Дополнительная образовательная программа "Любознайки"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка...................………………....…3
Раздел 2. Учебный план ………………………………….........….6
Раздел 3. Содержание программы .................................................7
3.1 .Учебно тематический план.......................................................7
3.2. Планируемые (ожидаемые) результаты............................11
Раздел 4. Методика обследования уровня развития детей......12
Раздел 5. Формы и методы работы ..............................................15
Раздел 6.Годовой календарный учебный график......................18
Раздел 7.Материально-техническое обеспечение.......................19
7.1.Список литературы....................................................................21
РАЗДЕЛ 1
«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих
стереотипов в своём познании мира»
Л. С. Выготский.
Пояснительная записка
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Новизна дополнительной образовательной программы «Любознайки» предполагает комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы:
- Способствовать формированию социально – личностного развития каждого ребенка – развития коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ; элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- Познакомить детей с полезными ископаемыми (нефть, газ), добываемыми на территории округа – Югры.
- Формировать умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций.
- Формировать знаковую деятельность через детское экспериментирование.
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, умение делать выводы и устанавливать причинно – следственные отношения (анализ, классификация, сравнение, обобщение) через развитие мыслительных способностей.
- Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно - исследовательской деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
Особенности реализации программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Любознайки» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, экскурсии и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов и др.);
средствах обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы в расчете на объединение детей).
Программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Программа построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).
Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – старший дошкольный с 5 до 6 лет.
Сроки реализации программы -1 год.
Занятия проводятся в форме кружка 1 раз в неделю: среда с 15.50-16.15, периодичность занятий – еженедельно.
Учебный план рассчитан на 23 недели 23 занятия.
В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ одного занятия с детьми 5 - 6 лет – 25 минут (количество часов в год 25 ( академический час 25 минут) (9,50).
Формы и режим занятий.
Выбор форм проведения образовательной деятельности обусловлен способностями, интересами. Программа предполагает групповую форму занятий по 15-20 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы являются занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Форма организации деятельности детей на занятие фронтальная, групповая и индивидуальная.
Условия реализации рабочей программы.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программу реализует воспитатель, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.
Раздел 2 . Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика | 2 | |||
2 | Вводное занятие«Песок и глина» | 1 | 1 | ||
3 | «Глина» | 1 | 1 | Разработка проекта | |
4 | «Этот удивительный воздух» | 1 | 1 | Разработка проекта | |
5 | «Поиск Воздуха» | 1 | 1 | ||
6 | «Воздух при нагревании расширяется» | 1 | 1 | ||
7 | «В воде есть воздух» | 1 | 1 | ||
8 | «Вода и ее свойства» | 1 | 1 | Разработка проекта | |
9 | «Вода не имеет формы», «Вода растворитель» | 1 | 1 | ||
10 | «Дерево и его свойства» | 1 | 1 | Оформление выставки | |
11 | «Магнит» | 1 | 1 | Создание тематического альбома. | |
12 | «Магнит и его свойства» | 1 | 1 | ||
13 | «Удивительный мир стекла» | 1 | 1 | ||
14 | «Знакомство со свойствами резины» | 1 | 1 | Оформление фотовыставки | |
15 | «Измерительные приборы» | 1 | 1 | Оформление выставки | |
16 | «Нефть» | 1 | 1 | ||
17 | «Ткани» | 1 | 1 | Оформление коллекции | |
19 | «Бумага и картон» | 1 | 1 | Оформление выставки | |
20 | «Эти загадочные Камни» | 1 | 1 | Оформление коллекции | |
21 | «Металл и его свойства» | 1 | 1 | Оформление коллекции | |
22 | Диагностика | 2 | 2 | самостоятельная работа |
Учебный план 23 недели 23 занятия
Раздел 3.
Содержание программы
3.1 Учебно-тематический план
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материал | Время |
Ноябрь | ||||
1 неделя 2 неделя | Мониторинг Мониторинг | 25 | ||
3 неделя | 1 занятие Вводное «Песок и глина» | Познакомить детей со свойствами песка, глины, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. | Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки(тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки, палочки, карандаш. | 25 |
4 неделя | 2 занятие «Глина» | Закреплять знания детей о свойствах глины, ее применении. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая. | Глина; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки, палочки, карандаш. | 25 |
Декабрь | ||||
1 неделя | 1занятие «Этот удивительный воздух» | Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха). | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки. | 25 |
2 неделя | 2 занятие «Поиск воздуха» | Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья. | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки. | 25 |
3 неделя | 3 занятие «Воздух при нагревании расширяется» | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. | целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, свеча, банка. | 25 25 |
4 неделя | 4 занятие «В воде есть воздух» | Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. | трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка. | 25 |
Январь | ||||
3 неделя | 1 занятие « Вода и ее свойства» «Пар - это тоже вода» | Познакомить детей с еще одним свойство воды - прозрачностью. Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, свойствах и признаках льда: холодный, твердый, гладкий, блестит; в тепле тает, превращаясь в воду.Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного | Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, краски, фильтровальная бумага, кусочки льда. | 25 |
4 неделя | 2 занятие «Вода не имеет формы», «Вода растворитель» | Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. Дать детям понятие о том, что вода является растворителем некоторых веществ. | Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, растительное масло, мерные стаканчики, камешки. | 25 |
5 неделя | 3 занятие «Дерево и его свойства» | Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных изделий. Познакомить с разными породами деревьев и свойствами изделий из них. Формировать понятие о том, что лес надо беречь. | таз с водой, два бруска: большой и маленький, 2 стакана деревянный и стеклянный, 2 шарика; гвоздь, тетрадь, карандаш, ручка, деревянная ложка, деревянные брусочки, металлическая пластина; | 25 |
Февраль | ||||
1 неделя | 1 занятие «Магнит» | Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию навыков общения. | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. | 25 |
2 неделя | 2 занятие «Магнит и его свойства» | Продолжать знакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. | 25 |
