Самообразование «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» на 2018-2019 уч.г.
методическая разработка
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_ekologicheskoe_vospitanie.docx | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края».
(Старшая группа)
Воспитатель Ягудина Л.Н.
МАДОУ «Золушка»
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое
равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр и т. д.) |
Изучение метод. Лит-ры | Сентябрь | Познакомиться с книгой Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993. Познакомиться со статьей Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995. Познакомиться с книгой Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978. Познакомиться с книгой Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985. Познакомиться с книгой Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982. Познакомиться с книгой Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002 Познакомиться с книгой Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: «Новая школа», 1993. Познакомиться с книгой Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004. Познакомиться с книгой Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002. | |
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь | |||
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май |
Самореа лизация | Постоянно | Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ | Перспективный план |
Сентябрь – октябрь | Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе. | Наличие «Библиотеки» | |
В течение года | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Наглядный материал | |
Декабрь | Консультация для педагогов на тему: ««Экологические пространства» в старшей группе. | Конспект | |
Работа с | Беседа о деревьях, кустах, | Экскурсия в парк. | |
детьми | Сентябрь: | травянистых растениях, о правилах | |
поведения на природе. | |||
Дидактическая игра «Найди дерево | |||
по описанию». | |||
Дидактические игры «Найди свое | |||
дерево», «Узнай и назови». | |||
Рисование «Золотая осень». | |||
Беседа с детьми о животных | Рисование деревьев | ||
обитающих в лесах Мордовии, | и лесных зверей. | ||
среде обитания, о подготовке | |||
зверей к зиме, о поведении | |||
человека в лесу. Рассматривание | |||
иллюстраций, книг о животных | |||
леса. | |||
Рассказ воспитателя о подготовке | |||
зверей к зиме. | |||
Отгадывание загадок. | |||
Составление описательных | |||
рассказов о животных | |||
Наблюдение за насекомыми. | |||
Беседа на тему «Насекомые | |||
осенью» | |||
Чтение художественной | |||
литературы: |
В. Бианки «Как муравьишка | ||||
спешил домой»; Д.Н. Мамин- | ||||
Сибиряк «Про комара Комаровича» | ||||
Беседа на тему: «Водоемы родного | Рисование водоема | |||
города». | и его обитателей. | |||
Составление описательных | ||||
рассказов о жителях водоемов. | ||||
Загадки о жителях водоемов | ||||
Чтение художественной | ||||
литературы: рассказа | ||||
Д.Н. Мамин-Сибиряк | ||||
«Серая шейка» | ||||
Подвижная игра | ||||
«Ходят капельки по кругу». | ||||
Дидактическая игра «Собери | ||||
рыбку» | ||||
Октябрь: | Рассказы и загадки о рыбах. | Рисование | ||
Беседа «Рыбы Когалымских | «Моя | любимая | ||
водоемов» Дидактическая игра | рыбка». | |||
«Чем похожи? Чем отличаются». | ||||
Дидактическая игра | ||||
«Угадай по описанию». Чтение | ||||
художественной литературы: | ||||
Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. | ||||
Образцовой) | ||||
Беседа: «Овощи и фрукты». | Художественное | |||
Дидактическая игра–сказка | творчество: | |||
«Фрукты и овощи». Беседа о | аппликация «Ваза с | |||
холодных и горячих блюдах из | фруктами», «Овощи | |||
овощей и фруктов. | на тарелке». | |||
Дидактическая игра «Определи на | ||||
вкус». Чтение художественной | ||||
литературы: Ю. Тувин «Овощи»; | ||||
Э. Хогарт «Мафин и его | ||||
знаменитый кабачок». | ||||
Дидактические игры «Съедобное - | ||||
не съедобное»; «Вершки-корешки». | ||||
Беседа о комнатных растениях; | ||||
о необходимости для них условий | ||||
жизни; об элементах труда. | ||||
Познавательно-исследовательская | ||||
деятельность: опыты (потребность | ||||
комнатных растений во влаге, |
тепле, свете). Сюжетно-ролевая | |||
игра «Цветочный магазин». | |||
Дидактические игры «Садовник», | |||
Угадай растение», Назовите | |||
растение». Чтение художественной | |||
литературы: | |||
Б. Житков «Что я видел», «Сад». | |||
Ноябрь: | Наблюдение за живой и неживой | Составление | |
природой. Экскурсии по | коллажа из листьев | ||
экологической тропе детского сада. | и ягод «Осенний | ||
Рассматривание репродукций | пейзаж». | ||
художников об осени. | |||
Беседа об осени. Дидактические | |||
игры | |||
«Когда это бывает?», «Кто больше | |||
назовет», «Ботаническое лото». | |||
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о | Просмотр фильма | ||
перелетных птицах). | «Перелетные | ||
Наблюдения за птицами на участке, | птицы». | ||
кормление птиц. | |||
Рассматривание птиц, занесенных в | |||
красную книгу. Дидактические | |||
игры «Кто лишний», «Кто где | |||
живет», Перелетные - зимующие». | |||
Подвижная игра «Перелет птиц», | |||
«Совушка».. Чтение | |||
художественной литературы: | |||
Е. Благинина «Улетают, улетели», | |||
В. Бианки «Синичкин календарь», | |||
Г. Ладонщиков «Загрустил | |||
воробышек», И. Крылов | |||
«Кукушка и петух», Е. | |||
Чарушин «Утка». | |||
Составление описательных | Художественное | ||
рассказов о птицах. | творчество: лепка | ||
Дидактическая игра «Кто | «Красивая птица» | ||
наблюдательный». Прослушивание | |||
аудиозаписи «Голоса птиц». Игра – | |||
имитация | |||
«Я загадаю, а вы угадайте». | |||
Дидактическая игра «Перелетные- | |||
зимующие». | |||
