Дополнительная общеразвивающая программа по художественной направленности «Золотая кисточка»
рабочая программа
Программа «Золотая кисточка» разработана в соответствии с проектом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Программа «Золотая кисточка» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №378 г. Челябинска
ПРИНЯТО На заседании педсовета МАДОУ ДС № 378 Протокол № ___ От «___» _______________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР ДС №378 _________ Т. Н. Чилимская |
Дополнительная общеразвивающая программа
по художественной направленности «Золотая кисточка».
Составитель - Кацуба Н. А.
(воспитатель МАДОУ ДС № 378)
г. Челябинск 2018г.
Содержание | № стр |
1. Раздел1. Комплекс основных характеристик программы | 3-10 |
1.1 Пояснительная записка | 3-4 |
1.2. Цель и задачи программы | 5 |
1.3. Содержание программы | 5-9 |
1.4. Планируемые результаты | 9-10 |
2. Раздел 2. Комплекс организационно -педагогических условий | 10-13 |
2.1. Календарный учебный график | 11 |
2.2. Учебный план | 11 |
2.3. Условия реализации программы | 11 |
2.4. Формы аттестации | 11-12 |
2.5. Оценочные материалы | 12 |
2.6. Методическое обеспечение программы | 12-13 |
2.7. Список литературы | 13 |
Раздел1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Программа «Золотая кисточка» разработана в соответствии с проектом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Программа «Золотая кисточка» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Источниками создания программы являются:
- Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыкова И.А. «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности).
- Разработки Г.Н. Давыдовой «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», «Пластилинография. Анималистическая живопись», «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», «Поделки из бросового материала. Цветы».
В настоящее время работа в нетрадиционных техниках приобретает всё большую актуальность, так как открывает огромный простор для детской фантазии, разрывает шаблоны обучения ребёнка изобразительному искусству, помогает детям поверить в свои силы, приносит множество положительных эмоций.
Новизна программы – в применении наиболее интересных техник, которые развивают у детей интерес к практической деятельности, стремление к творчеству. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы: увлечение нетрадиционными технологиями помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыков и умений художественного творчества.
В ФГОС ДО одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях изобразительным и прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
1.2. Цель и задачи программы:
- Развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности;
- Познакомить детей с нетрадиционными приемами и техниками рисования, с использованием различных материалов; вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе создания рисунка;
- Воспитывать художественное восприятие мира, аккуратность.
Отличительные особенности программы:
- В одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя совершенно новый, неизведанный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
1.3. Содержание программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - от 5 до 7 лет.
Сроки реализации программы – 1 год (36 часов)
Форма проведения занятий – подгрупповая (9-10 детей 5-7 лет)
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут.
Учебно-тематический план.
Курс «Золотая кисточка» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Программа курса состоит из 36занятий (9 месяцев, 1 занятие в неделю) и включает в себя 4 основных раздела:
- Работа с природным материалом;
- Работа с пластилином, солёным тестом и глиной;
- Работа с бумагой;
- Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели.
Разделы программы | Всего часов | Содержание |
Работа с природным материалом | 7 | Создание композиций, используя различные природные и подручные материалы. Особенности работы с каждым из них. |
Работа с пластилином, солёным тестом и глиной | 10 | Лепка из разных пластичных материалов. Особенности каждого материала. Закрепление основных приёмов лепки. Создание объёмных композиций, работа при помощи налепа. |
Работа с бумагой | 6 | Волшебные свойства бумаги.Освоение основных техник работы с бумагой. Изготовление открыток, подарков из данного материала. |
Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели, восковых мелков и витражных красок. | 13 | Основные правила и приёмы работы с живописными материалами. Создание композиций в различных техниках. Обучение основным правилам композиции и цветоведения. |
Содержание программы:
Раздел 1. Работа с природным материалом – 7 занятий.
- Тема: «Подсолнух» (выкладывание изображения с помощью семян подсолнечника, фасоли и гороха) – 2 занятия (50 мин.)
- Тема: «Растительный мир» (выкладывание изображения с помощью яичной скорлупы, грецкого ореха и макаронных изделий) -2 занятия (50 мин.)
- Тема: «Зимний пейзаж» (рисование манкой) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Динозаврики» (поделка из шишек) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Салют» (работа с пластилином, горохом, чечевицей) – 1 занятие (25 мин.)
Раздел 2. Работа с пластилином, соленым тестом и глиной –10 занятий
- Тема: «Деревня» (пейзаж деревни с помощью пластилина) – 2 занятия (50 мин.)
- Тема: «Корзинка с цветами» (лепка из соленого теста) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Ёжик» (лепка из пластилина при помощи отдельных мазков) -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Веселые фрукты» (лепка из пластилина при помощи налепа) -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Веселый клоун» (скульптурный портрет из пластилина на пластмассовом стаканчике) – 2 занятия (50 мин.)
- Тема: «Кентавр» (лепка из глины) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Жаворонки» (лепка птиц из соленого теста) -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Кулоны- зверушки» (лепка из глины) -1 занятие (25 мин.)
Раздел 3. Работа с бумагой – 6 занятий
- Тема: «Самое красивое море» (морской пейзаж в технике «рваная бумага») – 2 занятия (50 мин.)
- Тема: «Новогодняя игрушка» (игрушка в технике «бумажная пластика») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Чудо-тарелочка» (изготовление тарелочки в технике «папье-маше») -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Открытка для мамы» (открытка в технике «объемная аппликация») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Тюльпаны для мамы» (цветы в технике «оригами»). – 1 занятие (25 мин.)
Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели – 13 занятий
- Тема: «Мой город в тумане» (рисование акварелью в технике «по сырому») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Осенняя фантазия» (печать осенних листьев, гуашь) -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Ветка сакуры» (рисование тушью в технике «кляксография») -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Бабочка» (рисование гуашью в технике «монотипия») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Подводный мир» (рисование восковыми мелками и акварелью) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Сказочное животное» (рисование витражными красками) -1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Подарок маме» (рисование гуашью в технике «ниткография») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Портрет мамы» (портрет в технике «граттаж») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Рыжий проказник» (рисование восковыми мелками и акварелью) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема «Полёт в космос» (работа в технике «граттаж») – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Чудо-тарелочка» (роспись тарелочки из «папье-маше», гуашь) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Кентавр» (роспись изделия, вылепленного из глины, гуашь) – 1 занятие (25 мин.)
- Тема: «Сказочный букет» (рисование в технике «по сырому», акварель) -1 занятие (25 мин.)
1.4. Планируемые результаты:
-Развитие творческих способностей, художественного вкуса и фантазии растущей и развивающейся личности ребенка.
-Развитие умений создавать творческие композиции изделий, выполненных в различных техниках.
-Приобретение знаний об основных свойствах материалов.
-Развитие мелкой моторики рук.
-Развитие сенсорных и умственных способностей.
-Воспитание аккуратности, бережного отношения к художественным материалам.
-Улучшение коммуникативных способностей, навыков работы в коллективе.
Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года. Формой усвоения программного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
Раздел 2.
Комплекс организационно -педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график:
1 | Продолжительность освоения программы | 9 месяцев |
2 | Начало освоения программы | 01.09.2018 |
3 | Окончание освоения программы | 31.05.2019 |
4 | Регламентирование образовательного процесса (режим работы объединения) | 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 мин. |
5 | Выходные и праздничные дни | суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ: 4 ноября - День народного единства; 1,2,3,4,5,6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; |
6 | Каникулы (сроки, продолжительность) | - |
7 | Входное обследование уровня подготовленности обучающихся | с 01.09.2018. - 15.09.2018 |
8 | Сроки промежуточной аттестации, освоения программного материала обучающимися | с 15.12.2018 - 31.12.2018 с 00.00.2019 - 00.00.2019 |
9 | Сроки итоговой аттестации, освоения программы (дата итогового занятия) | 15.05.2019 |
2.2 Учебный план:
№ п/п | Название раздела (курса, модуля, раздела, темы) | Количество часов | Формы промежуточной аттестации |
1 | Работа с природным материалом | 7 | Выставки работ в группах |
2 | Работа с пластилином, солёным тестом и глиной | 10 | Выставка в ДОУ «Объёмные картины из бумаги, теста, пластилина». |
3 | Работа с бумагой | 6 | Выставка в ДОУ «Объёмные картины из бумаги, теста, пластилина». |
4 | Нетрадиционные техники рисования с использованием гуаши и акварели, восковых мелков и витражных красок. | 13 | Участие в конкурсах детского творчества |
Итоговое мероприятие (занятие) | Открытое занятие для родителей |
2.3. Условия реализации программы:
1. Материально- техническое оснащение.
2. Учебно-Методическое обеспечение.
3. Кадровое обеспечение (повышение квалификации педагогом).
2.4. Формы аттестации:
- выставки готовых изделий в детском саду;
- наблюдение;
- беседа, объяснения воспитанников;
- участие в городских, региональных, международных выставках;
- открытые занятия.
2.5. Оценочные материалы:
Диагностические карты развития умений и навыков детей по разделу «Художественно- эстетическое развитие».
Фамилия Имя ребёнка | Создаёт сюжетные композиции в рисовании, используя различные художественные материалы и техники изображения | Создаёт объёмные композиции из природного материала и бумаги, используя усвоенные приёмы и техники в изображении | Создает эмоционально-выразительные образы из пластичных материалов (тесто, глина, пластилин). | ||||||
Н. г. | С. г | К. г. | Н. г. | С. г | К. г. | Н. г. | С. г | К. г. | |
1. |
Грамоты за участие и победу в городских, региональных, Всероссийских конкурсах детского творчества.
2.6. Методическое обеспечение программы:
Использование педагогических технологий:
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются личностно-ориентированные развивающие педагогические технологии – позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным детям.
Методы обучения, используемые педагогом во время проведения занятий:
Словесный метод – используется на каждом занятии в виде беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепление пройденного материала.
Самостоятельная творческая работа – самостоятельность, развивает воображение.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
2.7. Список литературы:
Для педагогов:
- Методическое пособие Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.
- Давыдова Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014г.
- Кожохина С. К., Панова Е. А Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества - Ярославль; ПК химический завод «Луч» 2007г.
- Давыдова Г.Н. « Пластилинография. Анималистическая живопись» - М.; Издательство «Скрипторий», 2007г.
- Давыдова Г.Н. « Детский дизайн. Поделки из бросового материала» - М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2008г.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
Для детей и родителей:
- Давыдова Г.Н. «Поделки из бросового материала. Цветы» - М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2008г.
- Кожохина С. К., Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества - Ярославль; ПК химический завод «Луч» 2007г.
3. Иванова О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
5.Лыкова И.А. Мастерилки: «Мой зоопарк», «Моя природа» и т. д. М: «Цветной мир», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Золотые рыбаки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Золотые рыбаки»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Разноцветные ладошки»
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет
Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и реализ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вдохновение " (художественная направленность) расчитана для занятий хореографией с детьми старшего дошкольного возраста....