Дополнительная общеразвивающая программа " Занимательная Робототехника"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Одной из проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа «Занимательная робототехника» научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 380.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Занимательная робототехника»
Покачи, 2020год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. | Наименование программы | « Занимательная робототехника» |
2. | Основание для разработки программы | Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг. |
3. | Основные разработчики программы | Староверова Елена Вячеславовна, заместитель заведующего, Кочкина Мария Викторовна, воспитатель |
4. | Основная цель программы | Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. |
5. | Задачи программы | Образовательные:
Развивающие:
Коррекционные:
|
6. | Условия достижения цели и задач программы | Оптимизация процесса развития у дошкольников интеллектуальных способностей и конструктивной деятельности. |
7. | Основные направления программы | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников проходит через:
|
8. | Сроки реализации программы | 1 год |
9. | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники ДОУ 5-8 лет, педагоги, родители |
10. | Ожидаемые результаты |
-о деталях конструктора и способах их соединении; -об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; -о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; -о связи между формой конструкции и ее функциями.
|
Пояснительная записка.
Одной из проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа «Занимательная робототехника» научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.
Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков.
Работа с образовательными конструкторами позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Актуальность применения инновационных педагогических технологий по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества обучающихся посредством использования робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.
Как сделать так, чтобы техническое творчество стало для детей действительно деятельностным, развивающим, современным и интересным? Эта задача решается через использование ЛЕГО - технологии, развитие робототехники на базе конструктора ПервоРобот LEGO EducationWeDo.
Построение работы в ходе реализации программы:
Объект исследования - использование робототехники (технического творчества) в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования – развитие научно-технического и творческого потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.
Гипотеза исследования - развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники будет осуществляться наиболее эффективно, если: в ДОУ созданы условия обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием ЛЕГО - конструирования (начиная со второй младшей группы), в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
Методические особенности реализации программы:
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.
Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Введение ФГОС образования ориентирует организацию процесса обучения на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка с ОВЗ познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовывать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать через занятия в рамках программы «Занимательная робототехника».
Для воспитанников с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно - деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий ЛЕГО - технологии приобретают ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии детей с ОВЗ.
Во время сборки моделей роботов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО - технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, моделируя и конструируя что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку с ОВЗ трудно, гораздо проще рассказать о том, что он создает своими руками.
Материально – техническая база
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, создана предметно-развивающая среда:
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1.Технические средства обучения | |
Компьютеры, презентации и учебные фильмы (по темам занятий); различные наборы ПервоРобот LEGO Education WeDo. | |
2. Оборудование центра художественного творчества | |
Наглядные пособия:
|
Программное обеспечение программы «Заниамательная робототехника» включает в себя использование конструктора : ПервоРобот LEGO EducationWeDo, в процессе работы, с которым дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования.
ПервоРобот LEGO EducationWeDo - данный набор включают в себя следующее программное обеспечение: комплект занятий, посвященных разным темам (интересные механизмы, дикие животные, играем в футбол и приключенческие истории), книгу для педагога, лицензию на одно рабочее место. Данная программа использует технологию drag-and-drop, т.е. ребенку нужно перетащить мышкой необходимые команды из одной панели в другую в нужном порядке для составления программы движения робота. Программа работает на основе LabVIEW. В комплекте также находятся примеры программ и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.
Комплект заданий ПервоРобот LEGO EducationWeDo, позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий.
Условия реализации программы
Наполняемость групп - не более 10 человек.
Продолжительность обучения: 1 год
Режим образовательной деятельности
Обучение начинается с 01 октября и заканчивается 31 мая.
НОД проводится 1 раз в неделю и рассчитана на 32 недели.
Продолжительность НОД для детей 5-8 лет – 25 - 30 минут
Формы обучения:
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка
Формы работы:
коллективная, групповая, парная, индивидуальная;
участие в выставках;
консультации, мастер-классы, выступления на собраниях для педагогов ДОУ, родителей;
Методы и приемы:
Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);
Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физкультминутки), наглядные (наблюдение, демонстрация, использование образцов педагога)
Основная форма работы – образовательная деятельность.
