Самообразование «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» на 2018-2019 уч.г.
методическая разработка

Ягудина Лейсан Наилевна

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ekologicheskoe_vospitanie.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края».

(Старшая группа)

Воспитатель Ягудина Л.Н.

МАДОУ «Золушка»

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

 Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

 Задачи:

  • расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
  • развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое

равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый

просмотр и т. д.)

Изучение метод.

Лит-ры

Сентябрь

Познакомиться с книгой

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.:

«Просвещение», 1993. Познакомиться со статьей

Азбука экологического воспитания

// Дошкольное воспитание, 5/1995. Познакомиться с книгой

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.:

«Просвещение», 1978. Познакомиться с книгой

Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.:

«Просвещение», 1985. Познакомиться с книгой

Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.

Познакомиться с книгой

Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002 Познакомиться с книгой

Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания

детей. - М.: «Новая школа», 1993. Познакомиться с книгой

Николаева С.Н. Юный эколог. Изд.

«Мозаика синтез». М., 2004. Познакомиться с книгой

Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Самореа лизация

Постоянно

Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ

Перспективный план

Сентябрь – октябрь

Пополнить детскую библиотеку научной и

художественной литературой о природе.

Наличие

«Библиотеки»

В течение года

Подготовка анкет,

памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Наглядный материал

Декабрь

Консультация для педагогов на тему:        ««Экологические

пространства» в старшей группе.

Конспект

Работа с

Беседа        о        деревьях,        кустах,

Экскурсия в парк.

детьми

 Сентябрь:

травянистых растениях, о правилах

поведения на природе.

Дидактическая игра «Найди дерево

по описанию».

Дидактические игры «Найди свое

дерево», «Узнай и назови».

Рисование «Золотая осень».

Беседа        с        детьми        о        животных

Рисование деревьев

обитающих        в        лесах        Мордовии,

и лесных зверей.

среде        обитания,        о        подготовке

зверей        к        зиме,        о        поведении

человека        в        лесу.        Рассматривание

иллюстраций,        книг        о        животных

леса.

Рассказ воспитателя о подготовке

зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Составление        описательных

рассказов о животных

Наблюдение за насекомыми.

Беседа        на        тему        «Насекомые

осенью»

Чтение        художественной

литературы:

В.        Бианки        «Как        муравьишка

спешил        домой»;        Д.Н.        Мамин-

Сибиряк «Про комара Комаровича»

Беседа на тему: «Водоемы родного

Рисование водоема

города».

и его обитателей.

Составление        описательных

рассказов о жителях водоемов.

Загадки о жителях водоемов

Чтение        художественной

литературы: рассказа

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Подвижная игра

«Ходят капельки по кругу».

Дидактическая        игра        «Собери

рыбку»

 Октябрь:

Рассказы и загадки о рыбах.

Рисование

Беседа        «Рыбы        Когалымских

«Моя

любимая

водоемов»        Дидактическая        игра

рыбка».

«Чем похожи? Чем отличаются».

Дидактическая игра

«Угадай        по        описанию».        Чтение

художественной        литературы:

Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О.

Образцовой)

Беседа: «Овощи и фрукты».

Художественное

Дидактическая        игра–сказка

творчество:

«Фрукты        и        овощи».        Беседа        о

аппликация «Ваза с

холодных        и        горячих        блюдах        из

фруктами», «Овощи

овощей и фруктов.

на тарелке».

Дидактическая игра «Определи на

вкус».        Чтение        художественной

литературы: Ю. Тувин «Овощи»;

Э.        Хогарт        «Мафин        и        его

знаменитый        кабачок».

Дидактические игры «Съедобное -

не съедобное»; «Вершки-корешки».

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий

жизни;        об        элементах        труда.

Познавательно-исследовательская

деятельность: опыты (потребность

комнатных        растений        во        влаге,

тепле,        свете).        Сюжетно-ролевая

игра «Цветочный магазин».

Дидактические  игры        «Садовник»,

Угадай        растение»,        Назовите

растение». Чтение художественной

литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

 Ноябрь:

Наблюдение за живой и неживой

Составление

природой. Экскурсии по

коллажа из листьев

экологической тропе детского сада.

и ягод «Осенний

Рассматривание репродукций

пейзаж».

художников об осени.

Беседа об осени. Дидактические

игры

«Когда это бывает?», «Кто больше

назовет», «Ботаническое лото».

Беседа: «Птицы осенью» (беседа о

Просмотр фильма

перелетных птицах).

«Перелетные

Наблюдения за птицами на участке,

птицы».

кормление птиц.

Рассматривание птиц, занесенных в

красную        книгу.        Дидактические

игры        «Кто        лишний»,        «Кто        где

живет», Перелетные - зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц»,

«Совушка»..        Чтение

художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели»,

В. Бианки «Синичкин календарь»,

Г.        Ладонщиков        «Загрустил

воробышек»,        И.        Крылов

«Кукушка и петух»,        Е.