Подвижная игра «Перелет птиц». | |||
Беседа с детьми «Съедобные и | Художественное | ||
несъедобные грибы» (рыжик, | творчество: |
белый гриб, мухомор, поганка) Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. Загадки о грибах Рассматривание иллюстраций, муляжей. | аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"- | ||
Декабрь: | Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа. Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки». Дидактические игры «Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы - отгадайте». | Изготовление кормушек для птиц. | |
Беседа: «Как лесные звери проводят зиму». Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». | Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник». | ||
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла красавица зима». Дидактические игры | Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима» |
«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?». Ритмопластика «Снежинки». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша». | |||
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза). Беседа о деревьях. Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами». Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Прогулка в лес». | Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе. Художественное творчество: рисование «Нарядная ёлка». | ||
Январь: | Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры: "Узнай растение". Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». | Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок». | |
Февраль: | Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). Игра- имитация "Звериная зарядка" Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт" Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается». Чтение художественной литературы: | Просмотр фильма «Животные». |
В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». | |||
Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?». Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». | Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа». | ||
Март: | Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь». | ||
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация «Строим гнёзда». Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки» | Художественное творчество (оригами): «Голубь», «Воробей» или «Лебедь». | ||
Апрель: | Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп». | Экскурсия в парк Художественное творчество: рисование: |
«Цветущая ветка». | |||
Беседа «Одуванчик» Изучение строения одуванчика. - Чтение стихов. Загадки об одуванчике «День Земли» | Художественное творчество: рисование: «Одуванчик». Развлечение | ||
Май: | Наблюдение за растениями на участке. Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать- мачехе и одуванчике). Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация «Собери нектар с цветов». Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик». | Художественное творчество (оригами): «Красивые тюльпаны». | |
Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей). Послушать пение птиц. Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе. Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка». Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса». | Художественное творчество (оригами): «Сова», «Воробей». | ||
Рассматривание и беседа о Красной книге. Беседа «Чем мы можем помочь природе?» | Экскурсия в лес Составление природоохранитель ных знаков и их обсуждение. | ||
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». | Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов. |
Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». | |||
Работа с родителя ми | Сентябрь: | Анкетирование «Экологическое воспитание детей». Подборка экологической литературы для родителей. Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса». Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы». Литературная выставка «Читайте вместе с нами». Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы). Консультация «Птицы — наши друзья». Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными». Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных) Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети) Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) . Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края). Конкурс «Экологическая сказка, | Выставка «Цветы» (природный материал). |
Октябрь: Ноябрь: | Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей). Выставка декоративных комнатных растений. | ||
Декабрь: | Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала). | ||
Январь: | |||
Февраль: | Консультация «О чем рассказывают растения» | ||
Март: | |||
Фотовыставка «Мордовия - наш дом родной». | |||
Апрель: | ЗАПОВЕДИ |
Май: | придуманная мною». Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период). Проведения субботника «Сделаем город чище». Выставка фотографий «Наши добрые дела». Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) . | РОДИТЕЛЯМ! ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА |
Литература:
- Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
- Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
- Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
- Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
- Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Перспективное планирование на 2016-17 уч. год в подготовительной группе....
Презентация по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир....
План по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» в разновозрастной группе от 5-7 лет
Обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края. Формировать бережное отношение к растениям и животным родного края....