Парциальная программа «Малыши играют в шахматы»
методическая разработка
Парциальная программа по обучению детей игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parcialnaja_programma_po_obucheniju_detej_igre_v_s.docx | 118.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
«Малыши играют в шахматы»
(автор: В.Г.Гришин)
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка 3
- Цель, задачи программы 4
- Принципы и подходы к формированию программы 5
- Предполагаемые результаты реализации программы 8
2.1.Содержание деятельности 9
- Организационное обеспечение реализации программы 13
- Материально – техническое обеспечение ………………..……………………..
- Методическое обеспечение 14
Приложение 17
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.Пояснительная записка
В Ханты-Мансийском автономном округе одним из региональных составляющих математического образования является шахматное образование. В Ханты-Мансийске прошла конференция в «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования», направленная на реализацию идей, заложенных в Декларации Европарламента, где директор департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры Л.Н. Ковешникова отметила: «Организация шахматного образования – вовлечение ребят в процесс изучения шахмат и в новый процесс мыслительной деятельности - что является эффективным способом сопровождения развития мышления ребенка. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.
Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный
процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Цель, задачи программы
Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные:
- Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.
- Учить ориентироваться на плоскости.
- Тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
Воспитательные:
- Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Принципы и подходы к формированию программы Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
В реализации дополнительной образовательной программы участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет).
Срок реализации дополнительной образовательной программы 2 года.
Предполагаемые результаты реализации программы Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
Ожидаемые результаты на текущий учебный год.
Воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание деятельности
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы»
уме,
логического мышления, целостности восприятия.
на этой
основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.
д.).
пространственное мышление.
раньше, позже и т.п..
между, за, перед,посередине,
рисование и
срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением
пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).
логического мышления.
физической выносливости, физического здоровья.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Организационное обеспечение реализации программы Формы и режим занятий.
Она рассчитана на 1 занятие в 2 недели до января месяца и с января месяца 1 занятие каждую неделю продолжительностью 25 - 30 минут. Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.
Учебно-тематический план первого года обучения дополнительной общеобразовательной программы в старшей группе и подготовительной группе
Месяц | Неделя | Тема занятие | Количество занятий в неделю |
Октябрь «Шахматная доска» | 1 неделя | «В стране шахматных чудес» «Волшебная доска» | 1 |
2 неделя | «Шахматные дороги» «Нотация шахматной доски» | 1 | |
Ноябрь «Шахматные фигуры» | 1 неделя | «Первое знакомство» «Их узнать довольно просто по очень маленькому росту» | 1 |
2 неделя | «Ладья - прямолинейная бесхитростная фигура» «Ладья без обид в уголочке стоит» | 1 | |
Декабрь «Шахматные фигуры» | 1 неделя | «Прыг, скок и в бок» «Мчатся кони, бьются кони». | 1 |
2 неделя | «С диагональю дружит слон» «Два братца – близнеца» | 1 | |
Январь «Шахматная армия готова к бою» | 1 неделя | «Король» «Шахматная армия готова к бою» | 1 |
2 неделя | «Мат» «Ничья. Пат» | 1 | |
3 неделя | «Превращение пешки» «Рокировка» | 1 | |
4 неделя | «Ценность фигур» | 1 | |
Февраль «Дебют» | 1 неделя | «Шахматная партия» «Дебют» | 1 |
2 неделя | «Дебют» Развлечение «Звездный шахматный час» (с родителями) | 1 |
3 неделя | «Разыгрывание дебюта» «Детский мат» | 1 | |
4 неделя | «Мат одинокому королю» | 1 | |
Март «Матирование одинокого короля» | 1 неделя | «Мат двумя ладьями» «Мат ферзем и ладьей» | 1 |
2 неделя | «Ферзь и король против короля» «Мат двумя слонами» | 1 | |
3 неделя | «Мат слоном и конем» «Мат двумя конями» | 1 | |
4 неделя | «Ладья и король против короля» «Матование одинокого короля» | 1 | |
Апрель «Шахматные приемы» | 1 неделя | «Связка» | 1 |
2 неделя | «Двойной удар» | 1 | |
3 неделя | «Вскрытый шах» | 1 | |
4 неделя | «Жертва» | 1 |
Май: Развлечением «Шахматный праздник» (с родителями).
Перспективный план по обучению детей шахматам в старшей группе и подготовительной группе (первый год обучения)
Октябрь «Шахматная доска»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«В стране шахматных чудес» | Познакомить детей с легендой возникновения шахмат. Рассказать о великих |
|
шахматистах. Познакомить с шахматной доской. Развивать интерес к игре. | - чтение - инсценировка детской сказки «Удивительные приключения шахматной доски»; | |
|
«Шахматные дороги» «Нотация | Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями; с | - Чтение – инсценировка сказки «Дракончик на шахматной доске». |
шахматной доски» | количеством полей в каждой из линий; чередованием белых и черных полей в горизонтали и вертикали; количеством полей в | - выкладывание из кубиков дорожек, похожих на линии, пусть солдатик пробежится по ним; |
диагонали; с большой белой и большой черной диагональю, короткими диагоналями. Закрепить количественный счёт. |
| |
Развивать сосредоточенность. | горизонталь, диагональ»;
|
Ноябрь «Шахматные фигуры»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Первое | Познакомить детей с пешкой, | - Объяснение и показ; |
знакомство» «Их узнать довольно просто по | ходом, взятием и превращением. Показать место пешки на доске в начальном положении. Закрепить количественный и |
|
очень маленькому росту» | порядковый счёт. Развивать интерес к изучению шахматных фигур. |
|
Дать новые знания о пешке, закрепить старые. Познакомить с правилами «взятие на проходе», и понятием | пешки»;
| |
«проходная пешка». Закрепить состав чисел из единиц. |
| |
«Чего не стало»;
| ||
- игра пешками на уничтожение. |
«Ладья - прямолинейн ая | Познакомить с тяжелой фигурой в шахматах – ладьей: ходом и взятием. |
| |
бесхитростна я фигура» «Ладья без обид в | Показать место ладьи в начальном положении. Закрепить знание геометрических фигур и тел. |
«Сними часовых»;
| |
уголочке стоит» | Развивать интерес к игре в шахматы. Закрепить знания о ладье. Рассказать о «сдвоенных ладьях», |
| |
о том, что ладья «любит» свободные линии. Закрепить счёт до 10. |
| ||
Активизировать мыслительную деятельность. | - игра на уничтожение (ладья против ладьи, 2 ладьи против одной, две ладьи против двух) на мало клеточной | ||
доске. | |||
«Могучая фигура» | Познакомить детей с ферзем: ходом и взятием. |
| |
Показать место ферзя в начальном положении. Объяснить детям, что ферзь – | задачу», «Угадай-ка»; - д/и «Кубики», «Секретная фигура», «Буква», | ||
тяжелая фигура. Учить быстро ориентироваться на шахматной доске. | игровая практика на очки. | ||
«Страж шахматных полей» | Закрепить знания детей о ферзе. Развивать логическое мышление. |
| |
поля», «Лабиринт», «Кратчайший путь, «Что общего»; - игра на уничтожение. |
Декабрь «Шахматные фигуры»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Прыг, скок | Познакомить детей с конем: | - Объяснение и показ; |
и в бок» «Мчатся кони, бьются кони». | местом коня в начальном положении, ходом и взятием. Объяснить, что конь – это легкая фигура. |
|
Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание и память. |
| |
Закрепить знания о коне. Уточнить знания детей о прямом угле. Учить пользоваться шаблоном |
| |
коня. Активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, | конем»
| |
память. |
| |
«С диагональю дружит | Познакомить детей со слоном: ходом слона и взятием. Показать место слона в начальном | -Объяснение и показ; - кукольный театр- представление; |
слон» «Два братца – близнеца» | положении. Объяснить детям, что слоны могут быть белопольными и чернопольными; разноцветными и |
|
одноцветными; что слон – это легкая фигура. Закрепить диагональные линии. |
| |
Закрепить знания детей о слонах. Учить определять какие слоны считаются «хорошими», а какие «плохими». |
| |
Закрепить диагональные линии. Расширять кругозор детей |
|
поля»;
| ||
«Шах, мат, пат» | Познакомить детей с шахом, матом и патом. Показать, как действует король против других фигур. Учить детей выполнять правила игры. Воспитывать уверенность в своих силы. |
|
«Шах» | Показать детям, как выполняется шах ферзем, слоном, конем, ладьей, пешкой. Объяснить, как можно защитится от шаха. Совершенствовать умение быстро ориентироваться на шахматной доске. |
|
«Шах». «Открытый шах». «Двойной шах» (2 зянятия) | Закрепить с детьми приемы защиты от шаха. Показать, как выполняется открытый шах и двойной шах. Развивать логическое мышление. |
|
Январь «Шахматная армия готова к бою»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Король» «Шахматная | Познакомить детей с главной фигурой – королем: местом |
|
армия готова к бою» | короля в начальном положении. Объяснить детям, что короля «не бьют», но и под бой его ставить нельзя. | -д/и «Собери шахматную картинку»; -д/и «Шахматный теремок»; - д/и «Кубики»; |
Развивать логическое мышление. Закрепить с детьми все знания о шахматных фигурах, их начальную расстановку. |
-д/у «Что общего». | |
Закрепить счет до 10. Воспитывать любовь к шахматам. | - Эстафета на быструю и правильную расстановку пешек и фигур. | |
| ||
«Мат» «Ничья. Пат» | Закрепить знания детей о мате. Предложить решить упражнения на мат в один ход (сложные примеры с большим числом | - Показ и объяснение;
|
фигур). Развивать логическое мышление. Познакомить с отличием мата от | фигурами; - д/и «Спрячь ненужные буквы»; | |
пата. Показать детям варианты ничьей. Поддерживать интерес к игре. |
| |
|
«Превращен ие пешки» «Рокировка» | Объяснить детям, что пешка может превратиться в любую фигуру. Дать задания на |
|
превращение пешки в ладью, слона, коня, ферзя, с последующей постановкой мата. Развивать внимание, |
| |
наблюдательность. Закрепить последовательность выполнения игровых действий. Познакомить детей с длиной и | похудела»;
| |
короткой рокировкой, правилами рокировки. Развивать внимание. Закрепить |
| |
пространственные отношения. | ||
«Ценность | Вспомнить с детьми о том, что каждая фигура оценивается в |
|
фигур» | определенное количество очков. Познакомить с д/и «Реши шахматную задачу». Закрепить с детьми изменения числа и | задачи»;
|
величины в зависимости от их увеличения и уменьшения. Развивать сообразительность, | - игровая практика. | |
математические способности. |
Февраль «Дебют»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Шахматная партия» | Предложить детям сыграть в шахматы всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Воспитывать уверенность в своих силах, стойкий характер. |
|
«Дебют» | Познакомить детей с понятием дебют, с легендой «Непобедимый», с правилами |
|
разыгрывания дебюта. Активизировать мыслительную деятельность, учить хорошо ориентироваться на шахматной доске. | «Непобедимый»;
-игровая практика. | |
«Дебют» | Закрепить знания предыдущего занятия. Познакомить с «хорошими» и «плохими» ходами в дебюте. Показывать разыгрывание дебюта великими шахматистами. Поддерживать интерес к игре. |
|
Развлечение «Звездный шахматный час» ( с родителями) | Повторить с детьми пройденный материал, используя таблички двух цветов. На вопросы даются два ответа, выбрать правильный и поднять табличку красного цвета. Развивать внимание, мышление, память. |
|
«Разыгрыван ие дебюта» | Разобрать с детьми разыгрывание шахматного дебюта С. Гангули с Д. Шармой. Развивать интерес к разбору партий великими шахматистами. |
|
«Детский мат» | Предложить детям поставить друг другу детский мат. Найти способы спасения от мата. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
|
«Мат одинокому королю» | Предложить детям поставить мат в один ход одинокому королю всеми шахматными фигурами. Развивать логическое мышление. Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю. |
«Ограниченный король», «В угол»;
|
Март. «Техника матирования одинокого короля»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Мат двумя ладьями» | Познакомить детей с линейным матом. Продолжить учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить горизонтальные и вертикальные линии. |
|
«Мат ферзем и ладьей» | Познакомить детей, как ставится мат тяжелыми фигурами. Развивать сообразительность, находчивость. |
|
«Ферзь и король против короля» | Показать и объяснить детям, как ставиться мат одинокому королю ферзем и королем. Закрепить понятия «линия», «угол», «вертикаль», «горизонталь», «диагональ». |
« В угол»; «Ограниченный король»;
-игровая практика. |
«Мат двумя слонами» | Показать детям, как ставится мат двумя слонами. Закрепить диагональные линии. |
|
«Мат слоном и конем» | Объяснить и показать мат слоном и конем. Развивать внимание и сосредоточенность |
|
«Мат двумя конями» | Показать детям, как ставится мат двумя конями. Закрепить понятия «прямой угол» |
|
«Ладья и король против | Показать и объяснить детям мат ладьей и королем. Закрепить горизонтальные и вертикальные |
|
короля» | линии. | король»; - д/у « На крайнюю линию» |
«Матировани е одинокого короля» | Предложить детям на выбор матирование одинокого короля любыми из фигур. |
|
Развивать логическое мышление. | - показ на демонстрационной доске. |
Апрель. «Приемы шахматной борьбы»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Связка» | Познакомить с приемом | - Показ и объяснение; |
шахматной борьбы – связкой. Предложить решить задачи на тему «Связка». Найти и показать на диаграмме |
| |
данный прием. Тренировать логическое мышление. | ||
«Двойной удар» | Познакомить детей с приемом шахматной борьбы – двойной удар. |
|
Показать шахматную позицию с двойным ударом «Мельница». Знакомство с первым чемпионом мира по шахматам среди мужчин |
| |
В. Стейницем. | ||
«Вскрытый шах» | Познакомить с новым приемом шахматной борьбы – вскрытым |
|
шахом. Предложить для решения шахматные задачи на данный прием. | шах»;
| |
Воспитывать волю, находчивость, усидчивость. |
«Жертва» | Познакомить с приемом шахматной борьбы – жертва, предложить задачи на данный |
|
прием. Знакомство с чемпионом мира Анатолием Карповым. Поддерживать интерес к игре. |
|
Май
В течение месяца проводится шахматный турнир:
- между детьми старшей группы;
- между детьми старшей и подготовительной группы;
- соревнование между детьми.
Заканчивается цикл занятий развлечением «Шахматный праздник» (с родителями):
- песни, танцы;
- призы;
- дипломы;
- игры;
- грамоты, призы.
К концу учебного года дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, пат, мат, ничья, приемы шахматной борьбы: связка, двойной удар, вскрытый шах, жертва, дебют и т.п.
К концу учебного года дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять начальное положение;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Рокировать;
- Объявлять шах и мат;
- Решать элементарные задачи на один ход;
- Знать и узнавать великих чемпионов мира
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной программы второго года обучения в
подготовительной группе
Месяц | Неделя | Тема занятие | Количество занятий в неделю |
1 неделя | «Чья армия сильнее?» | 1 | |
Октябрь «Шахматная доска и шахматные фигуры» | Шах, мат, пат | ||
2 неделя | Шах, мат, пат Происхождение шахмат | 1 | |
3 неделя | Нотация шахматной доски | 1 | |
4 неделя | Ценность шахматных фигур. | 1 | |
1 неделя | Двойной удар. | 1 | |
Вилка. | |||
Ноябрь | 2 неделя | Связка. | 1 |
«Шахматные | Жертва. | ||
приемы и | 3 неделя | Вскрытый шах. | 1 |
комбинации» | Пешечная цепь. | ||
4 неделя | Ловушка | 1 | |
Комбинация |
Декабрь «Техника матирования одинокого короля» | 1 неделя | Дебют | 1 |
2 неделя | Техника матирования одинокого короля | 1 | |
3 неделя | Техника матирования одинокого короля | 1 | |
4 неделя | Техника матирования одинокого короля | 1 | |
Январь «Шахматная армия готова к бою» | 2 неделя | Темп, выигрыш темпа, потеря темпа. Миттельшпиль. | 1 |
3 неделя | Правила разыгрывания миттельшпиля. | 1 | |
4 неделя | Запись и чтение шахматной партии. | 1 | |
Февраль «Шахматные комбинации» | 1 неделя | «Двойной шах» и «Спертый мат». Шахматный прием «Вечный шах». | 1 |
2 неделя | «Вперед хода нет!». Оппозиция «Мельница» | 1 | |
3 неделя | Эндшпиль. Правило квадрата. | 1 | |
4 неделя | «Игра в уголки» (Король и крайняя пешка против короля) | 1 | |
Март «Клуб знаменитых чемпионов» | 1 неделя | «Клуб знаменитых чемпионов». В. Стейниц. | 1 |
2 неделя | «Клуб знаменитых чемпионов». А Алёхин. Завлечение. Отвлечение | 1 | |
3 неделя | «Клуб знаменитых чемпионов» М. Ботвинник. Гамбит. | 1 | |
4 неделя | Оскаров А. Карпова 12 чемпиона мира. | 1 | |
Апрель «Эндшпиль. Шахматные кроссворды» | 1 неделя | Г. Каспаров 13 чемпион мира. В. Менчик – первая чемпиона мира. | 1 |
2 неделя | «Шахматная лесенка» Решение шахматного кроссворда и ребуса. Задачи. | 1 | |
3 неделя | Основные особенности и законы разыгрывания эндшпиля. | 1 |
4 неделя | Основные особенности и законы разыгрывания эндшпиля. Крамник - новый мастер шахмат. «Придумай задачу». | 1 |
Перспективный план по обучению детей шахматам в подготовительной группе
Октябрь «Шахматная доска и шахматные фигуры»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Чья армия | Познакомить детей со сказкой | - Чтение сказки; |
сильнее?» | «Чья армия сильнее?» и | - беседа; |
побеседовать о прочитанном. | - д/и «Составь доску»; | |
Вспомнить понятия: поля, | - д/и «Вертикаль, | |
клетки, горизонталь, вертикаль, | горизонталь, диагональ»; | |
диагональ, центр, названия | - д/у «Какого цвета | |
шахматных фигур и их ходы. | поле?» | |
Развивать интерес к игре. | - чудесный шахматный | |
мешочек. | ||
«Шах, мат, пат» | Вспомнить с детьми понятия: | - Поэтические строки; |
рокировка, взятие на проходе, | - загадки, пословицы и | |
превращение пешки, шах, мат, | поговорки; | |
пат. | - д/и «Спрячь ненужные | |
Предложить детям выполнить | буквы» | |
задание на мат в один ход. | - д/у «Две фигуры против | |
Тренировать логическое | целой армии | |
мышление и память. | - д/у «Неотвратимый мат» | |
- игровая практика. | ||
«Происхождени е шахмат» | Вспомнить с детьми легенду о том, как появились шахматы. Познакомить с играми, которые предшествовали шахматам: чатуранга и шатрандж. Расширять кругозор детей. |
|
«Шахматная | Вспомнить с детьми обозначение | - Упражнения на |
нотация» | горизонтальных и вертикальных | демонстрационной доске; |
линий, полей. | - д/и «Шахматное лото», | |
Учить быстро ориентироваться | «Отметь шахматные | |
на шахматной доске. | поля» |
Активизировать мыслительную деятельность. |
| |
«Ценность шахматных фигур» | Вспомнить с детьми, что каждая фигура оценивается в определенное количество очков, сравнить силу фигур. Упражнять детей в количественном счёте, вспомнить сложение и вычитание чисел. Развивать математические способности, умение сравнивать. |
материального перевеса;
|
Ноябрь «Шахматные приемы и комбинации»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Двойной удар». «Вилка» | Вспомнить с детьми прием шахматной борьбы – двойной удар. Предложить решить задачи на данный прием. Вырабатывать у детей уверенность в свои силы. |
|
«Связка». «Жертва» | Вспомнить один из приемов шахматной борьбы – связка. Предложить детям самостоятельно придумать задание с данным приёмом. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение. |
|
«Вскрытый шах» | Вспомнить и решить задачи на прием шахматной борьбы «Вскрытый шах». Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться в тетради. |
участке»
|
«Пешечная | Познакомить детей с понятием | - Объяснение и показ; |
цепь» | пешечная цепь, рассказать о её | - заповеди пешкоеда; |
преимуществе и показать на | - чтение сказки | |
демонстрационной доске. | (продолжение); | |
- разбор партии; | ||
- шахматный словарь; | ||
- игровая практика. | ||
«Ловушка» | Познакомить детей с приемом | - Объяснение и показ; |
шахматной борьбы – ловушка. | - чтение сказки «Бедная | |
Развивать память, мышление. | птичка»; | |
- сравнение приемов; | ||
- разбор партий; | ||
- копилка умных слов; | ||
- игровая практика. | ||
«Комбинация» | Познакомить с шахматным | - Объяснение и показ; |
приемом – комбинация. | - чтение сказки | |
Расширить кругозор детей. | «Сочинение Буратино»; | |
- краткая беседа; | ||
- копилка умных слов; | ||
- разбор партий; | ||
- игровая практика; | ||
- д/у «Лабиринт» |
Декабрь. Техника матирования одинокого короля.
