Дополнительный содержательный модуль «Духовно – нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы
рабочая программа (старшая группа)

         Концептуальальное обоснование.     Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно - нравственного воспитания, содействия родителя в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Срок реализации. Программа "Добрый мир" ориентирована на детей 4-8- летнего возраста, что объясняется особенностями духовно-нравственного развития и возможностями  использования в системе светского образования образовательных программ вероучительного и культурологического типа. Однако, не зависимо от типа программы, следует учитывать особенности духовно-нравственного развития детей, носящие, по свидетельству святых отцов, закономерный характер. Так же закономерными являются психологические характеристики данного возраста. Работа с детьми строится в течение учебного года (сентябрь-май, еженедельно). Длительность занятий с детьми шестого года жизни - 20 минут. 

         Целью: Познакомить детей с нормами христианской этики; пробудить у них желание к приобретению добрых привычек и воспитать в них неприятие вредных привычек; объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонек совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо; подумать, с какими собственными недостатками мне следует бороться.

Задачи:

         На втором году обучения дети на основе содержания раздела 2 знакомятся с нормами христианской этики. В отношениях к творениям как братьям меньшим показан пример отношения святых к животным. Смысл такого представления – уяснение ребенком не только норматива «хорошо – плохо», но и умение увидеть действие этой нормы в самых главных моментах жизни человека. Дети узнают, что такое «хорошо – плохо» в системе христианских ценностей в семейных отношениях (поведение с родителями, близкими). После каждого текста 2-ой книги хрестоматии выделены вопросы и ключевые понятия, являющиеся нравственными ценностями. Они определяют смысловое содержание текста. На их основе строится обсуждение сюжетов текстов.

 

Планируемые результаты освоения программы "Добрый мир".

В книге «ХОРОШО – ПЛОХО» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло. На уровне детского восприятия эти этические нормы определены как «хорошо – плохо». Содержанием книги являются 6 тем – рассказов:  рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо» (о добре и зле); рассказ второй «Будь послушным!» ( о послушании, трудолюбии); рассказ третий « Помоги!» (о милосердии, любви, заботе); рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прошении упрямстве); рассказ пятый «Будь скромным!      Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве); рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» ( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx74.04 КБ

Предварительный просмотр:

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с 5

Протокол  ___от ________2017 г.

         Утверждено                                   приказом ___-од от  ________2017 г.

заведующий МБДОУ д/с 5   __________/ Е.Н.Хрусталёва        



Дополнительный содержательный модуль «Духовно – нравственная культура   (православная культура)»

основной общеобразовательной  программы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5

города Лебедянь Липецкой области

 

                 Составитель:                                                                                      воспитатель МБДОУ д/с №5                                                       Рябова В.В.                                      

 Лебедянь – 2017 г.

Пояснительная записка

        Концептуальальное обоснование.        Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно - нравственного воспитания, содействия родителя в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Срок реализации. Программа "Добрый мир" ориентирована на детей 4-8- летнего возраста, что объясняется особенностями духовно-нравственного развития и возможностями  использования в системе светского образования образовательных программ вероучительного и культурологического типа. Однако, не зависимо от типа программы, следует учитывать особенности духовно-нравственного развития детей, носящие, по свидетельству святых отцов, закономерный характер. Так же закономерными являются психологические характеристики данного возраста. Работа с детьми строится в течение учебного года (сентябрь-май, еженедельно). Длительность занятий с детьми шестого года жизни - 20 минут.  

        Целью: Познакомить детей с нормами христианской этики; пробудить у них желание к приобретению добрых привычек и воспитать в них неприятие вредных привычек; объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонек совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо; подумать, с какими собственными недостатками мне следует бороться.

         Задачи:

        На втором году обучения дети на основе содержания раздела 2 знакомятся с нормами христианской этики. В отношениях к творениям как братьям меньшим показан пример отношения святых к животным. Смысл такого представления – уяснение ребенком не только норматива «хорошо – плохо», но и умение увидеть действие этой нормы в самых главных моментах жизни человека. Дети узнают, что такое «хорошо – плохо» в системе христианских ценностей в семейных отношениях (поведение с родителями, близкими). После каждого текста 2-ой книги хрестоматии выделены вопросы и ключевые понятия, являющиеся нравственными ценностями. Они определяют смысловое содержание текста. На их основе строится обсуждение сюжетов текстов.

Планируемые результаты освоения программы "Добрый мир".

В книге «ХОРОШО – ПЛОХО» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло. На уровне детского восприятия эти этические нормы определены как «хорошо – плохо». Содержанием книги являются 6 тем – рассказов:  рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо» (о добре и зле); рассказ второй «Будь послушным!» ( о послушании, трудолюбии); рассказ третий « Помоги!» (о милосердии, любви, заботе); рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прошении упрямстве); рассказ пятый «Будь скромным!      Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве); рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» ( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести).

