Семинар -практикум для воспитателей
учебно-методический материал

Казарьян Ирина Николаевна

Обучающий семинар по теме "Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley_dekabr_2020.docx128.47 КБ
Файл russkie_horovodnye_igry.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

 

МДОУ №8  Детский сад « Теремок»

Семинар-практикум  для воспитателей

.

C:\Users\Вячеслав\Desktop\b849c9a0f2f5bcdd520a174dc465c2a9 - копия.jpg

Музыкальный руководитель

Казарьян Ирина Николаевна

Ноябрь 2020год

Цель семинара-практикума:

  1. Обучить педагогов  певческим хороводным и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; · развивать художественно-творческие способности.
  2. Вызвать эмоциональноую  отзывчивость — умение переживать хороводное музыкальное произведение в связи с его образным содержанием

  3. Развивать  музыкальное восприятие хороводной музыки и движений, обеспечивающих возможность более тонкого дифференцированного слушания, различения главных компонентов в звуковой ткани хороводного произведения.

1.Теоретическая часть.

Слайд № 1

  1. Вступление

Уважаемые коллеги!

Наш семинар-практикум посвящен  хороводным играм

Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.                                                             Хороводная игра – это не только «Каравай» и хождение вокруг елочки.    Это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Я считаю, что хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их, учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.                                                

Слайд №2

 Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры -  верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

                   Хоровод. Хороводными называются в Великоруссии  игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

                Основой  хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

                В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

       Слайд №3

                       Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.

               Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.

              Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

               Слайд №4

Хороводных игр огромное количество. Они, наверно,  знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.

Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.

Пространство хоровода (Слайд 5)


К трем годам ребенок уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако малышу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть "не только рядом, но и вместе".
Слайд №6
Три года - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сензитивный период для социализации и развития ребенка. Прекрасной формой такой работы является хоровод. В его процессе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.

В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
Слайд №7

Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома.
В детском саду хороводы начинают осваивать рано.

Уже в первой младшей группе, в возрасте  2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь".

В следующей, второй младшей группе (дети 3-4 лет) работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки.

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что
в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст.

Слова песни лучше разучивать в первой половине дня (например, на занятиях музыкой), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. 

При разучивании хоровода с 4-5-летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться. Некоторые малыши будут стремиться показать свое первенство в группе, начнут торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем вместе. Возможно, потребуется разучивать с ними хоровод отдельно.

В летнее время музыкальные занятия проводятся, как правило, на улице. Поскольку большую часть времени дети находятся на свежем воздухе, хоровод можно разучивать и в первой, и во второй половине дня. Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Взрослые предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.



Этапы освоения детьми нового хоровода:

Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.

Разучивание текста хороводной песни.

Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов.

Репетиции и представление хоровода зрителям.


Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в детском саду.
Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.
Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод,  дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и слова.

Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.

2.Практическая часть

Начнем практическую часть семинара-практикума с  хоровода  «Колпачок ». В ходе разучивания хоровода будут использованы следующие методы и прием:

  1. Показ и разучивание движений
  2. Построение, перестроение
  3. Знакомство  с  мелодией

 4.Исполнение.

Подводя итоги нашего мастер – класса,  предлагаю вам оценить увиденное.

  1. На этом семинаре- практикум  я поняла……
  2. В своей работе буду (не буду) использовать предложенный материал………..
  3. Для  себя  сегодня я отметила……

Литература

  1. Журнал «Справочник музыкального руководителя - №4 - 2012 год

ris%20smur

ris%20smur1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные хороводные игры Подготовила: Казарьян Ирина Николаевна Муз.руководитель М ДОУ д /с № 8 «Теремок».

Слайд 2

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народные хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода. Предлагаем вам познакомится с несколькими русскими народными хороводными играми: Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода. Предлагаем вам познакомится с несколькими русскими народными хороводными играми:

Слайд 3

Русская народная хороводная игра «Каравай» Наверно , самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов: Как на … именины (называют имя ребенка-именинника) Испекли мы Каравай. Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше) Вот такой нижины ! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол) Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра) Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику) Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается) Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода) Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Слайд 4

Русская народная хороводная игра «Пузырь» Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом: Надувайся , пузырь, Надувайся велик! Раздувайся, держись, Да не рвись!

Слайд 5

Русская народная хороводная игра «Дубок» Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения. У нас рос дубок Вот таков, Вот таков! (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается) Корень да его — Вот так глубок, Вот этак глубок! (Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Слайд 6

Русская народная хороводная игра «Дубок» Ветки да его — Вот так высоки, Вот этак высоки! (руки поднимают вверх и покачивают ими) Листья да его — Вот так широки, Вот этак широки! (хоровод расходится, расширяется) Вместо дубка можно взять любое другое дерево – клен и т.д. В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящего, а сам становится в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящему имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Слайд 7

Русская народная хороводная игра «Березка» Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичий . Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день. Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами: Ты, березка, б е лена, б е лена, А макушка зел е на, зел е на. Летом-то мохнатенька, Зимой сучковатенька . Где ты стоишь, там и шумишь! Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Слайд 8

Русская народная хороводная игра «Березка» Березка зелененька, По весне веселенька, В чистом полюшке стоит Да листочками шумит. Ветки завивает, С в е трами играет. Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

Слайд 9

Русская народная хороводная игра «Березка» А осенью слякотной, Осенью холодною, Березка нарядная, Краса ненаглядная, Дождем умывается, С красотой прощается. Корни усыхают, Листья опадают. Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Слайд 10

Русская народная хороводная игра «Вьюн» Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»: Со вьюном я хожу, (все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки) С золотым я хожу, (хоровод расходится от центра, руки опускаются) Я не зная, куда вьюн положу, Я не зная куда вьюн положу. (участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону )

Слайд 11

Русская народная хороводная игра «Вьюн» Положу я вьюн, положу я вьюн Положу я вьюн на правое плечо, Положу я вьюн на правое плечо. (Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу) А со правого, а со правого, А со правого налево положу, А со правого налево положу. (Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

Слайд 12

Использованные материалы: http://www.karakyli.ru/ Русские народные игры, И.Панкеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...