Социальный проект для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»
проект
Цель данного проекта - фформирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_-_chlen_semi_semya_-_rossiya.docx | 84.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №48
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Социальный проект для старших дошкольников
«Я – член семьи, семья – Россия!»
Автор проекта: Шпехт Татьяна Петровна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
г.Нижневартовск, 2016 год
Социальный проект для старших дошкольников
«Я – член семьи, семья – Россия!».
Важной частью патриотического воспитания дошкольника является приобщение к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Именно поэтому мы выстроили наш проект на основе взаимодействия с семьями воспитанников нашей образовательной организации.
Город Нижневартовск многонациональный город, здесь традиционны интернациональные семьи. Тем важнее приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Цель проекта: формирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи проекта:
- дать старшим дошкольникам начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народах, обычаях, истории, национальной культуре;
- развивать интерес к традициям и промыслам разных народов;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства, Республики (герб, флаг, гимн).
Методы реализации проекта:
- Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
- Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (России) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательной организации: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению.
Основные принципы построения проекта:
- Энциклопедичность;
- Уникальность места;
- Интеграции знаний;
- Единства содержания и методов;
- Динамика преемственности связей;
- Комплексность.
Ожидаемый результат: формирование познавательного интереса дошкольников к человеческим отношениям, к истории своей семьи, к истории своей многонациональной родины.
План
реализации проекта «Я – член семьи, семья – Россия!»
2015-2016 учебный год.
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок проведения | Результат |
Беседа: "Где я живу". - Экскурсия по улице Дружбы народов, на которой расположен детский сад. - Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада". - Подборка семейных фото, картинок с изображением любимых уголков города Нижневартовска. - Викторина: "Люби и знай свой родной край". | Сентябрь 2015г. | Создание фотоальбома "Наша семья и наш город". | |
Беседа: "Моя семья". - Составление семейного древа (родословная семьи). - изготовление и представление герба семьи. - рассказы детей (составленные с родителями) о своих бабушках и дедушках; - праздник «День матери» | Октябрь 2015г. | Выставки: «Наше семейное древо», «Герб нашей семьи». | |
Беседа «Традиции семьи». Рассказы о национальных праздниках:
| Ноябрь 2015г. | Праздник «Дружбы народов», приуроченный к 4 ноября День народного единства. | |
- Организация акции совместно с родителями «Наши имена и фамилии». - Чтение книги «книга ласковых имен», Д.Махеев, Нравственно-патриотическое воспитание, М., 1998, С.36. | Январь 2016г. | Словарь имен членов семьи воспитанников группы (совместно с родителями). | |
- Акция «Моя семья интернациональная» (история встречи родителей, рассказ о национальностях членов семьи и др.) | Февраль 2016г. | Презентации интернациональных семей. | |
Конкурс «Кулинарные традиции семьи». | Март 2016г. | Ярмарка угощений на празднике, посвященном * Марта. | |
Вечер встреч «Национальные костюмы членов нашей семьи» | Апрель 2016г. | Мастер-класс изготовления элементов национальных костюмов разных народов России. | |
- Акция «География наших семей» | Май 2016г. | Географический атлас проживания членов семей воспитанников группы. | |
Тематическое занятие к 9 мая Дню Победы в ВОВ «Наши деды сражались вместе» | Июнь 2016г. | Стенгазеты «Семейные фото военной поры». | |
Праздник, посвященный Дню семьи и верности. | 08 июля 2016г. | Создание альбома: «Семейные традиции». |
Библиографический список:
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92.
- Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991. - Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
Знакомим детей с малой Родиной. - Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
- Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru.
- Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998.
- Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
- Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является осново...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...
проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"
Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....
Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...
Проект для старших дошкольников на тему «К здоровой семье через детский сад»
Необходимость приобщения детей к здоровому образу жизни, разнообразие средств физического воспитания. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни....
Фотоочет к Социальному проекту для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»
Фото к проекту отражают деятельность детей при ознакомлении и изучении истории своего города, своего края, традиций разных народов....