Воспитание и социализация одаренных детей
статья
Воспитание и социализация одаренных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание и социализация одаренных детей | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и социализация одаренных детей
Формирование личности человека представляет собой последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский возраст. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становиться неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Она происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относится, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Все одаренные дети - представители мыслительного и художественного типов мышлений – помимо черт, их разделяющих, имеют одну черту, в равной мере их объединяющую, - каждый из них остается ребенком, и как ребенок он обладает только ему присущей индивидуальностью и отношение к нему должно строиться на основании данного тезиса. Особенности личности высокоодаренного ребенка:
1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.
2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.
3. Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.
4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.
В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдаленности.
Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются, главным образом, в направлении интересов. Один после какого-то периода исканий погружается в математику, другой – в биологию, третий – в художественно-литературное творчество, четвертый – в историю и археологию. И дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способов.
На формирование личности, его способностей влияет три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные и задатки.
Воспитание рассматривается как ведущий фактор, так как это специально организованная система, воздействующая на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта и формирования способностей.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяет характер деятельности и мировоззрение людей.
Общественные отношения – не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущность человека в отличии от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.
Задатки – особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности – генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Причинами уязвимости одаренных детей является следующие факторы:
1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимаются. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистичные цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к критическому отношению не только к себе, но и к своим окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Из сказанного следует, что в процессе социализации одаренных детей заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в нем.
Литература
- Лосева диагностика одаренности: Учебное пособие / ;Рец.; , . – М.: Академический Проект: Трикста, 2004.
- Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
- Доровской, А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаются материалы проекта «Маленькие таланты», в разработке которого участвовали педагоги-психологи и музыкальные руководители....
Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск
Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...
Воспитание и социализация одаренных детей
Воспитание и социализация одаренных детей...
Воспитание и социализация одаренных детей
Воспитание и социализация одаренных детей...
Детская одарённость. Трудности описания и практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Стало ясно, что одаренность — это не только дар, но и испытание для ученика, но также и то, что одаренный ученик — это тоже дар и испытание для учителя т.е. тот краеугольный камень, споткн...
Применение кейс-технологии в сюжетно-ролевой игре как способе социально-коммуникативного воспитания и развития одаренности детей старшего дошкольного возраста
Кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Надо проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение....
Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...