Чарушин «Утка».

Составление        описательных

Художественное

рассказов о птицах.

творчество: лепка

Дидактическая        игра        «Кто

«Красивая птица»

наблюдательный». Прослушивание

аудиозаписи «Голоса птиц». Игра –

имитация

«Я        загадаю,        а        вы        угадайте».

Дидактическая игра «Перелетные-

зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Беседа с детьми «Съедобные и

Художественное

несъедобные грибы» (рыжик,

творчество:

белый гриб, мухомор, поганка) Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. Загадки о грибах

Рассматривание иллюстраций, муляжей.

аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-

 Декабрь:

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц», И.        Поленов        «Синичкины кладовки». Дидактические игры

«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы - отгадайте».

Изготовление

кормушек для птиц.

Беседа: «Как лесные звери

проводят зиму».

Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций,                чтение художественной        литературы). Дидактические игры

«Мы          маленькие        зайчики»,

«Закончите        предложение»,

«Животные        в        лесу».        Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Художественное

творчество: лепка

«Звери на новогодний праздник».

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла

красавица зима». Дидактические игры

Экскурсия в парк

«Вот и к нам пришла зима»

«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика                «Снежинки». Чтение        художественной литературы:

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Беседа о деревьях.

Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами». Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Изготовление игрушек        для украшения

искусственной ели в группе.

Художественное творчество: рисование

«Нарядная ёлка».

 Январь:

Наблюдение за ростом и

состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.

Дидактические игры: "Узнай растение".

Чтение художественной

литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».

Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок».

 Февраль:

Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают,

двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). Игра- имитация "Звериная зарядка"

Дидактические игры: "Найди детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где живёт" Дидактические игры: «Какая она?»,

«Кто чем питается». Чтение художественной литературы:

Просмотр фильма

«Животные».

В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов

«В воде и у воды», «Животные морей».

Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.

Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?».

Игра-имитация «Снежные

явления». Чтение художественной

литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа».

 Март:

Наблюдение за весенними

явлениями: изменениями цвета

снега, таяние снега, капели. Беседа:

«Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы:

И. Токмакова «Весна»,

Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин

И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада.

Обобщающая беседа с

использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация

«Строим гнёзда». Дидактическая игра

«Попрыгунчики-воробышки». Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домики»,

И. Поленов «Синичкины кладовки»

Художественное творчество (оригами):

«Голубь»,

«Воробей» или

«Лебедь».

 Апрель:

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме,

модели. Чтение художественной литературы:

«Литературный калейдоскоп».

Экскурсия в парк

Художественное творчество: рисование:

«Цветущая ветка».

Беседа «Одуванчик»

Изучение строения одуванчика.

- Чтение стихов.

Загадки об одуванчике

«День Земли»

Художественное творчество: рисование:

«Одуванчик». Развлечение

 Май:

Наблюдение за растениями на

участке.

Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-

мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация

«Собери нектар с цветов».

Дидактическая игра «Отгадайте:

«Почему?». Чтение

художественной литературы:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров

«Одуванчик».

Художественное

творчество (оригами):

«Красивые тюльпаны».

Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

Послушать пение птиц. Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе. Подвижные игры

«Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и

наседка». Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса».

Художественное творчество (оригами): «Сова»,

«Воробей».

Рассматривание и беседа о Красной книге. Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Экскурсия в лес Составление

природоохранитель ных знаков и их обсуждение.

Наблюдения за растениями,

птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя:

кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Оформление клумб перед детским

садом. Посадка рассады цветов.

Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид

транспорта».

Работа с родителя ми

 Сентябрь:

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Подборка экологической литературы для родителей.

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе»,

«Сокровища леса».

Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Домашние задания (составить

кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция

«Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить

родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить

родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).

Конкурс «Экологическая сказка,

Выставка «Цветы» (природный

материал).

 Октябрь:

 Ноябрь:

Выставка рисунков

«Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).

Выставка

декоративных комнатных

растений.

 Декабрь:

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с

родителями и детей новогодней елки из любого материала).

 Январь:

 Февраль:

Консультация «О чем рассказывают растения»

 Март:

Фотовыставка

«Мордовия - наш дом родной».

 Апрель:

ЗАПОВЕДИ

 Май:

придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной

рассады на территории детского сада) .

РОДИТЕЛЯМ!

ПОИГРАЙТЕ СО

СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА

Литература:

  1. Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
  4. Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
  5. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
  6. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
  7. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

План по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» в разновозрастной группе от 5-7 лет

Обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края. Формировать бережное отношение к растениям и животным родного края....