КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ТРИЗ
методическая разработка

Батдалова Камила Халитовна

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ТРИЗ 

                            

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

 

«Давай поменяемся»

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

 

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

 

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало.

Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

 

 

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход игры: 10 картинок предметных.

рассмотреть каждый предмет и его функцию.

«Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета.

 

Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Бабушка связала мягкие подушки  (варежки)

Дверь открывают вилкой  (ключом)

Летит колючий крокодил  (снег)

Висит зеленая собака  (слива)

Рычит лохматый слон  (пес)

Смотрю в прозрачное дерево  (стекло)

Мама сварила вкусный стол  (суп)

Самолет ползет по рельсам  (поезд)

Мальчик ест скакалку  (конфету)

Летит воздушный диван  (шар)

 

 

Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

 Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое …

 

Игра «Что умеет делать?»

Цель: учить выделять функцию объекта.

Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

Например:

Ведущий : - Ромашка.

Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Ведущий: - Занавеска.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

 

 

Игра «Давай поменяемся

Цель: научить выделять функцию предметов.

Ход:  Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.

Например: - слон может обливаться водой из хобота;        

         - муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;

          - зонтик складывается

Обмен функциями: слон объясняет, как научился складывается. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежали. Зачем она ему там нужна?

 

 

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых  определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

 

 Игра «Хорошо – плохо» 

Ознакомление с окружающим миром.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя

 

 

 

Игра «Хитрые картинки»

 

Цель игры: Подготовить детей к творческому рассказыванию, придумыванию сказок, небылиц. Развивать воображение, фантазию.

Ход игры: Выставляются три карточки. Детям дать задание,  что могло бы произойти с этими героями, если бы они встретились в одной сказке?

 

 

Игра «Необычный подарок»

Пригласить двух детей.

Воспитатель

- Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

 

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например:

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО

Решение изобретательских задач (ТРИЗ) - NeoBionika.ru - сайт о  дополнительном образовании: обучающие материалы для самообразования


  КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ТРИЗ

   

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

«Давай поменяемся»

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

 

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало.

Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход игры: 10 картинок предметных.

рассмотреть каждый предмет и его функцию.

«Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета.

Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Бабушка связала мягкие подушки  (варежки)

Дверь открывают вилкой  (ключом)

Летит колючий крокодил  (снег)

Висит зеленая собака  (слива)

Рычит лохматый слон  (пес)

Смотрю в прозрачное дерево  (стекло)

Мама сварила вкусный стол  (суп)

Самолет ползет по рельсам  (поезд)

Мальчик ест скакалку  (конфету)

Летит воздушный диван  (шар)

Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

 Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое …

Игра «Что умеет делать?»

Цель: учить выделять функцию объекта.

Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

Например:

Ведущий : - Ромашка.

Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Ведущий: - Занавеска.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

Игра «Давай поменяемся»

    Цель: научить выделять функцию предметов.

Ход:  Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.

Например: - слон может обливаться водой из хобота;        

         - муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;

          - зонтик складывается

Обмен функциями: слон объясняет, как научился складывается. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежали. Зачем она ему там нужна?

Игра «Хорошо – плохо»

 Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых  определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

 Игра «Хорошо – плохо»  

Ознакомление с окружающим миром.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя

Игра «Хитрые картинки»

Цель игры: Подготовить детей к творческому рассказыванию, придумыванию сказок, небылиц. Развивать воображение, фантазию.

Ход игры: Выставляются три карточки. Детям дать задание,  что могло бы произойти с этими героями, если бы они встретились в одной сказке?

Игра «Необычный подарок»

Пригласить двух детей.

\Воспитатель

- Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например:

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Картотекадидактических игр

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Картотека игрпо развитию речи

Расширение словарного запаса...