КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ на районном семинаре для старших воспитателей на тему « Апробация программно-методического обеспечения православного компонента ФГОС ДО в ДОО ИГОСК»
методическая разработка
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на приобщение детей к духовно-нравственному воспитанию, ознакомлению их с красотой окружающего мира, историей православных праздников, историей родного края, историей храмов Изобильненского района, с жизнью святых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
356140 Ставропольский край, г. Изобильный, ул. Доватора, 2 тел. 2-24-97
ИНН2607000076 e-mail: izodou14@mail.ru
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
на районном семинаре для старших воспитателей
на тему
« Апробация программно-методического обеспечения православного компонента ФГОС ДО в ДОО ИГОСК»
Конспект составил старший воспитатель Андреева Е.В.
г. Изобильный,
2019
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на приобщение детей к духовно-нравственному воспитанию, ознакомлению их с красотой окружающего мира, историей православных праздников, историей родного края, историей храмов Изобильненского района, с жизнью святых людей.
Цель и задачи программы
Цель программы:
целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Задачи:
Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;
Учить строить отношения с окружающими на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения;
Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.
Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
Побуждать детей к украшению своей души добрыми качествами;
Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия;
Воспитывать уважительное отношение к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Особенностью работы является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности старших дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
Наполняя жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами, государственно-церковные праздники, с которыми будем знакомить детей, вовлекают их в православный уклад жизни, традиции, обряды предков, развивая православное мировосприятие и миропонимание. Отдельные занятия предусматривают, помимо знакомства со смыслом праздника, организацию художественно-продуктивной деятельности, отвечающей характеру развития мальчиков и девочек этого возраста. Дети готовят подарки, рисуют, выполняют аппликацию. В совместной деятельности дети успешнее осознают и осваивают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.
Обязательным фрагментом почти каждого занятия являются рассказы, сказки, игры, стихотворения и обсуждения их с детьми. Диалог помогает самим воспитанникам сделать правильный выбор о добре и зле, о красоте растений и животных, о правде и лжи, о трудолюбии и лени, о милосердии и жестокости, тем самым прививая им лучшие духовно-нравственные качества. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяется и углубляется понятие о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, бабушки, дедушки), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о доме, храме, улице, поселке.
Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).
Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на изучение православных традиций, на формирование и развитие творческого мышления воспитанников, на приобретение социально - педагогических знаний и умений в области духовно-нравственного воспитания, необходимых для личностной самоидентификации, самоопределения и самореализации обучающегося с использованием возможностей дополнительного образования.
Актуальность программы определяется в воспитании духовно-нравственной личности. В сфере основных интересов детей 5-7 лет наблюдается желание стремиться к добру.
Особенность организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, заключается в том, что занятия проходят в деятельности. Обязательной частью является чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и анализ музыкальных произведений, диалоги с детьми, предполагает различные виды художественной деятельности: рисование (раскрашивание), аппликации, ручной труд (изготовление подарков).
Для достижения задач программы используются различные методы и приемы:
Наглядный метод
- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.
- Экскурсии по городу, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок педагогам, детьми;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- чтении стихотворений детьми;
- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых,
дидактических, игр драматизации и др.
- чтении литературных произведений вне занятий;
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтений литературных произведений родителями.
Практический метод используется при:
- организации продуктивной деятельности дошкольников;
- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- пошива кукол к сказкам;
организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями;
- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.
Программа «Православный компонент дошкольного образования» реализуется в группах обучающихся дошкольного возраста 2 года и рассчитана на детей старшей и подготовительной групп детского сада.
Программа «Православный компонент дошкольного образования» рассчитана в старших и подготовительных группах детских садов на 48 учебных недель. План работы построен в соответствии с годовым православным календарём и православными праздниками.
Занятия проводятся в форме:
- учебных занятий;
- активных форм организации учебного процесса: обучающая экскурсия, ситуационная учебная игра, «День добрых дел», акции, совместные мероприятия и т.д.
Учебный план
старшая группа | подготовительная группа | |
Количество занятий в год | 24 | 24 |
Количество занятий в месяц | 2 | 2 |
Количество занятий в неделю | 0,5 | 0,5 |
Интернет-ресурсы для получения материала для реализации православного компонента.
- Сайт «Православие.ру»
- Википедия
- Архиепископ Амвросий Ермаков
- Митрополит Шевкунов Тихон
- Завуч духовно-просветительского центра г. Изобильного Светлана Петровна 89064729547
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы для выступления на семинаре или педагогическом совете по теме "Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Документ содержит основные тезисы, комментирующие и разъясняющие ФГОС ДО, может быть полезен при подготовке педсоветов или консультаций по ФГОС ДО....
Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»
Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...

Выступление на Районном семинаре «Создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся ДОУ в соответствии с ФГОС»»
Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Мы не го...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Актуальность психоэмоциональной разгрузки в развитии ребенка дошкольника....

Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Сенсорная комната в детском саду»...

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"
Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...