План работы по самообразованию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 р. п. Тамала
План работы по самообразованию
«Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста»
Составила воспитатель: Жидкова Елена Николаевна
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»
«Мир, окружающий ребёнка,
— это, прежде всего мир Природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,
вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
На сегодняшний момент экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике.
Выделяется три основных причины актуальности экологического воспитания детей:
Экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля.
Приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Именно в этот период ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.
Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому, я считаю важным создание предметно – пространственной среды для развития познавательного интереса детей с помощью экологии, как наиболее интересной области знаний.
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.
Исследовательская деятельность является одной из наиболее эффективных средств, способствующих более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель и задачи самообразования по теме
Цель: изучение проблемы использования исследовательской деятельности как средства формирования экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей исследовательской деятельности, как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами исследовательской деятельности.
3. Определить эффективность работы по применению исследовательской деятельности, как средства формирования экологической культуры.
№№ П/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. | Подбор методической литературы по теме «Экологическое воспитание дошкольников». | сентябрь | Список методической литературы по теме. |
2. | Составление плана работы. | сентябрь | Перспективный план работы. |
3. | Изучение пособия: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», на основе методического материала разработать критерии прогулок по временам года для дошкольников. | октябрь | Консультация для родителей «Организация проведения прогулок с детьми дошкольного возраста». Оформить картотеку прогулок в младшей группе. |
4. | Изучение форм работы и примерный перечень игр, экологической направленности, для проведения непосредственно образовательной деятельности. | ноябрь | Открытое занятие «Дикие и домашние животные» Выступление на педагогическом совете «Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» |
5. | Изучение пособия А.И. Ивановой«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», и оборудовать уголок природы и уголок экспериментальной деятельности в соответствие с возрастом детей. | Ноябрь-Декабрь | Консультация для воспитателей « Роль уголка природы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста». Оформить картотеку по экспериментальной деятельности. |
6. | Изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности. | Декабрь-январь | Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности. |
7. | Организация практической деятельности по проекту | Февраль-март | Проект «Зимующие птицы» |
8. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март | Выставка игр, пособий для практической деятельности. |
9. | Проектная деятельность | Апрель | Оформление презентации проекта «Зимующие птицы» |
11. | Анкетирование родителей | Апрель | |
12. | Оформление практического материала (конспекты, консультации, доклады, и т.д.). Мониторинг. | Май | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
Методическая литература:
Т. И. Бабаева, В. И.Логинова « Программа Детство»,Детство-Пресс, 2011г.
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,2003 г.
О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска», Москва, ТЦ «Сфера» — 2005г.
О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста), Москва, ТЦ «Сфера» — 2011г.
О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994 г.А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»,Волгоград – 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...