Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"
статья по развитию речи
В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильного звукопроизношения, а также на попоплнение активного словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetu_malyy_folklor_.docx | 603.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№6», дошкольные группы
Гуцова Наталья Анатольевна, воспитатель
«Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Детство – это, то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.) К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык.
Поэтому целью моей работы является - обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными жанрами.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая способствует:
- Познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, расширение знаний об окружающей действительности, знакомство с традициями русского народа);
- Развитию творческой активности детей (умение выражать свои мысли, впечатления из окружающей жизни, знания воплощать в живые образы, подражать тому что видел и что его заинтересовало.)
- ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых;
- Эстетическому развитию ребенка (умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка);
- Формированию нравственных качеств ребенка (воспитание чувства товарищества, желание и умение дружно играть, умение различать понятия «добро и зло»);
Все эти условия способствуют речевому развитию ребенка: познавая что-то новое, расширяется словарный запас ребенка; развивается речевой и фонематический слух; совершенствуется грамматический строй речи; развивается связная речь.
Речевая среда состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет свои функции:
- Уголок устного народного творчества «В гостях у сказки» дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир через фольклор русского народа. В нем представлены различные виды театров: пальчиковый театр, би-ба-бо, плоскостной театр, театр фланелеграф, настольный театр, собран демонстрационный материал, коллекция масок.
При рассматривании, игре в уголке сказок дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, запоминают художественные тексты, учатся подражать сказочным персонажам, овладевают средствами выразительности в речи, мимике, интонации.
В создании уголка принимали активное участие родители.
- Речевой уголок – зона, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. Пособия, книги, игры, тетради с заданиями дают возможность педагогу заниматься с ребенком индивидуально, или с подгруппой детей. В речевом уголке с помощью детей и родителей, создана и пополняется копилка слов.
- В музыкальном зале имеется Русская изба, где мы с детьми знакомимся с предметами русского быта. При этом я всегда использую накопленный речевой материал: художественное слово, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
- Книжный уголок, где дети обмениваются, рассматривают книги с фольклорным текстом, что способствует развитию монологической и диалогической речи, привитию любви и интереса к фольклору.
Работа с детьми осуществляется во время непосредственно – образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Непосредственно – образовательная деятельность проходит в соответствии с требованиями программы «Из детства в отрочество».
Во время ознакомления с художественной литературой - учимся пересказывать, беседуем по содержанию сказок, заучиваем произведения малого фольклорного жанра. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
Малые фольклорные жанры – загадки, потешки, поговорки с успехом использую в непосредственно – образовательной деятельности для организации детей, мотивации их деятельности
Развитие речи продолжается и помимо непосредственно – образовательной деятельности. При планировании совместной деятельности взрослого с ребенком я уделяю особое место организации различных форм деятельности по развитию речи через народный фольклор. Сюда входят:
развлечения, утренники, чтение художественной литературы, индивидуальная работа, пальчиковые игры, театрализованные игры, русские народные игры, отгадывание загадок
Мной составлено перспективное планирование совместной деятельности по использованию малых фольклорных жанров в развитии речи детей
В совместной деятельности дети с удовольствием отгадывают загадки, которые влияют на разностороннее развитие речи детей. Способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Театрализованная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Во время театрализованных игр учу детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнерам на заданную тему; развиваю способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев; развиваю зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к народному искусству; упражняю в четком произношении слов, отрабатываю дикцию; воспитываю нравственно – эстетические качества.
Детская литература занимает в мире ребенка очень важное, очень большое место.
При рассказывании потешек, сказок дети погружаются в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детские души. Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых форм фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребенка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Это пальчик – дедушка
Это пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки заболи
У вороны заболи
А у Ирочки заживи.
или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка – водичка
Умой мое личико…
При причесывании:
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики вряд…
Во время пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Для этого я создала картотеку песенок, стихов, потешек для организации режимных моментов с воспитанниками Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувство ребенка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Планируя самостоятельную деятельность, даю возможность детям организовывать театральную деятельность, развернуть сюжетно-ролевую игру с использованием потешек.
Данная система работы по использованию малых фольклорных жанров в развитии речи детей, позволила мне получить такие результаты:
Динамика речевого развития детей
2011 – 2014 учебные года
2011 – 2012 у.г. | 2012 – 2013у.г. | 2013 – 2014у.г. |
73% | 76% | 86% |
Таким образом, результаты мониторинга позволили спрогнозировать дальнейшее развитие и рекомендации по работе с детьми и показали эффективность выбранных мной педагогических технологий.
Взаимодействие с родителями.
Развитие и воспитание детей невозможно без сотрудничества с родителями, так как они являются субъектами воспитательно – образовательного процесса. Взаимодействие с родителями представлено таким образом:
- индивидуальное: беседы, памятки, анкетирование, консультации.
- коллективная: утренники, развлечения, родительские собрания, консультации.
- информационная: папки – передвижки, библиотечка для родителей, газеты, информационный стенд «Учите с нами».
Анкетирование родителей по темам: «Устное народное творчество», «Рассказывание сказок в семье» позволило сделать вывод, что многие родители заинтересованы в развитии речи через русский народный фольклор. Это позволило скоординировать работу с родителями в этом направлении.
Мной подобран материал для консультаций по данной теме: « Чтение колыбельных песен и потешек», «Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи», «Кто такие «гуленьки»?», «Особенности связной речи детей» «Колыбельные песни перед сном»
Организована библиотечка для родителей по развитию речи.
Всю работу, которую провожу с детьми довожу до сведений родителей, как в индивидуальном порядке так и на собраниях, через информационный стенд «Учите с нами», так же использую памятки, беседы, приглашаем родителей на утренники, на развлечения. Родители совместно с детьми принимают активное участие в создании развивающей среды группы. Родителями были изготовлены маски, пальчиковый театр, демонстрационный материал, книжки – малышки по загадкам и любимым потешкам.
Взаимодействие с педагогами.
Представляет собой тесное сотрудничество по развитию речи и строится следующим образом:
- организация совместных праздников и развлечений с музыкальным руководителем, воспитателем физической культуры;
- индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям логопеда, психолога
- для педагогов разработала примерный перечень бесед, консультаций, которые помогут им правильно организовать работу по данной теме - папки с методическим материалам в разработке развлечений, праздников и занятий
Опыт моей работы был представлен на заседании методического объединения воспитателей младших групп, в форме творческого отчета по теме: «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей». В рамках работы по теме самообразования была представлена мультимедийная разработка театрализованной игры «Под грибом» В. Сутеева на педагогическом совете по теме «Социально – личностное развитие детей»
Анализируя результаты своей деятельности можно сделать вывод, что с помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
Проект «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей 2–3 лет».
Проект в младшей группе...
Методические рекомендации "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"
В дошкольном возрасте потешки играют немаловажную роль, с помощью потешек можно наладить эмоциональный контакт с ребенком, если ребенок устал или не в настроении. Они создают успокаивающие, отвлекающи...
Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»Цель: закрепление знаний детей о патешках Задачи: Образовательная:-умет...
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...
"Малые фольклорные жанры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу....