Парциальная программа "Малыши-Карандаши"
рабочая программа (старшая группа)
Парциальная программа "Малыши-Карандаши" по художественной деятельности для детей старшей возрастной группы. Содержит целевой, содержательный и организационные разделы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 92.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«МАЛЫШИ-КАРАНДАШИ»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дошкольного образования
Издание первое
Под редакцией:
А.А. Орёл
ПЛАНЕТА ДЕТСВА
УРАЙ, 2023
ББК 74.100
УДК 373.2
Руководитель авторского коллектива: А.А. Орёл – мать 4хлетнего ребенка, фельдшер недоучка «Ханты-Мансийской государственной медицинской академии», студентка-выпускница дошкольного отделения группы ДО-420, возможно краснодипломница, «Урайского политехнического колледжа» и просто хороший человек.
Автор: А.А. Орёл – студентка группы ДО-420 дошкольного отделения «Урайского политехнического колледжа».
МАЛЫШИ-КАРАНДАШИ. Парциальная программа дошкольного образования/ Под ред. А.А. Орёл. – Издание первое, испр. и доп. – У.: ПЛАНЕТА ДЕТСТВА, 2023. – с. 16.
© А.А. Орёл, 2023
© «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» 2023
Целевой
раздел
Пояснительная записка
- Актуальность парциальной образовательной программы
Направленность Программы
Парциальная программа «Малыши-карандаши» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными техниками рисования.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т. к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства за счет создания художественных образов разными техниками рисования. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
В программе учитываются интересы и потребности детей дошкольного возраста. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование различных техник материала изобразительной деятельности и нестандартных изотехнологий.
Все занятия носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием техник рисования по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
- Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческие способности средствами различных изобразительных техник.
Задачи:
- Сформировать представления о различных видах изобразительных техник и их возможностях в отображении объектов окружающего мира.
- Развивать умение осуществлять самостоятельную творческую деятельность.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
- Осуществление образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка – при выборе различных техник рисования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, образовательных отношений в процессе приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование образовательных интересов, действий, инициативы детей в различных видах деятельности (в изобразительных техниках монотипия, граттаж, рисование мыльными пузырями).
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований методов возрасту и особенностям развития).
Образовательная деятельность по программе основывается на следующих ключевых подходах:
- Системно-деятельностном подходе, обусловливающем способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
- Культурологическом подходе направленном на формирование творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности.
- Возрастные особенности детей старшей группы
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения
- Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов.
Ребенок:
- овладевают формированию различных техник рисования и использования материалов.
- созданию образцов в рисунке с помощью средств выразительности.
- овладевают самостоятельной творческой деятельностью.
- развивается фантазия, творчество, воображение, мелкая моторика руки.
- сформированы умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира.
1.6. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы.
- выставки детских работ в (тематические, праздничные);
- художественные конкурсы (внутри учреждения, городского, муниципального масштаба);
- составление альбома лучших работ.
- наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.
Содержательный
раздел
Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Проектирование воспитательно-образовательной работы по реализации Парциальной программы
Парциальная программа «МАЛЫШИ-КАРАНДАШИ» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
№ | Месяц | Тема | Программное содержание |
Старший возраст | |||
1 | Сентябрь | «Анемоны» (рисование по сырому листу) | Учить работать гуашью по-сырому, накладывать один цвет на другой; Формировать умение составлять композицию из нескольких предметов; Развивать воображение, чувство цвета, эстетический вкус; Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира. |
2 | Октябрь | «Дорисуй картинку» | Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных c сторон, помочь увидеть многообразие предметов; закрепить навыки рисования карандашами (четкую штриховку); Развивать координацию движений, мелкую моторику рук; Воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. |
3 | Ноябрь | «Загадки» (рисование свечой) | Познакомить детей с техникой рисования свечой; Закреплять умение изображать различные предметы; Развивать воображение; Воспитывать желание выполнять работу творческого характера. |
4 | Декабрь | «Весёлые кляксы» (кляксография) | Познакомить c таким способом изображения, как кляксография; Учить видеть в кляксе существо, животное, растение...; Учить дорисовать детали объектов, для придания им законченности и сходства c реальными образами; Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; Поощрять детское творчество, инициативу. |
5 | Январь | «Морозный узор» (фотокопия) | Учить детей замечать необычное в окружающем мире и отражать увиденное в своем творчестве; Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании c изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования; Развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество; Вызывать y детей интерес к зимним явлениям природы. |
6 | Февраль | «Папин портрет» (рисование поздравительной открытки с фотографии) | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека; Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально; Вызвать y детей интерес к подготовке подарков и сувениров. |
7 | Март | «Милой мамочки портрет» (рисование поздравительной открытки с фотографии) | Учить рисовать женский портрет; инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения; Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица. |
8 | Апрель | «Я рисую море» («расчесывание» краски) | Ознакомление c новым приемом рисования - «расчесывание» краски; создать условия для экспериментирования c разными художественными материалами и инструментами; Развивать воображение, чувство ритма и композиции; Вызвать у детей интерес к созданию. |
9 | Май | «Цветик - семицветик | Познакомить со способом рисования ступней; закрепить знания цветов спектра; Развивать творчество; Воспитывать интерес к занятиям по рисованию, создавать радостное настроение у детей. |
Взаимодействие ДОУ с семьей по реализации Парциальной Программы
Работа по реализации Парциальной Программы включает в себя:
- Анкетирование
- Родительские собрания
- Консультации для родителей в приёмной
- Мастер-классы
- Открытые просмотры НОД с детьми
- Информация на сайте ДОУ
- Оформление папок-передвижек
- Буклеты
- Памятки для родителей
- Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями
- Конкурс совместных творческих работ с детьми
Организационный
раздел
Материально-техническое обеспечение Парциальной программы
- Методические материалы.
- Г. H. Давыдова./Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2./ —М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018. - 80 с.
- Г. H. Давыдова./Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2./ —М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018. - 72 с.
- И.А. Лыкова./Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа./ -М.: «Издательство Карапуз -Дидактика», 2018 - 208 с.
- Развивающая предметно - пространственная среда помещений, необходимая для реализации Парциальной программы
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении | ||
Коридоры учреждения | Информационно-просветительская работа с сотрудниками учреждения и родителями, содержащая материалы о реализации части Программы | Стенды для родителей Оформление выставок детских работ |
Музыкально - спортивный зал | Ознакомление родителей с направлениями работы учреждения | Оформление выставок детских работ |
Развивающая предметно - пространственная среда в группах | ||
Центр изобразительной деятельности | Закрепление навыков, полученных в ходе организованной образовательной деятельности в рамках реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. | Бумага разного формата, разной формы, разного тона; Цветные карандаши, краски, кисти, тряпочки, пластилин (стеки, доски для лепки); Альбомы - раскраски. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ
Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....
Парциальные программы
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...
Парциальная программа "Маленькие фантазеры"
Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....
Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку
Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...
Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку
Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...
Анализ парциальных программ по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях
Программы по музыкальному воспитанию в ДОУ...