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).

                   

Сетка занятий

                                программы "Добрый мир"

Возрастная

группа

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Старшая группа (второй год обучения)

15.40 – 16.00

15.40 – 16.00

Содержание изучаемого курса  первый год обучения (средняя группа)

п/п

        Тема

     Уровни представления

Программное      содержание

Оборудование

  Сентябрь

1.Тема: «Как Бог научил человека отличать добро от зла. Законы, которыми Бог сохраняет мир.»

Главные слова: Совесть. Грех. Послушание. Трудолюбие. Любовь.

1.

«Хорошо –      плохо»

Чтение – загадка.  Рассказ воспитателя.  Работа с иллюстрациями

Углубление  светского понимания этических норм.

Введение нравственных категорий добра и зла.

Стих. «Что такое хорошо и что такое плохо?»  С.5 детский рисунок. Ил. с. 6.

2.

«Совесть – добрый помощник»

Чтение с обсуждением.

  Игровая деятельность. Игра «Сражение».

Обращаем внимание на понятие «совесть». Какие поступки можно назвать плохими? Даем понятие название плохого поступка – грех. Как бороться с ним? Самые главные враги «Нехочумкин»  (не хочу) «Попозжечек» (сделаю попозже) «Почемуяшкин» (а почему это должен делать я?) Чему учит совесть: стыдится плохого, исправлять злое добрым: помириться, не лениться.

с. с.4-7

с.105.

3.

«О чем говорит совесть? Этические нормы»

Работа с текстами.

Чтение и обсуждение.

Музыкальная деятельность.

Работа с иллюстративным материалом.

Понятие: совесть, добрые поступки.

Что подсказала совесть, чему доброму учит совесть?

Понятие: стыд, совесть, доброта.

 Как человек просил прощение у Бога? Господи, помилуй.

Милость – это доброта. Бог спасает.

с.8.

с.11.

Слушаем песню № 29

Илл.6

4.

«Как жить, чтобы совесть  не укоряла?»

Работа с текстом.

Чтение и обсуждение.

Игровая деятельность.

Игра «Как поступить, если?»

Творческая работа: рисование, аппликация.  

Главные правила жизни добрых детей. Следует соблюдать правила доброй жизни: не обижать, не ссориться, не осуждать, приносить добро людям.

Оценка поступка нормой христианской этики.

с.9.

5.

«Быть добрым – хорошо»

Чтение стихотворения, обсуждение.

Игровая деятельность.

Игра «Как себя вести в течение дня?»

Какие дела являются добрыми?

Отвечать по тексту.

с.10.

6.

«Добрые дела»

Обсуждение пословицы.

Чтение рассказа «Кто виноват?»

Игровая деятельность.

Игра «Выбираем тропинку»

Обсуждение ситуации.

Примеры доброго дела.

с.10.

7.

«Правильно – неправильно»

Обсуждаем – вспоминаем сказку «Кот и петух».

Стихотворение и рассказ «Жучка», «Резвая коза».

Обсуждаем –размышляем.

Угадываем.

Игровая деятельность.

Игра «Подарки».

Находить плохие и хорошие качества.

Ключевые слова для обсуждения: непослушание, шалость, зло.

Ключевые слова: жадность, зло.

Найти общее у персонажей.

Какими должны быть дети?

У кого ты возьмешь подарки, а у кого нет?

с.12.

с.20.

с.12.

8.

«Добрые качества моей души»

Чтение и обсуждение.

Стих. «Добродетели»

Игровая деятельность «Угадай противоположное качество»

Музыкальная деятельность «Если  добрый ты»

Добродетели.

Какие добрые качества папа, мама хотят увидеть в ребенке? (послушание, заботу).

Откуда берутся в человеке добрые качества? (делая добрые дела, человек выращивает добрые качества своей душе)

Разучиваем песенку.

с.13.

№ 30.

                                                                   Октябрь

9.

«Добрые качества моей души и добрые дела»

Чтение стих. и обсуждение «Благородство»

Творческая деятельность «Дети на прогулке»

Работа с илл. Рисунок «Семья»

Как ведет себя человек  благородный, если его обидел товарищ? (жалуется – нет, плачет – нет, топает – нет, прощает – да, старается не огорчаться – да).

Какого человека мы назовем благородным?

Сочинение рассказа по рисунку.

Рассмотреть какие добрые дела выполняют дети?

Какое доброе качество души помогает им в этом? (послушание, почитание родителей)

с.13

с.14

с.14

10.

«Что есть добро, а что зло?»

Обсуждение поговорки.

Чтение и обсуждение рассказа «От чего зло»

Заповеди для самых маленьких.

