ухода за комнатными растениями и цветущими растениями клумбы, соблюдает правила ухода за растениями.

  Ребенок с интересом участвует в посадке «огорода на окне», с помощью наглядной модели сажает семена овощных и цветочных культур, в пересадке, черенковании комнатных растений, но не всегда доводит начатое дело до конца.

6.

Ручной труд

Ребенок владеет не всеми навыками работы  с различными материалами для труда: природным, бросовым, бумагой, картоном.

Изготавливает несложные атрибуты для игры: флажки, бинокли, книжки.

С желанием изготавливает подарки взрослым к праздникам, украшения на елку.

Умеет пользоваться клеем, кистью, подсобными материалами, но не всегда делает это аккуратно.

Уверенно «читает» схемы последовательности изготовления игрушек и предметов.

Знает правила ТБ при работе с иглой, ножницами.

7.

Знание ребенком стихов, загадок, пословиц о труде взрослых и предметах для труда.

Знает достаточное количество стихов, загадок, пословиц в соответствии с программой и календарным планом, уверенно громко и четко их декламирует, оказывает помощь при рассказывании другим детям.

Использует стихи и загадки в играх.

8.

Использование полученных знаний о труде взрослых в дидактических играх

Знаний о трудовых процессах достаточно, но ребенок по собственной инициативе редко организует такого рода игры и использует эти знания в дидактической игре.

9.

Использование знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевой игре

Ребенок при подсказке взрослого использует полученные раннее знания в сюжетно-ролевой игре, ведет игровые диалоги. Самостоятельно создает игровое пространство. Вводит новые роли.

10.

Общетрудовые умения

Ребенок определяет и проговаривает мотив трудовой деятельности (чтобы в группе было чисто, нужно вымыть игрушки и растения в уголке природы), ставит перед собой цель и аргументирует ее: чтобы растения хорошо росли, за ними нужен уход – нужно поливать и рыхлить землю в горшках; умеет отбирать необходимые предметы и инструменты для труда, используя наглядные модели, правильно отбирает оборудование для определенных видов труда.

Готовит при небольшой помощи или подсказке взрослого свое рабочее место, распределяет обязанности при коллективном труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...

Трудовое воспитание в старшей группе детского сада.

Трудовое воспитание в старшей группе детского  сада...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Формы работы с родителями и детьми по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. В детском саду жизнь детей н...

Доклад на педагогическом совете «Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...