Дополнительная общеразвивающая программа по художественной направленности «Золотая кисточка»
рабочая программа

Программа «Золотая кисточка» разработана в соответствии с проектом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Программа «Золотая кисточка» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №378 г. Челябинска

ПРИНЯТО

На заседании педсовета

МАДОУ ДС № 378

Протокол № ___

От «___» _______________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР ДС №378  

_________ Т. Н. Чилимская

Дополнительная общеразвивающая программа

по художественной направленности «Золотая кисточка».

Составитель - Кацуба Н. А.

(воспитатель МАДОУ ДС № 378)

г. Челябинск 2018г.

Содержание  

№ стр

1. Раздел1. Комплекс основных характеристик программы

3-10

1.1 Пояснительная записка

3-4

     1.2. Цель и задачи программы

5

1.3. Содержание программы

5-9

     1.4. Планируемые результаты

9-10

2. Раздел 2. Комплекс организационно -педагогических условий

10-13

     2.1. Календарный учебный график

11

2.2. Учебный план

11

     2.3. Условия реализации программы

11

2.4. Формы аттестации

11-12

     2.5. Оценочные материалы

12

2.6. Методическое обеспечение программы

12-13

2.7. Список литературы

13

     

Раздел1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

        Программа «Золотая кисточка» разработана в соответствии с проектом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Программа «Золотая кисточка» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Источниками создания программы являются:

- Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыкова И.А. «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности).

- Разработки Г.Н. Давыдовой «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», «Пластилинография. Анималистическая живопись», «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», «Поделки из бросового материала. Цветы».

В настоящее время работа в нетрадиционных техниках приобретает всё большую актуальность, так как  открывает огромный простор для детской фантазии, разрывает  шаблоны обучения ребёнка изобразительному искусству, помогает детям поверить в свои силы, приносит множество положительных эмоций.

Новизна программы – в применении наиболее интересных техник, которые развивают у детей интерес  к практической деятельности, стремление к творчеству. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность программы: увлечение нетрадиционными технологиями  помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыков и умений  художественного творчества.

В ФГОС ДО одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях изобразительным и прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

1.2. Цель и задачи программы:

  • Развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности;
  • Познакомить детей с нетрадиционными приемами и техниками рисования, с использованием различных материалов; вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе создания рисунка;
  • Воспитывать художественное восприятие мира, аккуратность.

Отличительные особенности программы:

- В одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.

- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.

- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя  совершенно новый, неизведанный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

1.3. Содержание программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - от 5 до 7 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (36  часов)

Форма проведения занятий – подгрупповая (9-10 детей 5-7 лет)

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут.

  Учебно-тематический план.

Курс «Золотая кисточка» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Программа курса состоит из 36занятий (9 месяцев, 1 занятие в неделю) и включает в себя 4 основных раздела:

  • Работа с природным материалом;
  • Работа с пластилином, солёным тестом и глиной;
  • Работа с бумагой;
  • Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели.

Разделы программы

Всего часов

Содержание

Работа с природным материалом

7

Создание композиций, используя различные природные и подручные материалы. Особенности работы с каждым из них.

Работа с пластилином, солёным тестом и глиной

10

Лепка из разных пластичных материалов. Особенности каждого материала. Закрепление основных приёмов лепки. Создание объёмных композиций, работа при помощи налепа.

Работа с бумагой

6

Волшебные свойства бумаги.Освоение основных техник работы с бумагой. Изготовление открыток, подарков из данного материала.

Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели, восковых мелков и витражных красок.

13

Основные правила и приёмы работы с живописными материалами. Создание композиций в различных техниках. Обучение основным правилам композиции и цветоведения.

Содержание программы:

Раздел 1. Работа с природным материалом – 7 занятий.

