«Формирование любознательности и творческой инициативы старших дошкольников через театрализованную деятельность»
статья (старшая, подготовительная группа)

Азелькиреева Валентина Григорьевна

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и ребенка становится приобщение к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства. Произведения русских и зарубежных поэтов и писателей – сказочников могут воспитать нравственную личность. Как же хочется каждому ребенку быть похожими на любимых  сказочных героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Такое возможно только  в театре. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление детского опыта за счет освоения разных видов игры - драматизации и режиссерской театрализованной игры, и занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность. Театральная деятельность и регулярные выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать сверстникам свою позицию, умения, знания, фантазию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

ТЕМА публикации:

«Формирование любознательности и  творческой  инициативы старших дошкольников через театрализованную деятельность»

»

Разработчик:

Азелькиреева Валентина Григорьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Волжский район Самарской области, 2020

«Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

 Игра - это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой инициативы и любознательности. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и ребенка становится приобщение к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства. Произведения русских и зарубежных поэтов и писателей – сказочников могут воспитать нравственную личность. Как же хочется каждому ребенку быть похожими на любимых  сказочных героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Такое возможно только  в театре. Театр – это всегда чудо, волшебство. Кроме этого в своей педагогической деятельности я столкнулась со многими серьезными проблемами, связанными с речью непосредственно каждого ребенка, особенно в области артикуляции, дикции, выразительности речи. Интеграция развития ребенка по всем направлениям с контексте ФГОС ДО и разных видов искусства находят свое воплощение в театрализованной  деятельности.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и получает от этого огромное эмоциональное удовольствие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию целеустремленности. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм подразумевает углубление их интереса к образу героя, сюжету. Углубление опыта игры - драматизации заключается в том, что ребенок становится более активным и самостоятельным в выборе содержания игр, относится к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с играми-импровизациями  становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе этюдов из нескольких литературных произведений.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте происходит углубление детского опыта за счет освоения разных видов игры - драматизации и режиссерской театрализованной игры, и занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность. Театральная деятельность и регулярные выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать сверстникам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше осознать пластические возможности движений своего тела. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребенку с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, формируют умение замечать и оценивать свои и чужие промахи. Театрализованная деятельность, способствует формированию духовно – нравственных ценностей и культуры поведения в обществе каждого ребёнка.

Развитие театрализованной деятельности происходит  в постепенном переходе от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается с новой интерпретацией.

Немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает ребенка, развивает фантазию, прививает умение  сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театрализованную деятельность в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с формированием  практических навыков работы с куклой.

Таким образом, организованная систематическая  работа в данном направлении способствует формированию любознательности, творческой  инициативы и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Поэтому театрализованная деятельность  в дошкольной образовательной организации занимают особое место в воспитательно - образовательном процессе. Старшие дошкольники способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности. К концу года ребенок владеет техникой управления куклами различных видов театра, внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают кукол песенкой. Через театрализованную игру ребенок осваивает невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Ребенок к семи годам способен выражать свои эмоции и понимать чувства других. У ребенка появляется интерес к театру как к виду искусства. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на развитие личности старших дошкольников позволяет использовать их как плодотворное и  ненавязчивое педагогическое средство для развития способностей чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно, и предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Список используемой научной и методической литературы.

  1. Артемова  Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2005.
  4. Бочкарева Л.П. Театрально - игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010.
  5. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). - Л., Ленингр. ГПУ им. А. И. Герцена. 2013.
  6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка - Пресс, 2009.
  7. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4.
  8. Казакова  Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение, 2011.
  9. Кофман  Н.С. Приобщение дошкольников к театрально - игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: Просвещение, 2013.
  10. Куцакова С.И., Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2012.
  11. Фурмина  Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 2012.
  12. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность

презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...

Формирование правил безопасного поведения дошкольников через театрализованную деятельность

       Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую...

Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»

Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...

Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".

Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:-  Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

Формирование культуры питания у дошкольников через театрализованную деятельность

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты, в том числе и во время приема пищи. Я использую театрализованную ...

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ  ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  Лысенкова Надежда Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад №35    ...