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Дебют» | Вспомнить с детьми правила | - Поэтические строки; |
разыгрывания дебюта. | - разбор партий; | |
Вспомнить ошибки, которые | - чтение сказки: «Как | |
делают в дебюте. Обратить | Буратино, Пьеро и | |
внимание на развитие фигур в | Карабас-Барабас играли в | |
дебюте. Найти на шахматной | шахматы»; | |
доске открытую линию. | - шахматный словарь; | |
Развивать внимание, память. | - показ коротких партий: | |
«Детский мат», | ||
«Дурацкий мат»; | ||
- игровая практика. | ||
«Техника | Вспомнить с детьми, что такое | - Объяснение и показ; |
матирования | линейный мат и как | - поэтические строки; |
одинокого | выполняется. Предложить | - карты-схемы; |
короля» (2 | продемонстрировать на доске | - д/у «Шах или мат»; |
занятия) | друг другу. | - д/у «На крайнюю |
Предложить детям поставить мат | линию» | |
королю в один ход на | - д/у «Мат в один ход»; | |
предложенной диаграмме 14-ю | - игровая практика. |
различными способами. Закрепить горизонтальные и вертикальные линии. | ||
«Техника матирования одинокого короля» (2 занятия) | Предложить детям поставить друг другу мат королю ферзём и ладьей. Развивать логическое мышление. |
|
«Техника матирования одинокого короля» (2 занятия) | Предложить детям поставить мат королю двумя слонами, двумя конями. Закрепить диагональные линии, понятие «прямой угол». |
количеством фигур. |
Январь «Шахматная армия готова к бою»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Темп, выигрыш темпа, потеря темпа». | Познакомить детей с понятиями: темп- это ход; выигрыш темпа, потеря темпа. Развивать умение работать в темпе. |
|
«Миттельшпиль» (2 занятия) | Познакомить детей с понятием миттельшпиль – середина игра. Объяснить детям, как необходимо вести борьбу в миттельшпиле. Развивать воображение. |
|
Запись и чтение | Познакомить детей с | - Объяснение и показ; |
шахматной | обозначениями шахматных | - чтение рассказа «Вова и |
партии (2 | фигур и терминов, предложить | дедушка»; |
занятия) | записать в блокнот и запомнить. | - шахматы по переписке; |
Познакомить с краткой и | - д/и «Условные | |
полной шахматной записью, | обозначения»; | |
учить читать запись. | - д/у «Какого цвета | |
Развивать внимание, память и | поле?» | |
мелкую моторику. | - игровая практика с | |
записью фрагмента | ||
шахматной партии. |
Февраль «Шахматные комбинации»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Двойной шах». | Показать детям мат, при котором | - Показ; |
«Спертый мат». | мешают свои же собственные | - объяснение; |
фигуры («Спертый мат»). | - игровая практика; | |
Предложить решить задачу на | - сравнение; | |
«двойной шах», найти | - д/у «Двойной шах»; | |
правильное решение. | - д/у «Мат в два хода»; | |
Выполнить учебное положение | - копилка умных слов. | |
на мат в два хода. | ||
Развивать логическое мышление. | ||
Шахматный | Познакомить детей с шахматной | - Д/у «Вечный шах» |
прием «Вечный | комбинацией – вечный шах. | - разбор партий; |
шах». | Вырабатывать у детей | - шахматный словарь; |
настойчивость. | - сравнение; | |
- рассказ из истории; | ||
- игровая практика. | ||
«Вперед хода | Познакомить детей с тем, как | -Объяснение и показ; |
нет!» | вести себя королю и пешке | - определить в позициях, |
Оппозиция. | против короля, когда король | как окончится игра при |
сильнейшей стороны находится | ходе белых, и привести | |
сбоку и сзади своей пешки. | варианты; | |
Объяснить положение | - объяснить слова - | |
оппозиции. | оппозиция, судья, угроза, | |
Развивать наблюдательность, | --- гроссмейстер; | |
внимание, воображение. | - кроссворд; | |
- игровая практика. |
