патриотическое воспитание
статья (старшая группа)

Цыганкова Светлана Петровна

выступление на областном педагогическом салоне по теме патриотическое воспитание. основной тезис: через чувства появляется желание узнавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obl.konferentsiya._patriot.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, предлагаю  вам создать образ Родины.

- Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина».  У каждого из вас возник свой образ, у кого –то они похожи, у кого –то нет. Но у всех он, однозначно, теплый, радостный, приятный.

   А образы всплыли благодаря нашей эмоциональной памяти. Известно, что эмоциональная память самая яркая и долговременная. Те эмоции и чувства, которые мы, педагоги, сможем разбудить у ребенка в дошкольном возрасте останутся у них в памяти на долгие годы.

   Ведь если задуматься- что такое патриотизм? Это любовь к своему родному краю, своей Родине. Любовь- это чувство! Высшее чувство, которое присуще человеку, но базируется оно на более мелких эмоциях (радости, уважении, гордости).

    Наша малая Родина –Пензенский край. Чтобы воспитать нравственное отношение ребёнка к своей малой Родине, нужно, что бы сам педагог был патриотом и любил свой край. На сегодняшний момент приоритетной задачей на новый учебный год, в рамках национального проекта «Образование», стоит патриотическое воспитание подрастающего поколения.

   Но эту задачу, мы в дошкольном образовании решаем уже давно. Так я являюсь победителем районного конкурса конспектов по патриотическому воспитанию «Люблю свой край родной» в 2020 году, призером  муниципального конкурса проектов «Тамала – моя  Родина» 2018 году, победителем муниципального конкурса мини музеев «Русская изба» в 2017 году. Таким образом, можно смело говорить о том, что каждый на своей малой родине любит свой край и передает свою любовь детям.

  Но каким бы не был активным и любящим свою родину педагог, он один не сможет привить это чувство своим воспитанникам. Для этого ему нужны единомышленники. В лице специалистов как в детском саду, так и в окружающем социуме.  В нашем районе в общеобразовательной школе действует три комнаты-музея.  Это музей героя России Романа Китанина, именем которого названа школа; музей посвященной великой отечественной войне и комната – музей национальных традиций тамалинского народа.

   Мои воспитанники являются частыми гостями в этих музеях. И уже в нашей группе сложилась своя традиция: при посещении этих музеев ребята разучивают стихи и песни, которые с удовольствием читают экскурсоводам и ученикам школы.  

 Говоря о единомышленниках нельзя не сказать о родителях, без которых невозможно привить любовь к родному краю нашим ребятам.

    Поэтому благодаря родителям, в своем саду мы создали мини-музей. В который дети с гордостью пополняют «семейными экспонатами», предметами старины, фотографиями, кухонной утварью. Собранный материал вызывает у детей интерес и желание узнать историю своего поселка, изучать ее. А говоря об эмоциях и чувствах – это гордость за свою семью, уважение к своим предкам, радость сопричастия к общему делу. Все эти чувства отложатся у ребят в их эмоциональной памяти.

Кроме того, бурю положительных эмоций и впечатлений оставляют совместные досуги и развлечения с родителями и детьми. День пожилого человека, с традиционным чаепитием, праздники к 23 февраля и 8 марта, новогодние праздники, яблочный спас и многие другие.

Сельские детские сады ограничены в возможностях показа местных достопримечательностях своим воспитанникам, но зато те немногочисленные памятники архитектуры, значимые здания и достопримечательности окрашиваются особой эмоциональной краской. Чувством теплоты и радости, уважения и гордости.

     Моим детям очень нравиться слушать про наш родной поселок, проявляют интерес к новым местам, где они еще не были, используя аудиозаписи, например, такие как: звуки поселка – транспорт (железная дорога, грузовые машины, сирены спец. транспорта и т.д.), звуки природы в соответствии с сезоном – голоса птиц, капель, шум ветра и т.д.

   Целевые прогулки и экскурсии на близлежащие улицы, наблюдения за жизнью этих улиц: различаем виды домов, наличие магазинов, социально значимых учреждений — библиотека, почта, памятники солдату освободителю, аллея героев. На одной из пеших прогулок организовали сбор природного и бросового материала для поделок. Все это обеспечивает знакомство детей с социальным и культурным разнообразием поселка, а главное дарят ребятам эмоциональные впечатления, которые запомнятся надолго.

 Я стремлюсь чтобы мои дети принимали участие в жизни родного поселка. В его традициях, праздниках, содействую эмоциональной и практической вовлеченности детей в события поселковой жизни (например, сделали открытки для ветеранов, принимали участие в городских акциях, при открытии спорт площадки, на которой присутствовал губернатор Белозерцев И.А., активно участвуем в праздновании дня поселка, спортивных соревнованиях , проводимых в районе.)

 Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого мы должны увлечь дошкольников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.

 В завершении хочу сказать, что можно много знать об истории родного края, об его достопримечательностях, но при этом не испытывать чувства любви к родной земле. Опираясь на эмоциональную память моих ребят, я могу с уверенностью сказать, что и через много лет, когда они возможно разъедутся по разным уголкам нашей необъятной страны, они будут с теплотой вспоминать свою улицу и дом, маленькую аллею, родные здания и их всегда будет тянуть на свою малую родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...