Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы. «Чудеса осени»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект оброзовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой игровой организованной   образовательной деятельности по речевому развитию детей  подготовительной группы.

                «Чудеса осени»

 Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Чтение художественной литературы»  

Цель: Закреплять представления детей об осени, изменениях , которые происходят в лесу в это время года. Продолжать формировать умение работать над составлением рассказа по опорным схемам.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках;об перелетных и зимующих птицах; лесных животных;

- закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.

- закрепить употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении;

Развивающие:

- развивать грамматический строй речи, слуховое внимание;

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга и работать в коллективе;

- воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций, картин о природе и ее изменениях в разное время года.

2. Обучение составлению рассказов по мнемотаблице;

3.Беседы с детьми о природе, об осенних приметах, а также беседы с детьми о растительном и животном мире.

Ход занятия:

В кругу.

 Воспитатель: Я хочу вас пригласить в очень интересное путешествие, увлекательное и познавательное. Но к каждому нужно подготовиться и настроиться.

Запоминает наша голова, важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно, смотрим обязательно ,

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!

-Скажите, какое сейчас время года?

-Осень

- Воспитатель:  Значит путешествие наше будет осеннее

- Ребята, начать наше путешествие я хотела с рассказа об осени по картинкам символам ,  но они куда-то исчезли , но появилось вот такое дерево , листочки  на нём весят и ещё вот такое вот письмо. Написано детский сад. Прочитаем его , чтобы понять что это за письмо

«осень скоро закончится и начинается зима и по  этому я хочу с вами поиграть. Листочки  не простые, а замороженные . Картинки символы . Чтобы их разморозить необходимо выполнить мои задания»

И подпись ОСЕНЬ

Все задания выполним?

Листочки разморозим ?

Рассказ составим ?

(садимся на стульчики , посмотрим какой лист нам первым разморозить ?)

1.Воспитатель:  Задание первое ! Нужно разморозить предложение « солнце светит но не греет»

(для этого нужно назвать осенние  месяцы)

Дети: Сентябрь ,Октябрь,Ноябрь

Картинки стихи про месяцы

   Воспитатель:  Размораживаем картинку, вешаем  на доску

2.Воспитатель:  Размораживаем следующее предложение

«Дует сильный холодный ветер!»

Нужно к словам подобрать признак предмета

Признак предмета отвечает на вопросы : какой, какая ,

Какие ?

Осень( какая) ( холодная, красивая , ранняя,золотая…)

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, сухие, красивые…

Дождь осенью (какой) — холодный, сильный, частый, грустный…

День (какой, а ночь (какая)

 Размораживаем ?

3.Воспитатель:  Размораживаем следующее предложение

«Дни становяться короче а ночи длиннее»

Чтобы играть в игру «скажи наоборот» давайте встанем в кружок .

( в кругу воспитатель кидает мяч , говорит слово, а дети наоборот   )

Осенний- летний, холодный- жаркий, твёрдый- мягкий, злой- добрый, северный- южный ,

Легкий- тяжелый ,сильный- слабый, сухой- мокрый, чистый- грязный

Картинка  разморозилась, вешает на доску

4.Воспитатель:  Размораживаем следующее предложение

Здесь заморожено предложение «Часто идут холодные дожди»

В предложении нужно добавить действие предмета. На какой вопрос отвечает ? что делать

                                            Слова- действия

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

За осенью идёт… (Зима)

После весны идёт. (Лето)

А за летом наступает (Осень)

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Разморозилась  наша картинка ?

Предложение : «Часто идут холодные дожди»

Воспитатель:  Ребята  что такое моросит это как? Капает моросит это одно и тоже или нет? Ребята как вы думаете какой дождь сильнее, льет или моросит ? А давайте мы это проверим ,проведем настоящий эксперимент. Перед вами тазик с водой , стакан, кисточка и щеточка. Провели опыт

 Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,                         хлопки руками на каждое слово

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.                         бег

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                           соединить руки над головой

5.Воспитатель:  Размораживаем следующее предложение

«На деревьях листья желтеют  и опадают»

Если мы мы с вами отправляемся в лес где растут берёзы , значит это какой лес ? (берёзовый)

Сосны? Клёны ? дубы? Рябины ? Каштаны ? Липы ?

Разморозилась наша картинка  «На деревьях листья желтеют  и опадают»

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

6.Воспитатель:  Молодцы, в лесу погуляли , грибы собирали ,присядем и продолжим дальше .

Берём следующий лист  . Здесь заморожено предложение.

«перелётные птицы улетели на юг»

Нужно слова поделить на слоги : Ворона, голубь, воробей, сорока, синица, грач, сова, снегирь , клёст, галка.

Молодцы с этим заданием вы тоже справились.  «перелетные птицы улетели на юг»

Следующий лист « осенью животные готовятся к зиме»

ОСЕНЬ нам предлагает поговорить о животных и  сравнить их , про лису и про зайчика , белочку и ёжика .

Молодцы про животных рассказали , картинка разморозилась . « осенью животные готовятся к зиме»

Следующая снежинка «Люди надели тёплые вещи» , Я буду говорить слова  а вы   повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

ночь – осенняя ночь,

небо - осеннее небо,

листва - осенняя листва,

дождь – осенний дождь,

одежда – осенняя одежда,

дерево - осеннее дерево,

день - осенний день,

небо – осеннее небо,

ветер – осенний ветер. 

Все листочки разморозили и мы сейчас с вами попробуем рассказать Об осени.

Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет. Дует сильный холодный ветер . - Дни становятся короче, а ночи длиннее Часто идут холодные дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы  улетают в теплые края. Осенью животные готовятся к зиме С наступлением холодов люди одеваются теплее.

  Что было интересного в путешествии ? Мне тоже понравилось, как вы выполнили задания, слушали , хорошо себя вели .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Осень»

Обобщить и систематизировать знание детей об осени.Активизировать словарь детей по данной теме....

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей старшей группы

Конспект НОД по речевому развитию "По следам золотой осени" для детей сташей группы с использованием игровой технологии и мнемотехники....

конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возрастаТема: «Прогулка в лес к лесным жителям»Интеграция образовательных областей: физическое, речевое, познава...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста Тема: Русская народная сказка «Теремок» ...