«Мельница» | Вспомнить один из приемов шахматной борьбы – «Мельница». Предложить выполнить задание на данный прием, найти правильное решение. Воспитывать выдержку, волю, спокойствие. |
|
Эндшпиль. Правило квадрата. | Вспомнить с детьми правило квадрата. Решить позицию, когда белые при своем ходе делают ничью. Закрепить математические понятия: геометрические фигуры, прямой угол. |
«Ссора сороки и Волка»;
|
«Игра в уголки» | Познакомить детей с тем, как | - Объяснение и показ; |
(Король и | крайнюю пешку провести в | - предложить позиции, |
крайняя пешка | ферзи, запомнить правило. | при которых белые при |
против короля) | Объяснить детям способы | своем ходе делают ничью; |
защиты. | - чтение сказки « Лесные | |
Активизировать мыслительную | жители играют в | |
деятельность. | шахматы»; | |
- разговор с героями; | ||
- шахматный словарь; | ||
- кроссворд; | ||
- игровая практика. |
Март «Клуб знаменитых чемпионов»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
В. Стейниц - | Вспомнить с детьми первого | - Фото Стейница; |
первый чемпион | чемпиона мира среди мужчин В. | - д/у «Вечный шах» |
мира по | Стейница. («Защита Стейница»). | - разбор партий; |
шахматам. | Познакомить детей с шахматной | - шахматный словарь; |
комбинацией – вечный шах. | - сравнение; | |
Вырабатывать у детей | - рассказ из истории; | |
настойчивость. | - игровая практика. | |
А Алёхин | Познакомить детей с | - Объяснение и показ; |
Завлечение и | выдающимся русским | - разбор партии Алёхина- |
отвлечение. | чемпионам мира А. Алёхиным. | Фельтд; |
Разобрать комбинацию, которую | - портрет; | |
провёл Алёхин – завлечение и | - рассказ из истории; | |
отвлечение. | - художественное слово; |
Расширять кругозор детей. | - игровая практика. | |
М. Ботвинник. | Познакомить детей с чемпионом | - Объяснение и показ; |
Гамбит. | мира М. Ботвинником. | - комбинация на тему |
Разобрать партию, где Ботвинник | связки, гамбита; | |
проводит комбинацию на тему | - д/и «Выигрыш | |
связки и двойного удара. | материала» | |
Показать детям комбинацию под | - фотопортрет; | |
названием – гамбит. | - рассказ из истории. | |
Формировать внутренний план | ||
действий. | ||
6 Оскаров – А. | Познакомить детей с 12 –м | - Объяснение и показ; |
Карпова | чемпионом мира по шахматам А. | - портрет; |
Карповым. | - рассказ; | |
Разобрать задания и решить на | - сравнение; | |
мат в 1 ход, 2 хода, 3 и т. п. | - д/у «Мат в один ход», | |
«Мат в два хода»; | ||
- игровая практика. |
Апрель «Эндшпиль» «Шахматные кроссворды»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
Г. Каспаров – 13 чемпион | Познакомить детей с | - Объяснение и рассказ; |
мира. | чемпионом мира Г. | - показ фото и чтение «Г. |
Каспаровым. | Каспаров»; | |
Предложить решить | - объяснение слов; | |
шахматный кроссворд. | - «шахматный словарь» - | |
Развивать интерес к | вариант, взятие, разряд, | |
игре. | размен; | |
- игровая практика. | ||
В. Менчик – первая | Познакомить с Верой | - Объяснение и показ; |
чемпиона мира. | Менчик – первой | - учебное положение на |
чемпионкой среди | мат в 2 хода.; | |
женщин. | - д/у «отвлечение» | |
Предложить детям | - портрет; | |
самостоятельно | - рассказ из истории; | |
придумать задание на | -игровая практика. | |
мат в 1, 2 хода. | ||
Воспитывать | ||
уверенность в своих | ||
силы, настойчивость, |
выдержку. | ||
«Шахматная лесенка» | Разобрать с детьми комбинацию ферзя против пешки, ферзь против пешек «b», «d» , «e» , «g». Предложить решить шахматный кроссворд. Расширять кругозор детей. |
-объяснить слова: олимпиада, линия, миттельшпиль;
|
Решение шахматного кроссворда и ребуса. | Предложить решить шахматный кроссворд. Учить детей разгадывать ребусы. Выполнить запись шахматной партии. Развивать логическое мышление. |
|
