Конспект открытого НОД в средней группе на тему "Знакомьтесь, ЯМАЛ!"
план-конспект занятия (средняя группа)

Гамзатова Джамиля Рамазановна

Познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznanie_znakomtes_yamal.docx20.07 КБ
Файл nod_poznanie_znakomtes_yamal.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик»

Конспект открытого занятия в средней группе

на тему: “Знакомьтесь, ЯМАЛ!”

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательный компонент « Окружающий мир»

Составила: воспитатель группы №2 Гамзатова Д. Р.

г. Новый Уренгой

2017

Цели:

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Родного края.

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Материал: Сюжетные картинки по теме, бубен для подвижной игры, повязки с Ямальским орнаментом, Ненецкий костюм для образца .

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:

Ямал наш край,

Ямал- наш дом,

         Ямал – наша малая родина.

Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на крайнем Севере. 

Воспитатель: А мы с вами в каком городе живем?

Дети: Новый Уренгой.

Воспитатель: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.

Воспитатель:

Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель:

– Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: – В тундре.

Воспитатель: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: – Чум.

Воспитатель: – Правильно, а как по-ненецки чум?

Дети: – “Мя”

Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум?

Воспитатель: – Давайте посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

- А что служит полом в чуме?

- Кладут доски, оленьи шкуры

- Чем согревают  чум?

- Железной печкой

- Правильно  в середину чума ставится железная печь.

- А  какая    мебель  есть  в чуме?

- В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

- Из чего сделанная посуда? (из дерева).

- Почему именно из дерева?

- Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может  разбиться, а деревянная посуда на  много легче и прочнее.

Воспитатель: Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).

Воспитатель: что она делает?

Дети: Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

Воспитатель: Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Воспитатель - Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа.

         Воспитатель: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей

Я вам предлагаю поиграть игру:

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

Воспитатель:   Для чего им нужны олени?

Дети:  Они едят мясо оленя – оленину.

Дети:   Они на оленьих упряжках  передвигаются по тундре.

Дети:  Из шкур оленя они строят  свои дома – чумы.

Дети:  Из шкур оленя они шьют себе  одежду.

Воспитатель: Как называются сани,  на которых передвигаются  коренные жители?

Дети:  Нарты.

Воспитатель: Что такое нарты? На что они похожи?

Дети:         «Нарты» похожи на русские санки.

Воспитатель:   Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении.

Воспитатель: - Тундра – это открытая  местность, там  нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют  себе тёплую одежду.

Воспитатель: Верхняя мужская одежда ненцев называется «Малица».

Воспитатель:? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда его не снимает.

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?

Дети: «Ягушка».

Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)

Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)

Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?

Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.

«Локоть лисицы» «Волчий капкан» «Головки» 

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна,  евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Начинаем игру-викторину. Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. 
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) 
2. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком) 
3. Что изображено на гербе, флаге Ямала? 
4. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
 
5. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) 
6. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица) 
7. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы) 
8. Скажите название жилища? (чум) 

9. Чем покрывают чум зимой? 
10. Главное животное тундры? 

 
Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик»

Конспект открытого занятия в средней группе

на тему: “Знакомьтесь, ЯМАЛ!”

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательный компонент « Окружающий мир»

Составила: воспитатель группы №2 Гамзатова Д. Р.

г. Новый Уренгой

2017

Цели:

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Родного края.

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Материал: Сюжетные картинки по теме, бубен для подвижной игры, повязки с Ямальским орнаментом, Ненецкий костюм для образца .

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:

Ямал наш край,

Ямал- наш дом,

         Ямал – наша малая родина.

Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на крайнем Севере. 

Воспитатель: А мы с вами в каком городе живем?

Дети: Новый Уренгой.

Воспитатель: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.

Воспитатель:

Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель:

– Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: – В тундре.

Воспитатель: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: – Чум.

Воспитатель: – Правильно, а как по-ненецки чум?

Дети: – “Мя”

Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум?

Воспитатель: – Давайте посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

- А что служит полом в чуме?

- Кладут доски, оленьи шкуры

- Чем согревают  чум?

- Железной печкой

- Правильно  в середину чума ставится железная печь.

- А  какая    мебель  есть  в чуме?

- В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

- Из чего сделанная посуда? (из дерева).

- Почему именно из дерева?

- Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может  разбиться, а деревянная посуда на  много легче и прочнее.

Воспитатель: Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).

Воспитатель: что она делает?

Дети: Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

Воспитатель: Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Воспитатель - Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа.

         Воспитатель: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей

Я вам предлагаю поиграть игру:

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

Воспитатель:   Для чего им нужны олени?

Дети:  Они едят мясо оленя – оленину.

Дети:   Они на оленьих упряжках  передвигаются по тундре.

Дети:  Из шкур оленя они строят  свои дома – чумы.

Дети:  Из шкур оленя они шьют себе  одежду.

Воспитатель: Как называются сани,  на которых передвигаются  коренные жители?

Дети:  Нарты.

Воспитатель: Что такое нарты? На что они похожи?

Дети:         «Нарты» похожи на русские санки.

Воспитатель:   Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении.

Воспитатель: - Тундра – это открытая  местность, там  нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют  себе тёплую одежду.

Воспитатель: Верхняя мужская одежда ненцев называется «Малица».

Воспитатель:? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда его не снимает.

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?

Дети: «Ягушка».

Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)

Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)

Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?

Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.

«Локоть лисицы» «Волчий капкан» «Головки» 

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна,  евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Начинаем игру-викторину. Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. 
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) 
2. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком) 
3. Что изображено на гербе, флаге Ямала? 
4. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
 
5. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) 
6. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица) 
7. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы) 
8. Скажите название жилища? (чум) 

9. Чем покрывают чум зимой? 
10. Главное животное тундры? 

 
Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

План-конспект открытого занятия для средней группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр...

Конспект открытого занятия в средней группе "В гости к бабушке Марусе"

Интересное занятие по хореографии, разработанное мною для детей средней группы....

«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы  и музыки. Цель: Развивать активность и люб...