Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»
консультация (младшая группа)

Аксютович Ольга Николаевна

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_-_kopiya.docx69.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут овощи?», «Что можно сделать из овощей?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой изображена только часть какого-то овоща, ты сложи целую картинку».

Словесные игры

«Что в мешочке?»

В мешочек сложить разные предметы (геометрические фигуры, овощи, фрукты, и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

C:\Users\User\Desktop\unnamed.jpg

Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про прямоугольник). Это большой пластмассовый прямоугольник. Он желтого цвета.

«Что из чего сделано?»

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (из дерева.)

- Какой стол, если он сделан из дерева? (деревянный).

- Кружка из керамики? (керамическая).

- Ваза из стекла? (стеклянная) и т. д.

«Кто как работает»

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

«Что я не так сказала?»

Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз - книжку, конфетку, игрушку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти».

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащение бытового словаря

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т. д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

C:\Users\User\Desktop\download.jpg

О чем говорить с ребенком в семье.

Диалог или монолог?

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).                                                                Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.  C:\Users\User\Desktop\unnamed.jpg

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Ребенок. Добрый день!

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т. е. пользуется монологической речью.

Монолог - речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу, придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».                            После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во вре6мя их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.                                                                                                   Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.                                              Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадать место «путешествия».                                                                                             Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

C:\Users\User\Desktop\images.jpg

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества - составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на конька и на лыжах, девочки - на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».                                                                            Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»                                                                        Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». НЕ послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогощение словаря ребенка в домашних условиях"

Словесные игры для обогощения словаря детей старшего дошкольного возраста....

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях. Рекомендации для родителей

Материал предназначен для родителей детей с речевым отставанием. Рекомендации помогут родителям активизировать словарный запас детей в домашних условиях....

Консультация для родителей "Обогащение словаря ребенка в домашних условиях"

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей це...

Консультация для родителей "Обогащение словаря детей в домашних условиях"

Если ребенок хорошо слышит, но говорит неразборчиво, может оказаться, что у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР). Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопеда, во...

Консультация для родителей: "Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях"

Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка. И своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка. А чем богаче у челов...

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей це...