Критерии доброго – заповеди, которые дал Бог. Среди них для маленьких детей самая главная – о послушании.

Ключевые слова: страх, одиночество, злоба, голод, душа, совесть, зло, добро.

с.19.

с.18.

11.

«Какие добрые дела мы можем сделать?»

Чтение обсуждение рассказа «Как Ваня хорошее делал»

Творческая деятельность.

Рисуем «Дерево добра»

Работа с илл.

Игровая деятельность.

Игра «Аптека добрых дел»

Примеры добрых дел.

Ключевые слова: лень, зло.

Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?

Как можно узнать? «Хорошо, что солнышко светит»

Ключевые слова: лень, лодырь, зло.

Что нарисовано?

Описание илл.

Каким лекарством можно вылечить…

с.19.

с.20.

с.16.

12.

«Умеем                   ли мы дружить?»

Чтение и обсуждение стих. «Дружба»

Пословица.

Сказки «Две козы», «Два козлика».

Игровая деятельность «Выручалки».

О хороших и верных друзьях.

Ключевые слова: уступчивость, добро.

с.22.

с.24.

с.23.

с.22.

13.

«Дорога добра»

Чтение, обсуждение поговорки.

Обсуждаем – размышляем «Добрые привычки»

Стих. «Добрый совет».

Запоминаем «Уклонись от зла и сотвори благо».

Повторяем.

Муз. Деятельность «Дорога добра».

Игровая деятельность.

Игра «Как сделать мир добрее?»

Что значит быть добрым?

Как стать добрым?

Следует стараться приобрести добрые привычки, выполняя определенные Богом правила.

Кто помогает стать добрым, преодолеть плохие качества и привычки: хвастовство, жадность?

Что означают эти слова?

Какие добрые дела следует делать?

Слушание, разучивание и пение песни.

Выбрать правильный ответ.

с.24.

с.24.

с.20.

№31

Тема: «Будь послушным! Трудись! О послушании. О трудолюбии.

Главные слова. Послушание. Трудолюбие.        

14.

«Как человек стал непослушным»

Чтение и обсуждение.

Вспоминаем.

Обсуждаем сказку.

Обсуждение поговорки.

Ключевые слова: послушание; непослушание – слезы.

Откуда появилось в мире зло– непослушание?

Чем закончилась сказка? Кто виноват?

Какое доброе качество Бог дал человеку?

Обсуждение по тексту.

с.26

Сказка «Колобок»

с.28

15.

Чтение рассказа «Непослушный сын»

Чтение – обсуждение.

Творческая работа.

Что произошло с непослушным сыном!

Рисуем по сюжетам рассказов.

с.30

с.30

16.

«О послушных»

Рассказ о детских годах Матери Божией.

Чтение «Путешествие с книгой. Послушание Марии»

Работа с илл.

Чтение стих. «Послушанье.»

«Послушники»

Примеры послушания.

Обсуждение илл.

Беседа по тексту стих.

У кого поучиться послушанию?

с.28

с.28

с.29

с.30

17.

«О непослушании в рассказах и творениях»

Чтение и обсуждение «Дерзкая молодая муха», «Воробышек и огонь», «Три златоперые рыбки», «Непослушный Мишутка».

Работа с илл. «Слушайся маму»

Беседа по ключевым словам после текстов.

Придумаем рассказ по картинке.

с.31, 32, 34.

с.34.

        Ноябрь

18.

«О трудолюбивых и ленивых»

Чтение и обсуждение. «Путешествие с книгой. Мудрый царь»

Чтение и обсуждение рассказа «Настойчивый муравей»

Обсуждение пословицы «Терпение и труд все перетрут»

Ключевые слова: трудолюбие, разумность, добро.

В чем заключается мудрость человека?

Чему может человек поучиться у муравья?

На прогулке попробуем потереть камешком об асфальт 1-10 раз. Что будет?

 С.36

С.38.

С.38

19.

«О трудолюбивых и ленивых творениях»

Чтение и обсуждение басни «Стрекоза и муравей»

Творческая деятельность.

Игровая деятельность.

Ключевые слова: трудолюбие, лень, безделье – печаль – наказание.

Обсуждение  по вопросам.

Предложить детям проиллюстрировать басню любым способом.

Играем в живые картинки.

С.35.

С.37.

20.

«О трудолюбивых и ленивых творениях. Чем они отличаются?»

Обсуждение пословицы «Муравей не велик, а горы копает»

Работа с илл.

Обсуждение поговорки «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай»

Почему маленький муравей может проделать самую трудную работу, даже в большой горе проложить норки – туннели?

Смотрим и обсуждаем по вопросам.

с.45.

21.

Как мы можем потрудиться?

Работа с илл.        

Чтение стих. Приглашаем к труду.

Угадываем  «Бог труды любит»

Музыкальная деятельность.

