Семинар с молодыми специалистами «Организация режимных моментов».
методическая разработка
Цель: способствовать обогащению опыта педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_organizatsiya_rezhimnyh_momentov.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство»
города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Семинар с молодыми специалистами
«Организация режимных моментов».
Подготовила:
ст. воспитатель Колесова О.П.
Рубцовск, 2020
Цель: способствовать обогащению опыта педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил.
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду.
К режимным моментам относятся:
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.
Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста в первую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Помоги Мишутку научить правилам поведения за столом. Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой ,что надо говорить после еды .
Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы:
- что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?
- почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово “здравствуйте”?
Для закрепления норм поведения можно провести игру “Кто знает больше приветствий“. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:
- чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына»,”Волшебное слово”;
-рассматривание картин, слайдов из серии ”Воспитание культуры поведения”;
- обыгрывание проблемных ситуаций;
- копилка добрых дел и поступков;
-обсуждение пословиц.
Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным , устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:
- поговорим по телефону;
- кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;
- волшебное слово;
- кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах.
Используйте чтение художественных произведений, например “Что такое хорошо, что такое плохо”, беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.
Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы:
- Чистюль; - Мойдодыра.
Умывание
В 1 и 2 младших группах реализуются следующие задачи:
- Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.
- Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.
- Формирование культуры поведения.
- Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.
В старшем возрасте ставиться следующая задача:
- Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.
Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как: показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово .
При умывании можно использовать потешки и стихи, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок.
В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.
Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).
Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
Организация прогулки.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка к сну, дневной сон
ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и поговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна.
Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
Приведем фрагменты годового проектирования режимных моментов.
Особенности организации питания
В дошкольном образовательном учреждении организуется четырех разовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.
Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются старшей медсестрой.
Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.
Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.
В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:
- перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;
- индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;
- приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.
Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.
По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки.
Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой.
В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания.
Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.
Подготовка к прогулке
(структурный компонент организации прогулки)
Задачи.
Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:
- наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам;
- посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям при необходимости обращаться с просьбой о помощи:
- оказывать помощь сверстникам по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей, участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки;
- спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников.
Формы, методы, приемы.
Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.
Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.
Дежурство
(структурный компонент организации питания)
Задачи.
Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид).
Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи.
Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол.
Развивать математические и конструктивные способности (навыки счета, соблюдение симметричности в организации пространства стола).
Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи .
Формы, методы, приемы.
Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок понимает значение своего труда для окружающих, проявляет заботу о сверстниках.
Ребенок способен к самоконтролю, проявляет ответственность за создание благоприятной обстановки для приема пищи.
Прием пищи
(структурный компонент организации питания)
Задачи.
Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания.
Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека об этикетных нормах и правилах поведения за столом.
Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи.
Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе.
Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному.
Формы, методы, приемы.
Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, контролирует качество самообслуживания.
Ребенок проявляет навыки культурного поведения во время приема пищи, поддерживает порядок на столе.
Ребенок активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд сверстников и взрослых.
Сон
(структурный компонент организации сна)
Задачи.
Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели.
Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон,
завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении.
Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения.
Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников.
Формы, методы, приемы.
Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.
Годовое проектирование режимных моментов освобождает воспитателя от необходимости ежедневного планирования тех задач, которые решаются в условиях организации режима дня независимо от сезона или события (воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, развития умения одеваться в определенной последовательности, выполнять правила поведения в умывальной комнате и т.п.).
Приступая к такому виду проектирования воспитательно-образовательного процесса, воспитателю необходимо проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования и выявить задачи, которые можно решать в процессе организации режимных моментов. Они и будут основой проектирования режимных моментов. Формы, методы, приемы их решения и планируемые результаты определяются воспитателем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Использование музыки в различных режимных моментах"
Семинар-практикум для педагогов дошкольного учреждения. Даны реклмендации по использованию музыки в различных режимных моментах, практические задания....
Выступление на городском семинаре «Организация закаливания в режимных моментах» (из опыта работы)
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на разли...
Семинар - практикум «Использование речевых игр в ходе режимных моментов»
Семинар - практикум«Использование речевых игр в ходе режимных моментов»Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах использования речевых игр в ходе режимных моментов...
Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»
Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...
Семинар-практикум "Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования".
Ход проведения семинара-практикума "Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"....
Семинар для молодых специалистов Подготовка и методика проведения открытых режимных моментов и образовательной деятельности.
Знакомство педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деяте...
Семинар "Роль воспитателя в режимных моментах"
Сценарий семинара для воспитателей и музыкальных руководитеей....