Тематическое планирование работы с детьми 5-8 лет по программе
«Занимательная робототехника»
№ | Тема | Задачи | Кол-во часов |
1 | Конструирование по замыслу. | Познакомить с организацией рабочего места, с техникой безопасности. Конструирование по замыслу, схемам и картинкам по выбору. Знакомство с деталями конструктора и электронные элементами: электрический мотор с редуктором, который позволяет приводить шагающие модели в движение – изучение основ робототехники. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук, речь. | 1 |
2 | «Знакомство с конструктором ПервоРобот LegoWeDo. Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение» | Знакомство с конструктором ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Символы. Терминология. | 1 |
3- 4 | «Введение. Шестерни, ось вращения, кулачковая передача» - сборка | Познакомить детей с механическими составляющими конструктора. Довести до понимания детей, что представляют из себя механизмы и как они работают. Формировать умение использовать в общении специальные термины. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, развитию конструкторских навыков. Развивать мелкую моторику. | 2 |
5-6 | «Храповой механизм, реечная передача, сила упругости» - сборка. | Продолжать знакомить детей с механическими составляющими конструктора. Довести до понимания детей, что представляют из себя механизмы и как они работает. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, развитию конструкторских навыков. | 2 |
7-8 | «Шлагбаум. Простые весы» - сборка. | Продолжать знакомить детей с механическими составляющими конструктора. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, развитию конструкторских навыков. Формировать умение использовать в общение специальные термины. | 2 |
9-10 | «Катапульта» - сборка. | Познакомить, как с помощью вращающегося мотора заставить качаться что-либо. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, развитию конструкторских навыков. Формировать умение использовать в общении специальные термины. Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, формировать творческую личность ребенка. | 2 |
11 | Викторина | Закрепить название механизмов. Формировать умение использовать в общении специальные термины. Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, формировать творческую личность ребенка. | 1 |
12 | Забавные механизмы. Модель «Танцующие птицы» - сборка. | Продолжить знакомство с ременными передачами, прямыми и перекрёстными ременными передачами, шкивами разных размеров. Вызвать интерес к новому заданию. Сборка модели. Активизировать словарь: ремень, шкив, случайное число, цикл. Развивать логическое мышление, внимание. | 1 |
13 | Модель «Танцующие птицы» - программирование. Создание группы «Танцующие птицы». | Программирование модели «Танцующие птицы». Установление связи между скоростью и сменой шкива и ремня. Развивать коммуникативные навыки. Создать группу танцующих птиц. | 1 |
14 | Модель «Умная вертушка» | Продолжить исследование влияния размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Конструирование и программирование крутящейся конструкции. Активизировать словарь: зубчатые колеса, вращение. Развивать творческие конструктивные способности. | 1 |
15 | Модель «Обезьянка – барабанщица» - сборка. | Исследовать принцип действия рычагов и кулачков, знакомство с основными видами движения. Конструирование обезьянки барабанщицы. Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. (Беседа «Где мы можем увидеть обезьяну, которая барабанит?» Компьютерная презентация «Обезьяны в цирке». Игра «Зеркало».) | 1 |
16 | Модель «Обезьянка – барабанщица» - программирование. Создание из обезьян – барабанщиц группы ударных. | Программирование модели обезьянки. Закреплять полученные навыки конструирования. Создание из обезьян – барабанщиц музыкального оркестра группы ударных. Развивать коммуникативные навыки | 1 |
17 | Звери. Модель «Голодный аллигатор» - сборка. | Формировать понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. Активизировать словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. Учить доводить дело до конца. Воспитывать терпение. Конструирование хищника. (Беседа - презентация «Кто такие аллигаторы и где они живут».) | 1 |
18 | Модель «Голодный аллигатор» -программирование | Программирование модели аллигатора, использование датчика расстояния. Развивать фантазию, самостоятельность, воспитывать усидчивость. Испытание модели аллигатора. | 1 |
19 | Модель «Рычащий лев» - сборка. | Активизировать словарь: климат, коронное зубчатое колесо, млекопитающие. Закреплять умение работать по схемам. (Д/игра «Назови детали» Беседа «Где живут львы?») | 1 |
20 | Модель «Рычащий лев» - программирование. | Программирование модели аллигатора. Учить программировать сконструированные модели. Испытание модели. | 1 |