Какие дела выполняли дети?

Обсуждение по ключевым словам после текста.

Обсуждение пословицы.

Слушаем и разучиваем песню «Антошка»

с. 39.

с.38.

с.44

с.46.

№32        

22.

Когда бывает скучно.

Обсуждение пословиц.

Чтение рассказов с обсуждением.

Игровая деятельность.

«Ленты тянутся».

Что такое доброе дело?  Долго ли о нем помнят?

На выбор

Требуется терпение.

с.40. с.43. с.44. с.46.

с.43.

23.

Выставка поделок, рисунков. «Подарки далеким и близким друзьям»

Готовим 1 альбом фотографии и рисунки.

Чем мы занимаемся, что мы делаем 4 темы на выбор.

24.

Готовим альбом со стихами, сказками по тем же темам.

Переплетаем в книжку.

Приглашаем родителей, детей.

Тема: «Помоги! О милосердии, любви, заботе»

Главные слова: Милосердие, доброта, щедрость, дружба.

25.  

«Кого называют милосердным человеком»

Чтение  – обсуждение .

«Милосердный человек»

Запомним.

Ключевое слово: милосердие.

Пересказ по вопросам.

Вывод: человек должен относиться к людям с любовью.

Милосердие – это добро, заботливое отношение, к другому человеку.                

с. 48.

Декабрь      

26.

«Матерь Божья – защитница людей»

Чтение и обсуждение.

Работа с илл.

Муз. деятельность.

Творческая деятельность.

Текст о Матери Божией. Ключевые слова: милосердие, помощь, любовь.

Как можно уберечься от злых людей, от беды?

Беседа по илл.

Слушаем песню «Спаси. Владычица Святую Русь»

Рассматривание рисунка. Забота Матери Божией о детях

с.48.

с.50.Малитва

с.51

Покровительница Пресвятой Богородицы

№33

27.

«Милосердный святой Николай»

Чтение и обсуждение.

Текст «Святой Николай Милующий»

Работа с илл.

Музыкальная деятельность.

Примеры милосердных добрых людей.

Ключевые слова: милосердие, помощь.

Рассматривание, беседа.

Слушание песни о святом Николае.

с. 52.

с.52.

№34.

28.

«О моем друге»

Чтение и обсуждение.

Текст «Божий фонарик»

Задание.

Музыкальная деятельность

Ключевые слова: дружба, вера, надежда, любовь, забота, совесть. Беседа и вопросы по тексту.

Что такое грех, рассуждение.

Слушаем и учим песню «Вот что значит настоящий друг»

С.53

С.55. №35

29.

«Наши добрые дела»

Чтение обсуждение.

Работа с илл.

Музыкальная

деятельность

Стихотворение  «В дороге»

Ключевые слова: любовь к маме, забота.

Беседа по рисунку.

Слушаем и поем песню «Как положено друзьям, все мы делим пополам»

С.57

С.55,57.

С.67. №39

30.

«О милосердных людях и добрых делах»

Чтение и обсуждение.

Стих. «Сиротка»,  «Подарок».

Работа с илл.

Обсуждаем ситуацию «Как поступить?»

Обсуждение.

Угадываем.

«Красота и доброта».

Музыкальная деятельность

Ключевые слова: милосердие, забота, любовь.

Птицы – это творения?

Беседа о творениях и как заботиться о них Бог.

Беседа по картинки.

Ситуация из педагогической практике                                        В.А. Сухомлинского.

Поговорка «Милее всего, если кто любит кого»

Вывод: красивый человек тот, у кого добрая душа.

Слушаем и учим песню «Доброта»

С.60.

С.58

С.60.

С.61

С.61

№37.

31.

«О щедрых людях»

Чтение и обсуждение.

Стих. «Щедрость»

«Щедрый человек»

Работа с илл. «Мои друзья»

Муз. деятельность.

Творческая деятельность.

Рис. «Добрый человек»

Ключевое слово: щедрость.

Беседа по стих.

Ключевые слова: щедрость, скупость(жадность).Беседа.

Рассуждение по илл.,ответы на вопросы по рисунку.

Поем песню «Доброта»

Можно ли изобразить доброту?

С.62

С.63

С.62

С.37

32.

«О добрых творениях живого мира»

Чтение и обсуждение.

«Сказка о пчеле Мохнатке»

Творческая деятельность.

Муз. деятельность.

Ключевые слова: жертвенная любовь, смелость. Беседа по тексту.

Рис. «Смелая пчела Мохнатка» Как изобразить смелость?                                             Поем песню «Когда мои друзья со мной»

С.58

№36

33.

«О жадности, о плохих друзьях»

Чтение и обсуждение.

Обсуждение поговорок (на выбор)

Игровая деятельность.

