Консультация «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
методическая разработка

Вибе Юлия Владимировна

материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_samoobrazovanie.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ № 5 г. Орска»

Консультация для   педагогов

«Организация работы

по самообразованию педагогов ДОУ»

Подготовила: Вибе Ю.В.,

старший воспитатель 1 кк

г. Орск – 2020 г.

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следующих  принципах.

  Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Оценить  потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).

Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  проблемами решаемыми  в ДОУ,  с приоритетным направлением  его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • Деятельность педагогов процессе самообразования будет  способствовать решению  задач ДОУ;
  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только  в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может  самостоятельно сформулировать проблему,  или тему самообразования,  необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.  В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.  ( Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления.  Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.  Сроки реализации плана, педагог определяет сам,  но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.  Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа  проводиться рефлексия (самоанализ).

Сформированность определенных личностных качеств:

  • Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях,  педагогических советах, семинарах по теме самообразования.  Можно отметить, что при условии неформального  подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
  • Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования.  Рост инициативности начинается после того,  как  педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность  реализовать полученные знания на практике.
  • Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать  развитие детей,  анализировать конкретные педагогические ситуации,  изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность  собственной деятельности.
  • Потребность в  саморазвитии.  Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой., творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производиться по методике К.Ю.Белой по трем критериям:  активное  развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие.

Повышение профессионального статуса педагога:

  • Повышение или подтверждение категории.
  • Формы успешности педагога  (признание администрации, родителей, коллег).

Современные требования к  аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.  

Таким образом, предлагаемая система работы  по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога    перед необходимостью  повышения своих теоретических  и практических знаний, умений  и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт  наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно  быть в  определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать  атмосферу профессионализма и творчества.  

Памятка для осуществления самоанализа

  1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной  темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для  изучения  в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной   темой самообразования?  Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая , научная и др.
  3. Практические выводы после проработки каждой темы.
  4. Творческое сотрудничество (с методистом,  узкими специалистами. Другими педагогами).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Информация для отслеживания результативности работы педагога:

  • Сведения о самообразовании – индивидуальные планы  педагогов с указанием темы,  проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
  • Информация об участии педагога в методической работе.
  • Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
  • Сведения о повышении квалификации сотрудников.
  • Сведения об аттестации сотрудников.
  • Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.

Литература:

1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2016 г.

Интернет ресурсы:

1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm

          2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .  Болта Галина Николаевна).

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

  1. Этап – подготовка доклада, выступления.

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.
  2. Письменное изложение полного текста выступления.

  1. Этап – работа с подготовленным материалом

  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

  1. Этап – подготовка к выступлению

  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

ПАМЯТКА

Основными направлениями в системе самообразования педагогов

дошкольного учреждения могут быть:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

название темы

цели

задачи

предполагаемый результат

этапы работы

сроки выполнения каждого этапа

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

способ демонстрации результата проделанной работы

форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Алгоритм работы над темой самообразования

Подбор темы

Определение целей  и задач

Дата начала работы над темой

Подбор видов деятельности в рамках работы над темой

Подбор источников самообразования

Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.

Формы  работы  педагогов над темами самообразования:

1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2. Обзор в Интернете информации по теме.

3. Посещение семинаров,  конференций, занятий  коллег.

4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Формы представления результатов самообразования

Доклад лекция.

Защита исследовательской работы

Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания

Брошюра,

Листовка,  

Буклет

Открытое занятие

Проведение семинара, консультации, мастер-класса

Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.

Практикум (тренинг) и т.д.

Тематические родительские собрания

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

 НАД ТЕМОЙ  САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема:______________________________________________________________

Дата начала работы над темой _______________________________________

Предполагаемая дата окончания работы над темой _____________________

ЦЕЛЬ: _____________________________________________________________

Задачи: _____________________________________________________________

Примерные задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

Разработать перспективный план работы с детьми;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;

Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ФОРМА

ПРЕДСТАВ

ЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТА

ТОВ

1. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2. Распространение опыта среди коллег.

Практические выходы, например:

  1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «________________________________________________________»;

  1. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «_________________________________________________________»;

  1. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «________________________________________________________»;

  1. Оформление папки-передвижки.

Тема: «__________________________________________________________»;

  1. Выставка работ.

Тема: «_________________________________________________________»;

  1. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «__________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «__________________________________________________»;

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература.

Выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Консультация содержит информацию об основных направлениях и этапах работы педагога ДОУ по самообразованию....

Консультация "Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ"

Один из показателей профессиональной компетентности педагога - его способность к самообучению.Самообучение - это организованная, систематическая, самостоятельная деятельность, направленная на достижен...