21 | Модель «Порхающая птица» - сборка. | Формировать умение использовать в программе звук (хлопающих крыльев), когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли. Активизировать словарь: датчик наклона, размах крыльев, порхающая. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать. (Беседа и презентация о птицах «Вы видели когда-нибудь порхающую птицу?») | 1 |
22 | Модель «Порхающая птица» - программирование. | Программирование модели птицы. Испытание модели. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Игра на развитие логического мышления «Что лишнее». | 1 |
23 | Приключения. «Спасение самолета». Сборка модели самолета. | Формировать умения выделять конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов. Сборка самолета. Развивать воображение, самостоятельность. Активизировать словарь: пропеллер, приключения. | 1 |
24 | «Спасение самолета». Программирование модели самолета. | Программирование модели самолета. Обыгрывание ситуации «Спасение самолета». Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, ответственность. Продолжать учить программировать сконструированные модели. | 1 |
25 | «Непотопляемый парусник». Сборка модели парусника. | Конструирование парусника. Активизировать словарь: случайная величина, судовой журнал, датчик наклона. Развивать логическое мышление, память. (Беседа «Что такое парусник».) | 1 |
26 | «Непотопляемый парусник». Программирование модели парусника. | Программирование модели парусника. Обыгрывание ситуации. Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | 1 |
27 | «Спасение от великана». Сборка и программирование модели великана. | Закрепить умение идентифицировать простые механизмы, работающие в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Активизировать словарь: программа, шкив, сценарий, червячная передача. Сборка и программирование модели великана. (Беседа «Сказки, где встречаются великаны».) | 1 |
28 | Футбол. Модель «Вратарь» - сборка. | Использовать числа при измерениях и при оценке качественных параметров. Формировать умение измерять расстояние при помощи условной меры, совершенствовать навыки счета. Активизировать словарь: вратарь, случайные числа, счет. Продолжать учить работать в паре. (Презентация «На футболе».) | 1 |
29 | Модель «Вратарь» - программирование | Программирование модели вратаря и испытание ее в действии. Обыгрывание ситуации. Продолжать учить программировать сконструированные модели. | 1 |
30 | Модель «Нападающий» сборка и программирование. | Сборка и программирование модели нападающего. Экспериментирование «Вратарь забивает гол». Активизировать словарь: сантиметры, рычаг, измерение. | 1 |
31 | Создание сценария по теме «Футбол». Обыгрывание ситуации. | Придумывание сценария с участием трёх моделей (нападающий, вратарь, болельщики), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. | 1 |
32 | Мы в космосе. Творческое конструирование по замыслу. | Обучать принципам совместной работы и обмена идеями. Творческое конструирование по замыслу. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора, интерес к конструированию. | 1 |
Всего – 32 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
-Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
-В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
-А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
-А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества
Москва «Просвещение» 1976
-Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
-ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
Интернет – ресурсы
Информационно-методическое обеспечение:
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества
- Москва «Просвещение» 1976
- Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
- Козлова В.А., Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
- ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 20031. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-321098-1382431939.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065169-1538651105.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-699957-1579626280.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1143207-1569251027.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет
Цель программы:Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструир...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-795367-1636820477.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа « ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ БУКВОГРАД» ( для группы по подготовке к школе)
Актуальность данной программы заключается в том, что через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения с людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, пере...
Дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике «Рободелкин»
дополнительная общеразвивающая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1314785-1704852365.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Образовательная робототехника Lego Education WeDo"
Дополнительная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника Lego Education WeDo» направлена на формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, удовл...