Игра «Жадный рот»

Рассказы «Мое» ключевые слова: жадность, наказание; «Мальчик и орехи»

Ключевые слова: жадность, гнев, добрый совет.

Стихотворение «Эгоист»

Что они обозначают?

Знакомство с новой игрой.

С.64

С.54

С.65

                                                          Январь

34.

«Добрые и недобрые творения в мире людей и мире животных»

Читаем и обсуждаем. Рассказ «Три малыша»

Ключевые слова: доброта, злоба, подозрительность. Беседа и вопросы по рассказу.

С.59

35.

«Любите всех»

Читаем стих. «Любите всех»

Работа с илл.

Творческая деятельность.

Муз. деятельность.

Ключевые слова: милостыня, милосердие, любовь.

Вопросы по рис.

Рис. «Доброта»

Поем песню «Доброта»

С.61

С.60

С.63 №37

«Не спорить! Прости! О прощении, упрямстве.

Главные слова: послушание, смирение, верность, прощение.

36.

«О послушании человека Богу»

 Чтение и обсуждение.

Запомним поговорку.

 Путешествие с книгой «Верный Иов»

Ключевые слова: смирение, верность, послушание Богу.

«Что Бог  дает  – все к лучшему».

С.68

37.

«Как мы прощаем»

Чтение и обсуждение.

Стих. «Прощение».

Работа с илл.

Стих. «Заповедь о прощении».                            Ключевые слова: найти в тексте.

Как просить прощение?  

«Детская молитва». Что нарисовано.

С.68

С.71

С.69

38.

«Если вас обидели»

Чтение и обсуждение.

Работа с илл.

Стих. «Обидное слово». Ключевые слова: обида, грубые слова.

Стих. «Обида».  Ключевые слова: дерзость, грубые слова, печаль, прощение, радость. Беседа по тексту.

Обсуждение по вопросам

С.70.

С.с.70,71.

С.с.70,71.

39.

«Как следует относиться к людям»

Чтение и обсуждение.

Игровая деятельность.

Как ты хочешь, что бы  с тобой поступали люди, так и ты относись к ним.

Как лучше общаться с друзьями.

Текст в рамочке.

        

                                                               Февраль

40.

«Как мои друзья ко мне относятся? Как  я отношусь к ним?»

Муз. деятельность.

Игра «Хорошо – плохо».

Творческая деятельность.

Как я хочу, что бы ко мне относились друзья, как не хочу?

Рисуем улыбку

41.

«Мои друзья»

Творческая деятельность. Игровая деятельность.

Игра «Кто же меня любит?»

Рисуем улыбку.

Дети становятся в хоровод и поют, один садиться в круг.

42.

«Что случается с упрямыми?»

Чтение и обсуждение.

Стих. «Бараны».

Работа с илл.

Обсуждение ситуации.  

Ключевые слова: упрямство,  спор.

Что изображено? Как можно было перейти реку? Что следовало сделать каждому барану?

Кто наказал? Он сам себя наказал.

Стих. «Бараны»

С. 72

С. 72

43.

«Почему не получается?»

Чтение и обсуждение. Басня «Лебедь, рак и щука».

Работа с илл.

Творческая работа. Аппликация по сюжету басни. Загадка.

Ключевые слова: упрямство,  спор.

Что изображено?  Куда направился лебедь? Рак? Щука? Где воз? Почему они стоят на месте?                          Работать сообща, выбирать предложенный материал.

 

С. 72

С.73

44.

«Кто сильнее: кроткий или сердитый?»

Чтение и обсуждение. Рассказ «Ветер и солнце».

Творческая работа.

Муз. деятельность. Песня «Улыбка»

Ключевые слова: спор, гнев, кротость, доброта.

Рисуем доброе солнце и злой ветер. Рисуем доброго человека. Злого человека.

Поем песенку «Улыбка». Что доброе мы можем сделать для папы, мамы, бабушки, друзей.

С.74

№ 40.                    №40.

                                                       

Тема: «Будь скромным! Не хвастайся!»

О скромных, смиренных, гордых.

Главные слова. Скромность. Смирение.

45.

«О скромности хвастовстве».

Чтение и обсуждение.

«Путешествие с книгой. Скромный и хвастливый»

 Ключевые слова: скромность, хвастливость.

С.76.

46.

«Кто самый главный?»

Чтение и обсуждение.   «Кто самый главный?»                    «Не спорь! Прости!»

Работа с илл.

Хорошо ли когда человек спорить?

Ключевые слова: спор, хвастовство, нескромность, глупость, покаяние, прощение.

Загадка. Смотрим на картинку и отвечаем на вопросы.

С.78.

С.68.

С.77.

47.

«Кто самый главный? (продолжение)

Чтение и обсуждение.  «Как поспорили части человеческого тела»

Работа с илл.