Основные особенности и | Показать детям на | - Объяснение и показ; |
законы разыгрывания | примере, что в эндшпиле | - художественное слово; |
эндшпиля. | король - активная | - правила; |
(2 занятия) | фигура. Активность | - словарь; |
каждой из фигур и их | - игровая практика. | |
взаимодействие. | ||
Объяснить, что | ||
движение пешек в ферзи | ||
и есть главная | ||
стратегическая задача. | ||
Формировать | ||
внутренний план | ||
действий. | ||
Крамник - новый мастер | Познакомить с новым | - Объяснение и показ; |
шахмат. | чемпионом Крамником. | - рассказ; |
Придумай задачу. | Рассказать о турнире | - фотографии; |
трех «К» (Каспаров, | - разбор партий; | |
Карпов, Крамник). | - газеты; | |
Учить детей | - игровая практика. | |
самостоятельно | ||
придумывать задачи и | ||
этюды, используя | ||
различные приемы и | ||
комбинации. Развивать | ||
умственные |
способности. |
Май
Турниры
- В течение месяца проводится шахматный турнир между детьми подготовительной группы. Выявляется гроссмейстер ДОУ.
- Проводится шахматный турнир между детьми старшей и подготовительной группы за переходящий кубок.
- Шахматный турнир между детьми.
- Подготовка и проведение открытых занятий для родителей «Шахматная семья».
- «Шахматный алфавит» (декабрь).
- «Самый умный».
- Сеанс одновременной игры.
- Шахматный турнир между родителями и детьми.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование для реализации программы в группе:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
- Бареев, И. А. Гроссмейстеры детского сада [Текст] / И. А. Бареев. – М.: редакция журнала «Наш малыш», 1995. – 128 с.
- Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / В. Г. Гришин. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
- Гик, Е. Я. Беседы о шахматах [Текст]: Книга для учащихся / Е. Я. Гик. - М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
- Зак, В. Я играю в шахматы [Текст] / В. Зак, Я. Длуголенский. - Издательство Ленинград «Детская литература», 1980. – 219 с.
- Зак, В. Отдать, чтобы найти [Текст] / В. Зак, Я. Длуголенский. - Издательство Ленинград «Детская литература», 1988. – 219 с.
- Зенков, Г. М. Первый шах [Текст]: Уроки шахматной игры / Г. М. Зенков. -
«Пласт», 1993. 125 с.
- Костьев, А. Н. Учителю о шахматах [Текст] / А. Н. Костьев. - Москва
«Просвещение», 1986. - 111 с.
- Петрушина, Н. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких [Текст]: Серия
«Шахматы» / Н. Петрушина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 224 с.
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст] / И. Г. Сухин. - М.: Педагогика, 1991. – 144с.
- Сухин, И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет [Текст] / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с.
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [Текст]: Пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Малыши играют в шахматы"
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана дей...
На заметку родителям (нужно ли учить малышей играть в шахматы)
Нужно ли учить малышей играть в шахматы?...
Дополнительная общеобразовательная программа "Малыши играют в шахматы"
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобре...
Парциальная программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.Гришин)
Парциальная программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.Гришин)...
Парциальная программа "Малыши играют в шахматы"
Парциальная программа "Малыши играют в шахматы"...
Парциальная программа "Малыши-Карандаши"
Парциальная программа "Малыши-Карандаши" по художественной деятельности для детей старшей возрастной группы. Содержит целевой, содержательный и организационные разделы....
Парциальная программа "Малыши-крепыши"
Парциальная программа "Малыши-крепыши"...