3 неделя | 3 занятие «Удивительный мир стекла» | Закреплять знания о стекле, разнообразном применении стеклянных предметов. Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым, оптическим, зеркальным, оконным. Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д) | Колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда. | 25 |
4 неделя | 4 занятие «Знакомство со свойствами резины» | Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении. Формировать умение выделять признаки предмета; Делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности. | изделия из резины: шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка, ватман, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины. | 25 |
Март | ||||
1 неделя | 1 Занятие «Измерительные приборы» | Продолжать знакомить детей с различными измерительными приборами: термометром, фонендоскопом, весами, мерными стаканами и ложками. Показать зависимость между величиной мерки и значениями измерения. Показать разные виды весов, термометров. Формировать понятие о необходимости точного измерения. | термометр, фонендоскоп, весы, мерные стаканы и ложки. | 25 |
2 неделя | 2 занятие «Нефть» | Способствовать расширению и систематизации знаний детей о нефти и некоторых ее свойствах. Познакомить с применением нефти в быту. | плакат «Нефтепродукты», различные виды колб с нефтью, банка с водой, стенд о буднях нефтяников, сувениры, плакаты. | 25 |
3 неделя | 3 занятие «Ткани» | Закреплять представления детей о видах и свойствах ткани. Познакомить с тем, как производятся ткани, где они применяются. Продолжать знакомить с разными видами ткани - натуральными, искусственными, смешанными, с правилами ухода за изделиями из разных видов ткани. | набор лоскутков тканей (10х10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды. | 25 |
4 неделя | 4 занятие «Бумага и картон» | Закреплять знания детей о свойствах бумаги, ее применении.Показать изменение свойств разных видов бумаги, подводить к понятию о том, что разные виды бумаги применяют для разных целей. | ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки, стаканы с водой. | 25 |
Апрель | ||||
1 неделя | 1занятие «Эти загадочные Камни» | Познакомить детей с твердой оболочкой Земли (литосферой) - камнями, разнообразными по форме и ценности. Учить классифицировать камни по внешним признакам: гладкие и угловатые, темные и светлые, маленькие и большие; познакомить с коллекцией минералов. Развивать любознательность, мышление. | камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши (цветные и простые, демонстрационные схемы, схемы-правила)коллекция минералов. | 25 |
2 неделя | 2 занятие «Металл и его свойства» | Закреплять знания детей о металле, его свойствах и качествах. Познакомить с железом, показать свойство железа – окисление(ржавчина). Продолжать знакомить детей с изделиями из металла - монетами. Учить устанавливать зависимость между свойствами металла и предметами, изготовленными из него. | металлические предметы, емкость с водой, деревянные предметы, крупа, магнит. | 25 |
3 неделя | Диагностика | 25 | ||
4 неделя | Диагностика | 25 |
3.2 Планируемые результаты освоения Программы.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
- знают и соблюдают правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- проявляют познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Раздел 4
Методика обследования уровня развития детей
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА | ||||||||||||||||||||||||||
Группа № «__17___» | ||||||||||||||||||||||||||
№ | УМЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||
пп | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем. | Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…). | Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…) | Делает простейшие опыты, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие вывод. | Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения. | Уровень развития ребенка | ||||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||
В -высокий | ||||||||||||||||||||||||||
С- средний | ||||||||||||||||||||||||||
Н- низкий | ||||||||||||||||||||||||||
Критерии педагогического мониторинга
Высокий уровень. | Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем. Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…). Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…). Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта. Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения. |
Средний уровень. | Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем. При помощи взрослого может объяснить связь фактов. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку. С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости. Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме. Может зарисовать свои наблюдения. |
Низкий уровень. | Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем. При помощи взрослого может объяснить связь фактов. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку. Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости. Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого. Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого. |
Раздел 5
Формы организации обучения
Формы работы с детьми:
-«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
-«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
-Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
-Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Раздел 6
Годовой календарный учебный график.
№ п/п | Cодержание годового календарного учебного графика | Наименование образовательной услуги |
Кружок «Мир бумажных фантазий» | ||
1 | Возрастная категория | 5 -6 лет |
2 | Начало занятий кружка | 03.11.2020 |
3 | Окончание занятий кружка | 29.04.2021 |
4 | Продолжительность учебной недели | 1 день |
5 | Продолжительность учебного года: | 23 недели |
I полугодие | 9 недель | |
II полугодие | 14 недель | |
6 | Длительность одного занятия | 25 минут |
7 | Количество занятий в неделю | 1 |
8 | Количество занятий в месяц | 4 |
9 | Количество занятий в год | 23 |
10 | Регламентирование образовательной деятельности | II половина дня |
11 | Сроки проведения педагогической диагностики | 02.-06.11.2020 26.-30.04.2021 |
12 | График каникул | Зимние каникулы - 1.01.2020 – 10.01.2021 |
13 | Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях». | Ноябрь |
14 | Папка-передвижка «Экспериментируем дома». | Март |
15 | Индивидуальное консультирование родителей | По мере необходимости |
16 | Оформление информационных стендов для родителей | 1 раз в квартал |
Раздел 7 .
Материально-техническое обеспечение для реализации данной программы используется:
- Ноутбук
- Телевизор
-Магнитная доска
-наглядные пособия (схемы проведения опытов);
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
- персонажи, наделённые определенными чертами - («Незнайка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
Содержание уголка экспериментирования. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
7.1 Литература
1. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
5. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.
– М.: Учитель, 2012
7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64с.
8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 – 320 с.
9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 – 240 с.
10. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...