Игровая деятельность. «Посмотри –угадай»

Дать  понятие «польза».

Делаем вывод: человек устроен разумно, все части тела нужны.

С.79.

С.78.

                                                               Март

48.

«Спор в мире животных»

Чтение  и обсуждение. «Галка в чужих перьях»

Творческая деятельность.

Ключевые слова: зависть.

Рисование по сюжету.

С.80

49.

«Спор в мире животных» (продолжение)

Творческая деятельность.

Коллективная работа аппликация по сюжету басни.

Сравниваем детали – маленькой лягушки и большого вола.

С.81.

50.

«Скромность и гордость»

Чтение и обсуждение. Рассказ  «Пылинка и капелька»

Работа с илл.

Творческая работа.

Ключевые слова: скромность, гордость.

                                       Посмотри и расскажи, что нарисовано?

Сочини сказку о скромных колокольчиках и гордых маках. Нарисуй сказку.

С.82.

С.82

51.

52.

«Скромность и гордость»

Чтение и обсуждение. «море и лес»

Загадка.

Творческая работа.

Ключевые слова: гордость, хвастовство, послушание.

                                             Рисование по сюжету рассказа.

С.83.

«Не кради! Не обманывай! О воровстве, хитрости, о смелости, о совести.»

Главные слова. Честность. Совесть.

53.

«Чужое и свое»

 Чтение и обсуждение.

Текст «Путешествие с книгой. Важные правила»

Ключевые слова: честность, воровство, ложь, зло.

Следует спрашивать: «Можно?».

С.84.

54.

«Правда и ложь»

Чтение и обсуждение.

Текст «Лгун»

Ключевые слова: лгун, лож, беда.

Ложь связана с трусостью.

С.85.

55.

«Откуда ложь? Как с ней бороться?»

Чтение и обсуждение. Стих. «Ложь»

Игровая деятельность. Игра «Ложь гора»

Творческая деятельность.

Рисунок «Добрые воины сражаются в царстве  королевы Лжи»

Ключевые слова: ложь, совесть, покаяние, прощение.

                                            Название злых «камешков»: ложь, воровство, нечестность, лукавство, трусость, зло, обман, хвастовство.

Названия добрых «камешков»: честность, щедрость, смелость, совесть, доброта, покаяние, стыд, прощение.  

С.85.

                                                      Апрель

56.

«Вору – зло, доброму добро».

Чтение и обсуждение.

Творческая работа.

О последствиях злого поступка.

 Ключевые слова: воровство, зло, наказание.

                                                      Рисунок по сюжету рассказа «Шмели и осы»

«Кто поступил хорошо. Кто – плохо?»

Текс с.85.

57.

«Можно ли скрыть нечестный поступок?»

Чтение и обсуждение. Рассказ «Косточки»

Обсуждение поговорки «Шила в мешке не утаишь»                 Угадайка «Чего боится хитрая ложь?»

Ключевые слова: непослушание, ложь, зло, печаль.

Подбираем ответы: честность, правда, покаяния.

С.86.

58.

«О злых сестрах  – Лжине и Хитрине»

Чтение и обсуждение. Рассказ «Как Наташа у сестры хитринку купила»

Угадываем.

Работа илл. «Девочка с вербой»

Ключевые слова: хитрость, ложь, зло, совесть, добро.

Ей стало стыдно.

Отвечаем на вопрос: похожи ли девочки.

С.88.

С.89.

59.

«Смелость и хвастовство»

Рассказ «Почему ты вчера не искал мои очки»

Чтение и обсуждение.

Поговорка «Про доброе дело говори смело»

Игровая деятельность.

Игра «Капустка»

Ключевые слова: хитрость, совесть, стыд.

Про какие добрые дела ты хотел бы смело говорить?

С.88.

С.87.

С.87.

60.

«Смелость и хвастовство» (продолжение)

Чтение и обсуждение. Рассказ «Почему заплакал Петя»

Творческая деятельность.

Ключевые слова: хитрость, ложь, печаль, зло, совесть.

Сочиняем сказку «Как злые сестры Хитрина, Лжина, Ворина и добрые сестры  Честнушка, Правдушка, Скромнушка ходили в гости.

С.90.

61.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтение и обсуждение.   Стих. «Заповеди Божии»

Работа с илл.

Угадываем.

Ключевые слова: любовь к Богу, любовь к ближним.

Кого и чем я могу порадовать.

С.90.

С.91.

62.

«Добрый человек – счастливый человек»

Чтение и обсуждение.

Работа с илл.

Муз. деятельность поем песню «Доброта»

Стих. «Счастливый человек»

О ком рассказывается?

С.93.

№ 37.

63.

«Творческая деятельность»

Выставка рисунков «Добрые, смелые, трудолюбивые, послушные, честные люди – счастливые люди».

