Самообразование «Развитие рeчи детей посредством дидактических игр» на 2019-2020 уч.г.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
План работы по самообразованию
на тему:
Тема: «Развитие рeчи детей посредством дидактических игр»
на 2019 – 2020 учебный год.
Составила: воспитатель Ягудина Л.Н.
г. Когалым 2019 год
Индивидуальный план самообразования
ФИО: Ягудина Лейсан Наилевна
Специальность: вoспитатель
Образование: высшее
Тема самообразования: «Развитие рeчи детей посредством дидактических игр»
Работа начата: 01.09. 2019 год
Предполагается закончить: 25.05. 2020год
Актуальность выбранной темы:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии, метода проектов.
3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5.Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 4-5 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
План работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | Результат |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. 3.Подготовка и оформление проектов. (Приложение 1) | Через предметные издания и Интернет- ресурс. | |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. | |
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | «Испорченный телефон» «Светофор» «Повтори» «Поймай звук» «Поиграем в сказку» | ||
Ноябрь | Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | «Вершки-корешки» «Фрукты и овощи» «Новоселье» «В мире растений» | ||
Декабрь | Дидактические игры и упражнения на развитие лексической стороны. | «Найди предмет указанной формы» «Из каких фигур состоит?» | ||
Январь | Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи. | «Живые слова» «Дополни предложение» «Придумай предложение» «Доскажи словечко» | ||
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».
| «Где начало рассказа» «Кто больше заметит небылиц» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Отгадай-ка» | ||
Март | Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи». | «Мишкины картинки» «Нарисуем портрет» «Магазин игрушек» «Выбери начало» «Составляем разные рассказы» «Сочиняем сказку» | ||
Апрель | Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи». | «Когда можно и нужно звонить?» «Ведение диалога по телефону» «Передай письмо» «Волшебный ключ» | ||
Май | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Подборка сюжетных картин. | ||
Работа с родителями | Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. | |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет» | Пропаганда знаний по развитию речи (стенд). | ||
Ноябрь | Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми» | Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье. | ||
Декабрь | Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи. | Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях. | ||
Январь | Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется» | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | ||
Февраль | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме. | ||
Март | Родительское собрание « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» | Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка. | ||
Апрель | Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками» | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр. | ||
Май | Открытый показ НОД « Пришла весна!» | |||
В течение года | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | |||
Самореализация | Сентябрь | Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» | |
Октябрь | Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря. | Повышение профессиональной компетентности в вопросах по формированию речи детей в игровой деятельности через дидактические игры. | ||
Ноябрь | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи. | ||
Декабрь | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». | Сбор и обработка данных. | ||
Январь | Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | ||
Февраль | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | ||
Март | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. | Распространение опыта работы по теме самообразования. | ||
Апрель -Май | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» | ||
В течении года | Участие в конкурсах регионального и всероссийского уровня | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. | ||
В течении года | Публикация на официальном сайте | Публикации по теме самообразования |
Приложение 1
Список литературы
1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М: Школьная Пресса. 2013г
Интернет –ресурсы.
1. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"
http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)
http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
2. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)
http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни
http://www.solnet.ee/ Детский портал «Солнышко»
Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч - https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd
1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -
https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o
2. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования.
3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8
4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8
5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs
6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98
7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw
8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs
9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI
10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"
Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...
Перспективный план работы с детьми 1 мл.группы"Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2019-2020 уч.год"
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Це...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"
Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...
План по самообразованию " Развитие математических способностей посредством дидактических игр"
для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. ...
Отчет по самообразованию на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей посредством дидактических игр"
ТЕМА: « Артикуляционная гимнастика как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
План самообразования «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
План по самообразованию в группе раннего развития...
План работы по самообразованию «Развитие речи детей, посредством дидактических игр»
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, чтов последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развитиядошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, укоторых...