  1. Тема: «Подсолнух» (выкладывание изображения с помощью семян подсолнечника, фасоли и гороха) – 2 занятия (50 мин.)
  2. Тема: «Растительный мир» (выкладывание изображения с помощью яичной скорлупы, грецкого ореха и макаронных изделий) -2 занятия (50 мин.)
  3. Тема: «Зимний пейзаж» (рисование манкой) – 1 занятие (25 мин.)
  4. Тема: «Динозаврики» (поделка из шишек) – 1 занятие (25 мин.)
  5. Тема: «Салют» (работа с пластилином, горохом, чечевицей) – 1 занятие (25 мин.)

Раздел 2. Работа с пластилином, соленым тестом и глиной –10 занятий

  1. Тема: «Деревня» (пейзаж деревни с помощью пластилина) – 2 занятия (50 мин.)
  2. Тема: «Корзинка с цветами» (лепка из соленого теста) – 1 занятие (25 мин.)
  3. Тема: «Ёжик» (лепка из пластилина при помощи отдельных мазков) -1 занятие (25 мин.)
  4. Тема: «Веселые фрукты» (лепка из пластилина при помощи налепа) -1 занятие (25 мин.)
  5. Тема: «Веселый клоун» (скульптурный портрет из пластилина на пластмассовом стаканчике) – 2 занятия (50 мин.)
  6. Тема: «Кентавр» (лепка из глины) – 1 занятие (25 мин.)
  7. Тема: «Жаворонки» (лепка птиц из соленого теста) -1 занятие (25 мин.)
  8. Тема: «Кулоны- зверушки» (лепка из глины) -1 занятие (25 мин.)

Раздел 3. Работа с бумагой – 6 занятий

  1. Тема: «Самое красивое море» (морской пейзаж в технике «рваная бумага») – 2 занятия (50 мин.)
  2. Тема: «Новогодняя игрушка» (игрушка в технике «бумажная пластика») – 1 занятие (25 мин.)
  3. Тема: «Чудо-тарелочка» (изготовление тарелочки в технике «папье-маше») -1 занятие (25 мин.)
  4. Тема: «Открытка для мамы» (открытка в технике «объемная аппликация») – 1 занятие (25 мин.)
  5. Тема: «Тюльпаны для мамы» (цветы в технике «оригами»). – 1 занятие (25 мин.)

Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели – 13 занятий

  1. Тема: «Мой город в тумане» (рисование акварелью в технике «по сырому») – 1 занятие (25 мин.)
  2. Тема: «Осенняя фантазия» (печать осенних листьев, гуашь) -1 занятие (25 мин.)
  3. Тема: «Ветка сакуры» (рисование тушью в технике «кляксография») -1 занятие (25 мин.)
  4. Тема: «Бабочка» (рисование гуашью в технике «монотипия») – 1 занятие (25 мин.)
  5. Тема: «Подводный мир» (рисование восковыми мелками и акварелью) – 1 занятие (25 мин.)
  6. Тема: «Сказочное животное» (рисование витражными красками) -1 занятие (25 мин.)
  7. Тема: «Подарок маме» (рисование гуашью в технике «ниткография») – 1 занятие (25 мин.)
  8. Тема: «Портрет мамы» (портрет в технике «граттаж») – 1 занятие (25 мин.)
  9. Тема: «Рыжий проказник» (рисование восковыми мелками и акварелью) – 1 занятие (25 мин.)
  10. Тема «Полёт в космос» (работа в технике «граттаж») – 1 занятие (25 мин.)
  11. Тема: «Чудо-тарелочка» (роспись тарелочки из «папье-маше», гуашь) – 1 занятие (25 мин.)
  12. Тема: «Кентавр» (роспись изделия, вылепленного из глины, гуашь) – 1 занятие (25 мин.)
  13. Тема: «Сказочный букет» (рисование в технике «по сырому», акварель) -1 занятие (25 мин.)

1.4. Планируемые результаты:

-Развитие творческих способностей, художественного вкуса и фантазии растущей и развивающейся личности ребенка.

-Развитие умений создавать творческие композиции изделий, выполненных в различных техниках.

-Приобретение знаний об основных свойствах материалов.

-Развитие мелкой моторики рук.

-Развитие сенсорных и умственных способностей.

-Воспитание аккуратности, бережного отношения к художественным материалам.

-Улучшение коммуникативных способностей, навыков работы в коллективе.

Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года. Формой усвоения программного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.

Раздел 2.

Комплекс организационно -педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график:

1

Продолжительность освоения программы

9 месяцев

2

Начало освоения программы

01.09.2018

3

Окончание освоения программы

31.05.2019

4

Регламентирование

образовательного процесса

(режим работы объединения)

1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 мин.

5

Выходные и праздничные дни

суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ:

4 ноября - День народного единства;

1,2,3,4,5,6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

6

Каникулы (сроки, продолжительность)

-

7

Входное обследование уровня подготовленности обучающихся

с 01.09.2018. - 15.09.2018

8

Сроки промежуточной аттестации, освоения программного материала обучающимися

с 15.12.2018 - 31.12.2018

с 00.00.2019 - 00.00.2019

9

Сроки итоговой аттестации, освоения программы (дата итогового занятия)

15.05.2019

2.2 Учебный план:

п/п

Название раздела (курса, модуля, раздела, темы)

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

1

Работа с природным материалом

7

Выставки работ в группах

2

Работа с пластилином, солёным тестом и глиной

10

Выставка в ДОУ «Объёмные картины из бумаги, теста, пластилина».

3

Работа с бумагой

6

Выставка в ДОУ «Объёмные картины из бумаги, теста, пластилина».

4

Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели, восковых мелков и витражных красок.

13

Участие в конкурсах детского творчества  

Итоговое мероприятие (занятие)

Открытое занятие для родителей

2.3. Условия реализации программы:

1. Материально- техническое оснащение.

2. Учебно-Методическое обеспечение.

3. Кадровое обеспечение (повышение квалификации педагогом).

2.4. Формы аттестации:

  • выставки готовых изделий в детском саду;
  •  наблюдение;
  •  беседа, объяснения воспитанников;
  • участие в городских, региональных, международных выставках;
  • открытые занятия.

2.5. Оценочные материалы:

Диагностические карты развития умений и навыков детей по разделу «Художественно- эстетическое развитие».

Фамилия Имя ребёнка

Создаёт сюжетные композиции в рисовании, используя различные художественные материалы и техники изображения

Создаёт объёмные композиции из природного материала и бумаги, используя усвоенные приёмы и техники в изображении

Создает эмоционально-выразительные образы из пластичных материалов (тесто, глина, пластилин).

Н. г.

С. г

К. г.

Н. г.

С. г

К. г.

Н. г.

С. г

К. г.

1.

Грамоты за участие и победу в городских, региональных, Всероссийских конкурсах детского творчества.

2.6. Методическое обеспечение программы:

Использование педагогических технологий:

Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются личностно-ориентированные развивающие педагогические технологии – позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным детям.

Методы обучения, используемые педагогом во время проведения занятий:

Словесный метод – используется на каждом занятии в виде  беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепление пройденного материала.

Самостоятельная творческая работа – самостоятельность, развивает воображение.

Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

2.7. Список литературы:

Для педагогов:

  1. Методическое пособие Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.
  2. Давыдова Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014г.
  3. Кожохина С. К., Панова Е. А Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества -  Ярославль; ПК химический завод «Луч» 2007г.
  4. Давыдова Г.Н. « Пластилинография. Анималистическая живопись» - М.;  Издательство «Скрипторий», 2007г.
  5. Давыдова Г.Н. « Детский дизайн. Поделки из бросового материала» - М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2008г. 
  6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  7. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. 

Для детей и родителей:

  1. Давыдова Г.Н. «Поделки из бросового материала. Цветы» - М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2008г.
  2. Кожохина С. К., Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества - Ярославль; ПК химический завод «Луч» 2007г.

3. Иванова О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.  СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.

5.Лыкова И.А.  Мастерилки: «Мой зоопарк», «Моя природа» и т. д. М: «Цветной мир», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»

Дополнительная    общеразвивающая программа  кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Золотые рыбаки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Золотые рыбаки»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет

Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Разноцветные ладошки»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет

Аннотация     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность) расчитана для занятий хореографией с детьми старшего дошкольного возраста....