Хрестоматия «Добрый мир»

Чему мы радуемся? Православные праздники (ценности жизни христиан)

№ п/п

Тема

     Уровни представления

Программные                   задачи

Оборудо-вание

1.

Праздник   Рождество Христово  

Беседа «Рождество Христово»

Работа с иллюстрациями

Музыкальная деятельность

Разучивание стихотворений, песен

Творческая деятельность

Игровая деятельность

Чему посвящен праздник

Дети с бабушкой у ёлки. Бабушка рассказывает о празднике.

                     Слушание песни «Христос рождается, славьте его»

 Читать выразительно

Рабочая тетрадь

С.4

С.5

СС.6,7,8

С.9 №57, 58,73   (на выбор)

СС.12-22;33-35  (на выбор) СС.21;28-32

СС.37-39

2.

Праздник Воскресение  Христово

Беседа «Чему радуются в праздник Пасхи»

Работа с иллюстрациями

Разучивание  стихотворений,

песен

Творческая деятельность

Игровая деятельность .

Муз. деятельность

Спектакль «Начало стихира Пасхи»

Ознакомление. Беседа по тексту.

                                   К рассказу                                                  

Рабочая тетрадь

– Знать правила

–Разучивание

С.42

С.43

Сс.45-55

Сс.33-35

Сс.37-39

Песни №77-84

                                Музыкальные материалы

Содержание музыкального сопровождения в  соответствии с темами программы

Наименование темы в хрестоматиях

           Музыкальное пособие

Хрестоматия «Добрый мир»

ХОРОШО – ПЛОХО

/Устроение отношений в мире/

Рассказ первый. «ЧТО ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»

1.Господи, помилуй. Духовное песнопение.

2.Если добрый ты. Сл. М.Пляцковский. муз. Б.Савельев.

3.Дорога добра сл.Ю. Энтин. Муз. М.Минков.

 Рассказ второй. «БУДЬ ПОСЛУШНЫМ! ТРУДИСЬ!»

 4. Антошка. Сл. Ю Энтин. Муз. В.Шаинский.

Рассказ третий. «ПОМОГИ!»

5. Спаси, Владычица, Святую Русь, спаси. Духовное песнопение.

6. Песня о святителе Николае. Духовное песнопение.

7.Вот что значит настоящий, верный друг. Сл. М. Пляцковский. Муз. Б.Совельев.

8. Когда мои друзья со мной. Сл. М.Танич. муз. В.Шаинский.

9. Доброта. Муз И.Лученок.

10. Вместе весело шагать. Сл. М. Матусовский. Муз. В, Шаинский.

11.Все мы делим пополам. Сл.М.Пляцковский. муз. В. Шаинский.

Рассказ четвертый. «НЕ СПОРЬ! ПРОСТИ!»

12.Улыбка. сл. М.Пляцковский. муз. В.Шаинский.

Рассказ пятый. «БУДЬ СКРОМНЫМ! НЕ ХВАСТАЙСЯ!»

Рассказ шестой.  «НЕ КРАДИ! НЕ ОБМАНЫВАЙ!»

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с 5

Протокол  ____ от_________2017 г.

       

 Утверждено

приказом  ___ -од от_______.2017 г.

    заведующий МБДОУ д/с 5

    __________/ Е.Н.Хрусталёва        


Рабочая программа по модулю

«Хорошо – плохо»

(второй год обучения)

 

                 Составитель:                                                                                      воспитатель МБДОУ д/с 5                                                       Рябова В.В.                                      

Лебедянь – 2017 г.

Актуальность

Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.

Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»

Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…

Новизна

При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л.Л.  «Добрый мир».                                                                                         Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Календарно - тематическое планирование на второй год обучения                                                         (старшая группа)

№ п/п

Уровни представления

                                 Темы

Дата проведения

1.

Чтение и рассказывание

Хорошо – плохо

5.09. 2017.

Совесть добрый помощник

7.09.2017.

О чем говорит совесть?

12.09.2017.

Как жить, чтобы совесть не укоряла?

14.09. 2017.

Быть добрым хорошо.

19.09.2017.

Добрые дела.

21.09.2017.

Правильно – неправильно.

26.09.2017.

Добрые качества моей души.

28.09.2017.

Что есть добро, а что зло.

6.10 2017.

Какие добрые дела мы можем сделать.

10.10.2017.

Умеем ли мы дружить.

12.10.2017.

Дорога добра.

17.10.2017.    

 Как человек стал непослушным.

20.10.2017.

О послушных.

26.10.2017.

О непослушных в рассказах о творениях.

31.10.2017.

О трудолюбивых и ленивых.

2.11.2017.

О трудолюбивых и ленивых творениях. «Чем они отличаются?»

9.11.2017.

