«Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ»
методическая разработка на тему
"Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-ped.docx | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ»
сл. № 1
Доброе утро, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ».
Сл. № 2
Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.
Педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, ученые Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательной деятельности, своего места в ней и обладающей особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую образовательную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Сл. № 3
Существует много подходов к толкованию понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психолого-педагогическое сопровождение – это определенная система деятельности педагогов и психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития детей в образовательной ситуации. Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (ОВЗ, нарушения поведения, дефицит внимания, низкий уровень развития воспитанников по итогом мониторинга и диагностики познавательной и эмоционально - волевой сферы т. д.); сопровождение педагога в процессе образовательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений.
Сл. № 4
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая все субъекты образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально - психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.
На уровне дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы воспитанников, осуществляется консультативная, просветительская работа с педагогами и родителями.
Сл. № 5
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит:
- Возрастные особенности детей на разных периодах развития;
- Психолого-педагогические направления деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам. Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального развития воспитанников.
Сл. № 6
Таким образом, в нашем дошкольном саду психолого – педагогическое сопровождения ребенка в процессе дошкольного образования опирается на реализацию следующих принципов:
Сл. № 7
1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
Сл. № 8
2. Сопровождение опирается на те, психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Сл. № 9
3. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой.
Сл. № 10
Цель сопровождения в нашем детском саду - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Сл. № 11
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:
• дети;
• воспитатели, педагоги;
• родители.
Сл. № 12
Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:
1. Диагностический;
2. Уточнение выявленных затруднений ребенка;
3. Коррекционно – развивающий;
4. Анализ результатов развития воспитанников.
Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.
На этом этапе педагоги и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:
• социально – коммуникативное
• познавательное
• речевое
• художественно – эстетическое
• физическое
Диагностический этап – это и адаптационный этап.
Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.
На этапе уточнения выявленных затруднений ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений ребенка.
По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.
На каждого ребенка заводится «Карта развития ребенка», где воспитатели, педагог - психолог и другие педагоги собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Коррекционно – развивающий этап. На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам диагностики дошкольников, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.
После коррекционно – развивающих занятий вновь проводиться диагностика познавательных процессов, позволяющая анализировать результаты воспитанников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения и социализации.
Сл. № 13
Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников образовательного процесса.
Сл. № 14
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного о...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в условиях МБДОУ
Программа сопровождения...
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...
Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...