Если ребенок хорошо слышит, но говорит неразборчиво, может оказаться, что у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР). Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопеда, воспитателей и, естественно, родителей.
Поэтому обогащение словаря ребенка – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями.
Как в домашних условиях можно и нужно проводить занятия с ребенком по развитию речи и конкретно развитию словарного запаса ребенка.
Для этого ничего специально организовывать не нужно. Не нужны даже сложные пособия и методики. Нужно просто настроиться на регулярную работу. Всё что вас окружает: природа, ваши привычные дела, настроение, любой предмет могут стать предметом речевого развития ребенка. Детские книжки и картинки, игрушки и мультики. Главное всё обсуждать вместе с ребенком. Потому что одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. И неважно кто при этом молчит: взрослый или ребенок. Если молчит ребенок – не развивается активная речь, если взрослый, то пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь, правильно выполнять речевую инструкцию и т.д.).
Например, вы увидели – яблоко. Можно устроить соревнование «Подбери словечко» - яблоко какое? Сладкое, сочное, круглое, большое, спелое, душистое, желтое, вымытое и т.д.
Пригласите других членов семьи, и игра пойдет интереснее. Полезно срисовать яблоко, раскрасить цветными карандашами, это полезно для развития пальчиков. Если яблок несколько, можно повнимательней их рассмотреть и сравнить между собой – новая игра «Сравни два яблока» (Одно яблоко –красное, а другое желтое. У одного яблочка белые семечки, а у другого – коричневые и т.д.)
Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснять ребенку, повторить несколько раз. Полезно учить ребенка вслушиваться в звуки улицы, бытовых приборов и т.п. Это развивает слуховое внимание. Игры типа, «Внимательные ушки», «Кто позвал?» «Послушай и расскажи, что услышал».
Ваша задача взрослых – помочь ребенку организовать игру, подсказать сюжет, показать игровые действия, что поможет обогатить и активизировать словарь ребенка.
На кухне у вас тоже появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по разным лексическим темам, например, «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания». Рассказывайте ребенку, как называется посуда, продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарём, предлагайте всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства – цвет, форму, размер, вкус (продуктов), горячий, остывший, сладкий, горький, свежий, чёрствый и т.д. Задавайте вопросы, «попробуй, какой получился салат (компот)?», «Что еще забыли положить в суп (кашу)?», «Какую морковку выберем? и др.
Подводите ребенка к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. В деле речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Поощряйте любую речевую активность ребёнка.
На любом наглядном материале, которые нас окружают можно поиграть в речевые игры: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось (поменялось местами)? «Назови ласково», «Мало (один)-много», «Весёлый счёт».
Таким образом, вы развиваете словарь для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.