Как мы можем потрудиться?

14.11.2017.

Когда бывает скучно.

16. 11.2017.

Матерь Божия – Защитница людей.

5.12.2017.

Милосердный святой Николай.

7.12.2017.

О моем друге.

12.12.2017.

Наши добрые дела.

14.12.2017.

О милосердных людях и добрых делах.

19.12.2017.

О щедрых людях.

21.12.2017.

О добрых творениях живого мира.

26.12.2017.

А жадности и плохих друзьях.

28.12.2017.

Добрые и не добрые  творения в мире людей и мире животных.

11.01.2018.

Любите всех.

16.01.2018.

О послушании человека Богу.

18.01.2018.

Как мы прощаем.

23.01.2018.

Если вас обидели.

25.01. 2018.

Как следует относиться к людям?

30.01.2018.

Что случается с упрямыми?

8.02.2018.

О скромности и хвастовстве.

20.02.2018.

Кто самый главный.

22.02.2018.

Кто самый  главный.

27.02.2018.

Спор в мире животных.

1.03.2018.

Чужое и свое.

23.03.2018.

Правда и лож.

27.03.2018.

Откуда ложь? Как с ней бороться?

29.03.2018.

Вору – зло, доброму – добро.

3.04. 2018.

Можно ли скрыть нечестный поступок?

5.04.2018.

Смелость и хвастовство.

10.04.2018.

О злых сестрах – Лжине и Хитрине.

12.04.2018.

Смелость и хвастовство (продолжение)

17.04.2018.

Что такое хорошо и что такое плохо.

19.04.2018.

Добрый человек – счастливый человек.

24.04.2018.

2.

Творческая деятельность.

Добрые качества моей души и добрые дела.

3.10. 2017.

Чтение рассказа «Непослушный сын»

24.10.2017.

О трудолюбивых и ленивых творениях.

7.11.2017.

Выставка поделок, рисунков. «Подарки далеким и близким друзьям».

21.11.2017.

Готовим альбом со стихами, сказками по тем же темам.

23.11.2017.

Кого называют милосердным человеком?

28.11.2017.

Как мои друзья ко мне относятся? Как я отношусь к ним?

1.02.2018.

Мои друзья.

6.02.2018.

Почему не получается?

13.02.2018.

Кто сильнее кроткий или сердитый?

15.02.2018.

Спор в мире животных (продолжение).

6.03.2018.

Скромность и гордость.

13.03.2018.

Скромность и гордость.

15.03.2018.

Творческая деятельность. Выставка рисунков.

26.04.2018.

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с 5

Протокол  ___от _________.2017 г.

                 Утверждено

приказом  ___-од от _______.2017 г.

  заведующий МБДОУ д/с 5

   __________/ Е.Н.Хрусталёва        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

г. Лебедянь Липецкой области


Рабочая программа по модулю

«Чему мы радуемся?

Православные праздники»

(второй год обучения)

 

                                                        Составитель:                                                                                      воспитатель МБДОУ д/с 5                                                               Рябова В.В.                                      

Лебедянь – 2017 г.

Календарно – тематическое планирование на второй год обучения            (старшая  группа)

п/п

Уровни представления

                           Темы        

     Дата проведения

1.

Беседа

Рождество Христово        

Чему радуются в праздник  Пасхи?

21.12.2017г.

2.

Муз. деятельность

Слушание песен «Маленькой ёлочке холодно зимой»,  «Эта ночь святая», «Новогодний хоровод»

12.2017г.

1-4 неделя

Танец «Вальс» Святки

12.2017г.

1-4 неделя

3.

Разучивание стихотворений

Подготовка Рождественского праздника

12.2017г.

1-4 неделя

Праздник Воскресение Христово

4.

Творческая деятельность

Рождественские подарки

12.2017г.

3-4 неделя

Выставка «Рождество Христово рисунки»

12.2017г.

Подготовка подарков

Выставка рисунков «Светлый праздник Пасхи»

5.

Спектакль

Предание о первой рождественской ёлке

28.12.2017г.

6.

Концерт

Читаем стихотворения, поем песни, играем в игры. Пасха.

18.04.2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Православный храм"

Основной целью этого занятия является знакомство детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры...

Авторское Методическое пособие по духовно -нравственному воспитанию "Православная культура русского народа"

Содержание цели и задач авторской программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Православная культура русского народа" , а так же виртуальная экскурсия -занятие  для воспи...

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

Выступление на педагогическом совете по духовно -нравственному воспитанию дошкольников,из опыта работы....

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Духовно - нравственная культура. Православная культура» «ДОБРЫЙ МИР» ребенком от 5 до 6 лет 2020-2021 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ«Духовно - нравственная культура. Православная культура»«ДОБРЫЙ МИР»ребенком от 5 до 6 лет...